Воробьева Р.Р., Иванова Е.С.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Одной из специфических особенностей учебной деятельности дошкольника считается то, что она не является ведущим видом деятельности в этом возрасте. Ведущим видом деятельности дошкольников традиционно признают игру[1, 2, 3]. Многие проблемы учебной деятельности детей решаются через различные игровые приемы, игровые ситуации, разработку дидактических игр. Проблеме развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста и роли в нем логических игр и упражнений уделяли свое внимание многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них можно отметить таких как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.П. Аникеева, Н.Н. Поддьяков, Ж. Пиаже, Михалова З.А. и многие другие [4, 5, 6].
В связи с этим за основу развития элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития учителем-дефектологом и педагогом-психологом были взяты такие дидактические пособия, как блоки Дьенеша и палочки Киюзенера, которые являются наиболее эффективными для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Блоки Дьенеша и палочки Киюзенера – уникальны по своим возможностям, так как позволяют в игровой форме организовать индивидуально-дифференцированное обучение и коррекционную работу с детьми как младшего, так и старшего возраста, а также с детьми, отстающими в развитии. Пособия эффективно используются педагогом-психологом и учителем-дефектологом для выполнения диагностических заданий. Используя данные пособия на своих занятиях, учитель-дефектолог и педагог-психолог реализуют один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности.
Свою работу с пособиями мы начинаем с детьми младшего дошкольного возраста. В данном возрасте важна сенсорная привлекательность материала. Особенно в усвоении сенсорных эталонов: цвет, форма, величина. Дети охотно вовлекаются в совместную деятельность с педагогами, что очень важно на первых порах обучения.
Если на начало года в младшей группе детей с ЗПР только 3 человека различали основные цвета, то уже в середине года практически 50% детей их освоили, а на конец года только два человека испытывали трудности, остальные же дети стали называть оттенки основных цветов.
В конце года все дети узнавали и называли такие геометрические фигуры, как круг, квадрат, треугольник; объединяли их по одному-двум признакам.
Работа ведется от простого к сложному. В связи с различными психологическими особенностями детей кто-то из них раньше, а кто-то позже достигал следующей ступеньки своего интеллектуального развития. Поэтому здесь важное значение имели индивидуальные занятия с детьми.
Занимаясь с пособиями, мы решали следующие задачи: развитие зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, развитие логического мышления, памяти, внимания, развитие навыков счета, измерения, вычислений; воспитание самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели. Дидактические пособия блоки Дьенеша и палочки Киюзенера наглядно демонстрировали детям старшего возраста такие абстрактные понятия, как число, величина, количество. «Числа в цвете» позволили одновременно развить у детей представления о числе на основе счета и измерения.
Всегда достаточно сложный материал – усвоение состава числа решался значительно проще и быстрее, как для детей, так и для нас, педагогов. Дети с удовольствием выкладывали цветные коврики, не подозревая, что начинают знакомиться с составом числа.
Пособие позволило развить творческие способности, воображение детей, способность к конструированию и моделированию.
Палочки Киюзенера и блоки Дьенеша нами используются не только как обучающие пособия, но и как настольно-печатные игры в самостоятельной деятельности детей («Домино», «Улитка», «Рассели жильцов» и другие). Большой интерес для детей представляют подвижные игры с пособиями (предметные ориентиры, обозначение домиков, лабиринтов, дорожек). Занятия блоками и палочками всегда интересны и увлекательны.
Для более успешного и системного использования пособия нами было разработано планирование по возрастам, которое прилагается.
Для того, чтобы реализовать индивидуальный подход целесообразно было организовывать работу с учетом трех уровней развития детей: низкий, средний, высокий.
Анализ результатов, полученных педагогом-психологом и учителем-дефектологом в ходе диагностики, позволяет говорить о том, что пособия способствуют более легкому освоению программы по развитию элементарных математических представлений. Дети легче осваивают знания о величине, форме, соотносят число с цифрой и цветом, легче классифицируют, обобщают, выполняют задания на исключение лишнего, умеют абстрагироваться в создании групп предметов по нескольким свойствам, решать логические задачи. Некоторые дети успешно справлялись с тем или иным заданием, но необходима была помощь взрослого, так как были ошибки, которые после объяснения исправлялись детьми самостоятельно. Дети, оказавшиеся на низком уровне, часто не понимали инструкцию по выполнению задания, опирались на механическую память, нуждались в постоянной организующей помощи взрослого и в проведении индивидуальных занятий. Также одной из причин неуспешности в овладении знаниями являлось редкое посещение детского сада по причине заболеваний.
На первом году обучения дети только начали овладевать такими математическими понятиями, как геометрические фигуры, познакомились с их свойствами, научились различать и сравнивать.
На втором году количество детей, овладевших математическими знаниями, значительно возросло. Увеличилось количество детей, относящихся к среднему уровню, что говорит о достаточно устойчивом уровне выполнения заданий и упражнений.
От года к году обучение становилось богаче за счет расширения знаний детей, поэтому усложнялся и обогащался предлагаемый материал.
На третьем году обучения еще больше возросли знания и умения детей в связи с развитием их психических процессов: значительно увеличилась концентрация внимания на занятии, его распределение и произвольность. Увеличился объем памяти, зрительное и слуховое восприятие. У каждого ребенка разные темпы психического развития, в связи с этим обнаруживались различные темпы в усвоении материала.
Дидактические игры и упражнения по предлагаемым пособиям «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизенера» используются и как дополнительные задания к занятию, и как самостоятельное занятие с использованием только данных пособий.
Таким образом, в течение трех лет прослеживается положительная динамика в развитии мышления и, в частности, элементарных математических представлений у детей. Главная причина эффективности использования дидактического пособия – его наглядность, доступность, красочность, возможность создания многообразных игр и упражнений на освоение, закрепление задач программы по развитию элементарных математических представлений.
Система игр и упражнений позволяет развить у детей память, внимание, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, а также формирует умение использовать полученные знания в других видах деятельности, позволит успешно обучаться в дальнейшем.
Список литературы:
1. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1967.
2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. (Руководство практического психолога).
3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/ Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001.
4. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. — М.: Педагогика, 1973.
5. Иванов В. С. Астения как одна из причин неуспеваемости детей в школе. — В кн. Дети с временными задержками развития. Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер - М.: Педагогика. 1971.
6. Никашина Н. А. Обучение детей с ЗПР. - Смоленск, 1994.
7. Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития // Дефектология. 1989. №2
8. Самодумская Е. Н. К вопросу об органическом инфантилизме. — В кн.: Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1971.
9. Ульенкова У.В. К проблеме ранней компенсации задержки психического развития.// Дефектология. 1980. №1.
Воробьева Р.Р., Иванова Е.С.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Одной из специфических особенностей учебной деятельности дошкольника считается то, что она не является ведущим видом деятельности в этом возрасте. Ведущим видом деятельности дошкольников традиционно признают игру[1, 2, 3]. Многие проблемы учебной деятельности детей решаются через различные игровые приемы, игровые ситуации, разработку дидактических игр. Проблеме развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста и роли в нем логических игр и упражнений уделяли свое внимание многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них можно отметить таких как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.П. Аникеева, Н.Н. Поддьяков, Ж. Пиаже, Михалова З.А. и многие другие [4, 5, 6].
В связи с этим за основу развития элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития учителем-дефектологом и педагогом-психологом были взяты такие дидактические пособия, как блоки Дьенеша и палочки Киюзенера, которые являются наиболее эффективными для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Блоки Дьенеша и палочки Киюзенера – уникальны по своим возможностям, так как позволяют в игровой форме организовать индивидуально-дифференцированное обучение и коррекционную работу с детьми как младшего, так и старшего возраста, а также с детьми, отстающими в развитии. Пособия эффективно используются педагогом-психологом и учителем-дефектологом для выполнения диагностических заданий. Используя данные пособия на своих занятиях, учитель-дефектолог и педагог-психолог реализуют один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности.
Свою работу с пособиями мы начинаем с детьми младшего дошкольного возраста. В данном возрасте важна сенсорная привлекательность материала. Особенно в усвоении сенсорных эталонов: цвет, форма, величина. Дети охотно вовлекаются в совместную деятельность с педагогами, что очень важно на первых порах обучения.
Если на начало года в младшей группе детей с ЗПР только 3 человека различали основные цвета, то уже в середине года практически 50% детей их освоили, а на конец года только два человека испытывали трудности, остальные же дети стали называть оттенки основных цветов.
В конце года все дети узнавали и называли такие геометрические фигуры, как круг, квадрат, треугольник; объединяли их по одному-двум признакам.
Работа ведется от простого к сложному. В связи с различными психологическими особенностями детей кто-то из них раньше, а кто-то позже достигал следующей ступеньки своего интеллектуального развития. Поэтому здесь важное значение имели индивидуальные занятия с детьми.
Занимаясь с пособиями, мы решали следующие задачи: развитие зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, развитие логического мышления, памяти, внимания, развитие навыков счета, измерения, вычислений; воспитание самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели. Дидактические пособия блоки Дьенеша и палочки Киюзенера наглядно демонстрировали детям старшего возраста такие абстрактные понятия, как число, величина, количество. «Числа в цвете» позволили одновременно развить у детей представления о числе на основе счета и измерения.
Всегда достаточно сложный материал – усвоение состава числа решался значительно проще и быстрее, как для детей, так и для нас, педагогов. Дети с удовольствием выкладывали цветные коврики, не подозревая, что начинают знакомиться с составом числа.
Пособие позволило развить творческие способности, воображение детей, способность к конструированию и моделированию.
Палочки Киюзенера и блоки Дьенеша нами используются не только как обучающие пособия, но и как настольно-печатные игры в самостоятельной деятельности детей («Домино», «Улитка», «Рассели жильцов» и другие). Большой интерес для детей представляют подвижные игры с пособиями (предметные ориентиры, обозначение домиков, лабиринтов, дорожек). Занятия блоками и палочками всегда интересны и увлекательны.
Для более успешного и системного использования пособия нами было разработано планирование по возрастам, которое прилагается.
Для того, чтобы реализовать индивидуальный подход целесообразно было организовывать работу с учетом трех уровней развития детей: низкий, средний, высокий.
Анализ результатов, полученных педагогом-психологом и учителем-дефектологом в ходе диагностики, позволяет говорить о том, что пособия способствуют более легкому освоению программы по развитию элементарных математических представлений. Дети легче осваивают знания о величине, форме, соотносят число с цифрой и цветом, легче классифицируют, обобщают, выполняют задания на исключение лишнего, умеют абстрагироваться в создании групп предметов по нескольким свойствам, решать логические задачи. Некоторые дети успешно справлялись с тем или иным заданием, но необходима была помощь взрослого, так как были ошибки, которые после объяснения исправлялись детьми самостоятельно. Дети, оказавшиеся на низком уровне, часто не понимали инструкцию по выполнению задания, опирались на механическую память, нуждались в постоянной организующей помощи взрослого и в проведении индивидуальных занятий. Также одной из причин неуспешности в овладении знаниями являлось редкое посещение детского сада по причине заболеваний.
На первом году обучения дети только начали овладевать такими математическими понятиями, как геометрические фигуры, познакомились с их свойствами, научились различать и сравнивать.
На втором году количество детей, овладевших математическими знаниями, значительно возросло. Увеличилось количество детей, относящихся к среднему уровню, что говорит о достаточно устойчивом уровне выполнения заданий и упражнений.
От года к году обучение становилось богаче за счет расширения знаний детей, поэтому усложнялся и обогащался предлагаемый материал.
На третьем году обучения еще больше возросли знания и умения детей в связи с развитием их психических процессов: значительно увеличилась концентрация внимания на занятии, его распределение и произвольность. Увеличился объем памяти, зрительное и слуховое восприятие. У каждого ребенка разные темпы психического развития, в связи с этим обнаруживались различные темпы в усвоении материала.
Дидактические игры и упражнения по предлагаемым пособиям «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизенера» используются и как дополнительные задания к занятию, и как самостоятельное занятие с использованием только данных пособий.
Таким образом, в течение трех лет прослеживается положительная динамика в развитии мышления и, в частности, элементарных математических представлений у детей. Главная причина эффективности использования дидактического пособия – его наглядность, доступность, красочность, возможность создания многообразных игр и упражнений на освоение, закрепление задач программы по развитию элементарных математических представлений.
Система игр и упражнений позволяет развить у детей память, внимание, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, а также формирует умение использовать полученные знания в других видах деятельности, позволит успешно обучаться в дальнейшем.
Список литературы:
1. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1967.
2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. (Руководство практического психолога).
3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/ Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001.
4. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. — М.: Педагогика, 1973.
5. Иванов В. С. Астения как одна из причин неуспеваемости детей в школе. — В кн. Дети с временными задержками развития. Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер - М.: Педагогика. 1971.
6. Никашина Н. А. Обучение детей с ЗПР. - Смоленск, 1994.
7. Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития // Дефектология. 1989. №2
8. Самодумская Е. Н. К вопросу об органическом инфантилизме. — В кн.: Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1971.
9. Ульенкова У.В. К проблеме ранней компенсации задержки психического развития.// Дефектология. 1980. №1.
|