Конкурс методических разработок уроков (учебных занятий).
Урок истории. Астрахань - наша гордость, наше будущее.
Семеняченко Н.П., учитель истории
МБОУ "СОШ №74 имени Габдуллы Тукая"
5-6 классы.
Цели:
-
познакомить учащихся с событиями исторического прошлого нашего города, сохранившимися в памятниках культуры;
-
воспитывать бережное отношение к историческому прошлому;
-
способствовать формированию гражданской позиции учащихся.
Оборудование урока:
ХОД УРОКА
Учитель:Здравствуйте,ребята! Поздравляю вас с началом учебного года. Желаю открытий и побед в новом учебном году!
За лето вы выросли и изменились. Поэт Н. Заболоцкий в своем стихотворении «Метаморфозы» писал:
«Как мир меняется! И как я сам меняюсь !
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной,-
Не я один. Нас много. Я-живой!»
Учитель:Что хотел сказать поэт?
Ученики:Личность каждого человека многогранна.
Учитель:Да, в каждом из нас много «Я», и все мы разные:
-мальчики и девочки;
-спортсмены и музыканты;
-физики и лирики;
-отличники и не очень...
Но есть и многое, что нас объединяет! Как вы думаете ,что?
(Открывается презентация)
Ученики:Мы-земляне.
Ученики:Мы-россияне.
Ученики:Мы-волжане.
Ученики:Мы-астраханцы.
Учитель:В 2008 году русской Астрахани исполнилось 450 лет, так как именно в 1558 году первый астраханский воевода Черемисинов поставил крепость на выбранном им месте, перенеся Астрахань с правого на левый берег, примерно на 12 км от прежнего места — это событие и считается основанием Астрахани. Да, наша гордость — это наш Кремль. Летописец писал об Астраханском кремле с восторгом: «...сделан город бесчисленно хорош, и кругом его пояс мраморен, зелен да красен».
Учитель:Есть в нашем кремле нечто такое, что роднит наш кремль с московским. Попробуйте найти это.
Ученики:Лобное место — второе сохранившееся в России после московского.
Учитель:Холм, на котором был заложен город, тянулся с запада на восток,где постепенно сужался. Это и предопределило направления древних улиц.
Загадка:Какая улица начинается от Пречистенских ворот Кремля?
Ученики:Улица Советская.
Учитель:А можете ли вы перечислить ее прежние названия?
Ученики:В XVII в. она называлась Большая Продольная, в начале XIX в. стала называться Екатерининской, позже - Московской.
Учитель:Да, верно. К северу и югу улица Московская (ныне Советская) быстро «обросла» несколькими почти параллельными ей улицами.
Загадка: на одной из этих улиц находится очень уютное место, школьники очень любят там проводить время, свободное от уроков (а иногда и на уроках!).
Ученики: Это кофейня «Шарлау» на углу ул. Кирова и Ленина.
Учитель: Это фирма швейцарца К.А.Шарлау существовала в нашем городе с 1875 г., а в 1901 г. на углу полицейской и Белгородской по проекту архитектора К.К.Домонтовича было построено здание кондитерской. Определите, какая из улиц Полицейская, какая Белгородская?
Ученики: Полицейская — Кирова, а Белгородская — Ленина.
Учитель: Верно. Улица Кирова — самая длинная улица нашего города складывалась в течение 250 лет. От Пешеходного моста на Кутуме до губернаторского сада она называлась Табачным рядом. От Губернаторского сада до Полицейского моста на канаве — Полицейской. От Полицейского моста до Паробичева бугра — Паробичебугорной. Окунемся в незабываемую атмосферу Старого города.
Старый город надо смотреть ранним утром. Улицы тогда пусты и светит нежаркое солнце. В его утреннем свете словно обнажаются прежние десятилетия, ушедшие, казалось, бесследно. Особенно стройными и помолодевшими выглядят старые дома, ритмичными рядами расставленные по красным линиям длинных и прямых улиц. Омытые косыми лучами восходящего солнца, они воскрешают давно забытые образы. Смутный шелест бесчисленных флагов, пароходные гудки, цокот лошадиных копыт, звон трамваев и шумный говор разноязычной толпы.
Учитель: Ребята! Вы хорошо знаете свой город! Можете ли вы узнать это место? ( показывается фото Астрахани XIX в.)
Ученики: сейчас это площадь им. Ленина. (демонстрируется современный вид до начала реконструкции в 2008 г.)
Учитель: Да, точнее две площади: Ленина и Шаумяна. А теперь более сложное задание: где в нашем городе находилось здание Гостиного дома или Гостиного двора? (используется фото — подсказка)
Учитель: Этим зданием любовались многие путешественники, поэты и писатели. Оно поражало монументальностью и величием. Новый Гостиный двор был построен в начале XX века по проекту петербургского архитектора Виктора Александровича Шретера, но в 1918 г. здание представляло жалкое зрелище. Почему?
Ученики: Крыша сгорела, перекрытия обвалились, окна зияют пустыми глазницами. Это последствия январских боев — так в Астрахани устанавливалась советская власть.
Учитель: Летом 1925 г. в Астрахань прибыл известный полярный норвежский исследователь Фритьоф Нансен. Он обратил внимание на громады полуразрушенных зданий в центре города. Ученый сфотографировал их. Нансен хотел предостеречь мировую общественность — какими потерями обернулась для России Гражданская война.
Наш город потерял очень много красивых зданий, церквей , мечетей и буддистских храмов. Но жизнь продолжалась и продолжается!
Б. Шаховский. «Стихи об Астрахани»:
Не ведал ни счастья, ни ласки
Наш город, дремавший в пыли.
И только манящие сказки
О нём по России плели.
Учитель: Сегодня эти сказки стали былью, т.к. 13 октября 2006 г. вышел указ Президента РФ «О праздновании 450-летия основание г. Астрахани в 2008 году». К юбилею были приурочены реставрации и открытие новых зданий и сооружений города, более 600 объектов!
(Презентация старых и новых видов г. Астрахани, сделанная учащимися)
Учитель: Сегодня, путешествуя по старым улицам, мы любуемся сохранившимися памятниками, и гордость заполняет наши сердца. Ведь все это сделано руками наших предков. И раз мы все это увидели, мы до последнего часа будем хранить это в своей благодарной памяти.
Выступление театра песни «Сказочки»: звучит песня «Лучше не найти!»
|
На: Сетевой проект "Люблю тебя, мой край родной. Семейный альбом
Интересно бы взглянуть на презентации! Спасибо, Сомова СА
сомишна