Подготовила: Рябова Р.А.,
воспитатель муниципального
бюджетного дошкольного
образовательного
учреждения – детский сад
компенсирующего вида № 1
г.Балаково Саратовской области
Организация закаливания
Один из значимых компонентов воспитательно – оздоровительной работы в ДОУ – реализация системы эффективного закаливания. При закаливании изменяются кровоток (как в сосудах кожи, так и во внутренних органах), частота сердечных сокращений и дыхания, показатели артериального давления. Это ведет к повышению уровня обмена веществ и реактивности организма, улучшению состояния нервно – психической сферы, оптимизации вегетативных функций и обмена веществ, более адекватной стабилизации температурного гомеостаза при колебаниях температуры окружающей среды.
Следует учитывать, что у детей дошкольного возраста с ЗПР физиологические системы организма имеют относительно небольшие резервы, поэтому, проводя закаливающие процедуры, необходимо соблюдать ряд требований:
- осуществлять закаливание только здоровых детей;
- увеличивать интенсивность процедур постепенно, в соответствии с возрастающими компенсаторными возможностями организма;
- соблюдать систематичность и последовательность (перерыв на 2 – 3 недели и более снижает сопротивляемость организма к простудным факторам);
- тщательно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст (недопустимо проведение закаливания при наличии отрицательных эмоциональных реакций – страха, плача, беспокойства);
- закаливание можно осуществлять при строгом соблюдении гигиенических условий: чистый воздух, оптимальные соотношения температуры воздуха; адекватная одежда.
Не обязательно стремиться к кардинальным закаливающим процедурам: умывание детей водой комнатной температуры также дает ощутимый положительный эффект.
Оздоравливающую роль закаливания необходимо сочетать с поддержанием бодрого настроения, формированием принципов и правил здорового образа жизни.
Схема закаливающих мероприятий
Содержание
|
Особенности проведения закаливающих процедур в различных группах детей с ЗПР
|
Элементы закаливания в повседневной жизни
|
1
|
2
|
Воздушно – температурный режим:
- одностороннее проветривание (в присутствии детей
- сквозное проветривание ( в отсутствии детей);
- утром, перед приходом детей;
- перед возвращением детей с дневной прогулки;
- во время дневного сна, во время вечерней прогулки.
|
В холодное время года допускается колебание температуры воздуха в присутствии детей - + 21С - + 18С
· Следить за соответствием температуры воздуха и одежды детей;
· В холодное время года проветривание проводится в течении 5-10 мину; допускается снижение температуры на1-2С;
· В холодное время года проводится в течении 5-10 минут; критерием прекращения проветривания является понижении температуры воздуха на 2-3 С
· К моменту прихода детей температуры воздуха восстанавливается до нормы + 21С;
|
Воздушные ванны:
- прием детей на воздухе;
- утренняя гимнастика;
- физкультурные занятия;
- прогулка;
- хождение босиком;
- дневной сон;
- гигиенические процедуры;
|
В теплое время года проводятся в течении всего периода отсутствия детей в помещении.
· 15С – 18С
· В холодное время года проводятся в зале, одежда детей облегченная +18С
· В теплое время года ежедневно на воздухе. Одно занятие на воздухе круглогодично . – 18С
· Одежда и обувь детей соответствуют метеорологическим условиям в холодное время года.
18 – 20С
· Ежедневно в теплое время года при температуре воздуха + 20 +22С
· Обеспечивается в состоянии теплового комфорта путем соответствия одежды температуре воздуха в помещении; + 18С
· Умывание, мытье рук, полоскание рта водой комнатной температуры.
|
Специальные закаливающие воздействия
|
Прохладные ножные ванны
|
· Обливание ног водой (температура постепенно снижается с +37С до +18С перед сном;
· Хождение по мокрым дорожкам
|
Закаливание проводится на фоне теплового комфорта организма ребенка, что достигается рациональным сочетанием метеорологических факторов среды, теплозащитных свойств одежды детей и уровня их двигательной активности. Учитываются индивидуальные особенности состояния здоровья детей и их эмоциональный настрой.
|
Организация двигательной активности
Физическое развитие дошкольника с ЗПР имеет свои особенности. Часто это дети с ослабленным организмом, для которого характерны обменно – трофические нарушения, дефицит или избыток веса, функциональный сбой сердечно – сосудистой деятельности, хронические заболевания. Дети с ЗПР быстро утомляются, устают правильно держать свое тело, что приводит к нарушению осанки и значительному ослаблению мышц. При выполнении заданий у них часто возникают непроизвольные лишние движения, наблюдается поверхностно и неритмичное дыхание; проявляются нарушения общей моторики особенно во время ациклических упражнений: лазании, прыжках, метании. Заметное отставание наблюдается в развитии основных физических качеств: силы, ловкости, скорости. Нарушены произвольная регуляция ( неспособность к волевым усилиям), слабо развита эмоционально – волевая сфера, что проявляется в повышенной неустойчивости, негативизме, раздражительности или наоборот, апатичности.
Среди многих факторов, оказывающих влияние на здоровье детей, по мнению ученых, первое место по интенсивности воздействия занимает правильно организованная двигательная активность. При этом использование физ.упражнений и сводится не просто к укреплению здоровья и развитию двигательных навыков, но и ставит своей целью восстановление умственной работоспособности, снятию нервно – эмоциональных нагрузок, благотворному воздействию на психическое развитие ребенка.
Работу по развитию движений целесообразно начать с выявления индивидуальных особенностей двигательной сферы ребенка, привития интереса к занятиям физ.культурой. при этом сразу исключить утомление детей, излишнюю командность: организовать работу в игровой, занимательной форме, терпеливо обучая выполнению элементарных движений.
Из – за быстрой утомляемости и слабого физ.развития дети с ЗПР с большим трудом усваивают упражнения на выработку правильной осанки, удержания положения тела в нужной позиции. В таком случае полезны упражнения с грузом в руках ( мешочки с песком), ходьба с удержанием груза на голове и т.д.
Чтобы снять у ребенка эмоциональное напряжение, боязнь ошибиться, после обучения предложить попробовать сделать разученное упражнения самостоятельно, в своем темпе и ритме. Для поддержания интереса лучше обыграть. Азарт игры помогает детям преодолеть страх, лучше усвоить отрабатываемый навык.
На всех этапах обучения необходимо проговаривать вместе с детьми задания, называть выполняемые движения, повторять вслед за педагогом слова – термины, учить замечать свои ошибки, выполнять упражнения по образцу, подражанию, речевой инструкции.
Большое значение в работе по физическому воспитанию детей с ЗПР имеет индивидуальный подход: учет возрастных особенностей двигательных нарушений, психического развития, состояния здоровья.
Занятия по развитию двигательной активности детей с ЗПР должны быть насыщены. Заинтересованность участников процесса способствует достижению максимального эффекта, устраняют замкнутость и застенчивость. Ребенок раскрепощается, становится более свободным в выражении своих эмоций.
Все дети очень отзывчивы на музыку. Во время её звучания у многих возникает желание двигаться, муз.сопровождение повышает эмоциональный тонус у детей, создает бодрое, радостное настроение.
Немаловажную роль в формировании двигательной активности детей играет развитие их эмоционально – волевой сферы. Поэтому важно формирование таких качеств, как самосознание, саморегуляция, самоконтроль, а также развитие произвольного внимания, уверенности в себе, своих силах, возможностях, умение преодолевать препятствия. Во все виды двигательной деятельности необходимо включать упражнения на дыхание. Желательно чтобы дыхательные упражнения носили имитационный характер («Лес шумит», «Вертолет»).
Режим двигательной активности детей включает:
- подвижные игры в течении дня
- гимнастику для стимуляции развития речевых центров
- динамические паузы на занятиях и в перерыве между ними
- динамический час - проводятся во время прогулки или в помещении; включает
самостоятельные занятия
детей на тренажерах, подв.игры с разной интенсивностью, игры – эстафеты и т.д.
- гимнастика после дневного сна.
Наряду с перечисленными видами двигательной деятельности немаловажное значение приобретают активный отдых, физкультурно – массовые мероприятия, в которых могут принимать участие родители и дети соседних ДОУ. К таким занятиям относятся дни здоровья, физ. праздник, походы.
Все перечисленные виды, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность, каждого ребенка во время пребывания в детском саду.
|