Цели урока:1.Познакомить учащихся с правилом правописания Е-И в корнях с чередованием;
2.Развивать умения самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, обозначать её графически и объяснять правописание.
Ход урока
I.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада видеть ваш хороший настрой на наш сегодняшний урок. Добрых вам открытий!
II. Устная проверка д/з 2мин. По цепочке.
- Отложили Р.т. в сторону. В полученных записали: сегодняшнее число, классная работа, тема урока.
Мы продолжаем путешествие по стране «Морфология», знакомимся со страной Глагол. Многое об этой стране уже знаем: общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль. Сегодня познакомимся с правописанием чередующихся гласных в этой части речи. Прежде чем приступить к этому, настроимся на работу
Повторение ранее изученного.
2)Фронтальный опрос.»Мозговой штурм»
Что называется глаголом?
-Каких видов бывают глаголы в русском языке?
-Что такое инфинитив(у него нет ни числа, ни лица, ни наклонения, ни времени. Ему присущи лишь категории вида (писать – написать)
-Как определить спряжение глагола?(Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть,и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть)
-Категория времени глагола. Как изменяется гл. в наст. и буд. врем.? В прошедшем?
-Дай пример возвратного гл.
-Какую синтаксическую роль выполняет глагол?
-Как определить когда ться и тся пишется в глаголах?
-Не с глаголами. (Негодовать, неистовствовать, невзлюбить, нездоровиться, недоумевать, ненавидеть)
(Пока проводится фронтальный опрос, три учащийся выполняют работу у доски по карточке:
Синтаксический разбор предложения. Владимир, согласуй с агентством туристический маршрут по новой трассе.
Работа со словарными сл.ТРАССА1. Направление линии дороги, канала, трубопровода. Т. линии электропередачи. Провести путь по новой трассе. 2. Путь, дорога. Автомобильная т. Воздушная т. Горнолыжная т. 3. След, оставляемый в воздухе трассирующей пулей
АГЕНТСТВО . Местное отделение ка-кого-н. учреждения, а также название нек-рых информационных, посреднических учреждении. Транспортное а. Телеграфное а.
ПРОЦЕСС1. Ход, развитие какого-н. явления, последовательная смена состояний в развитии чего-н. П. роста. Творческий п. Производственный п. 2. Развивающаяся болезнь. П. в лёгких. Воспалительный п. 3. Порядок разбирательства судебных и административных дел, а также само такое дело.
Работа с парами слов, у которых разное лексическое значение, но схожее звучание.
-Подумайте, какие буквы нужно писать в корне каждого из этих слов и почему?
Отв…рить дверь – отв…рить в молоке Прож…вать хлеб – прож…вать в Белгороде Прим…рять платье-прим…рять друзей
Вывод: необходимо не только видеть морфему, в которой находится орфограмма, но и знать лексическое значение слова.
-Что же нужно делать, если мы встретились с проверяемой гласной в корне?
Объявление темы и цели урока.
Тема нашего урока «Буквы е-и в корнях с чередованием». Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке и чему научиться? (Ответы обучающихся).Да, ребята, сегодня мы должны познакомиться с условиями выбора чередующихся гласных е-и в корне и научиться правильно писать слова с этой орфограммой.
СЛАЙД 1
Посмотрим сценку. «Суффикс-консультант» (*Из книги В. Волиной «Веселая грамматика»).
1-й ученик: Поручили Незнайке написать плакат. Начал он было писать, да задумался: как правильно – собирайте или соберайте? Думал он долго, да так ничего и не придумал. Но тут вспомнил о справочном бюро.Незнайка.
2-й ученик (по телефону): Скажите, пожалуйста, как надо писать: собирайте или соберайте?
3-й ученик: В таких корнях, где чередуются И и Е, все зависит от меня, Суффикса. Если после корня во мне стоит буква А, то я допускаю в корень только И; если стоит другая буква, пишите Е. Повторяйте за мной и учите это правило:
Собирать, стирать, задира-
Повнимательней гляди!
Если в слове имя –ИРА-,
Значит в корне буква И (Стихотворение написано на доске. Хоровое проговаривание.)
СЛАЙД 2 -Определите вид глаголов в первом и втором столбиках.
-Какой вывод можно сделать? (Глаголы образуют видовые пары)
-В каких корнях пишется буква Е, а в каких – буква И? От чего зависит выбор Е - И в корнях? НЕСОВ –И
СОВ-Е
СЛАЙД 3
ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Распределительный диктант по упр. 498, стр. 174 (2 ученика)
Физкультминутка.А теперь все тихо встали. Дружно руки вверх подняли, в стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево. Тихо сели вновь за дело
Третье лишнее (найти лишнее слово в строке, объяснить, почему оно лишнее).
1) затирать, отп…реть, пол…теть
2) выб…рать, растереть, зад…рать.
Упражнение 499 стр. 174
В словах запирать, запируем, выпирать пишется корень –пир-, хотя только у первого и третьего слова есть суффикс –а-. Объясните правописание второго слова.
Выборочный диктантВыпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойте чередование гласных Е–И, обозначьте орфограмму.
1)Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает.СНЕГ
2)Летит орлица по синему небу: крылья раскрывает, солнышко застилает.ТУЧА
3)Белый Тихон с неба спихан. Где пробегает – ковром устилает.СНЕГ
Работа по развитию речи. Конструирование предложения(из предлагаемых предложений выписать соответствующий член предложения, составить из них новое предложение и продолжить соответственно схеме: для 1 варианта –осложнить однородными членами предложения, для 2 варианта- составить сложное предложение).
2)Перед нами расстилается безбрежное море. (найти сказуемое)
3)Гладкое лицо мальчика сморщилось от боли. (найти определение)
4)Справо на стене висело маленькое зеркало.(найти подлежащее)
5)Мы расположились на берегу прозрачного озера.(найти дополнение)
Рефлексия учебной деятельности.
Учитель: (Беседа с учащимися)
– Какую цель ставили? – Удалось ли достичь поставленной цели?
– Каким способом ее достигли?
– Какие вы получили результаты?
– Где будете применять новые знания?
Учитель: Козьма Прутков сказал: «Зри в корень!». Он был прав. Надо научиться видеть корень в каждом слове, знать его правописание, тогда все слова вы будете писать верно.
Домашнее задание: выучить корни с чередованием, упр 500 стр 174 Составить рассказ на тему: «Прогулка в лес», используя словосочетания