МОЙ БЛОГ.
Планирование занятий с дидактическим пособием «Блоки Дьенеша» по возрастам
Младший возраст
Дата
|
Тема
|
Цели
|
Игры и упражнения
|
октябрь
|
Знакомство с набором «Блоки Дьенеша»
|
1. Развитие зрительного и слухового восприятия.
2. Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти.
3. Учить манипулировать геометрическими фигурами.
|
1. «Что в коробочке?»
2. «Выложи дорожку».
3. «Спрячь фигуру?».
|
ноябрь
|
Знакомство с величиной.
|
1. Формирование сенсорных эталонов.
2. Учить сравнивать 2 геометрические фигуры по размеру.
3. Формирование математического словаря.
|
1. «Найди, как эта»
2. «Выбери фигуру»
3. «Большой – маленький»
|
декабрь
|
Знакомство с геометрическими фигурами
|
1. Учить различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
2. Учить обследовать их форму используя осязание и зрение.
3. Развитие творческих способностей.
|
1. «Воздушные шары».
2. «Выложи домик».
3. «Выложи елочку».
4. «Найди такую же» (по типу парных картинок).
|
Январь
|
Развитие представления о множестве
|
1. Развитие навыков ориентировки на плоскости.
2. Дальнейшее освоение геометрических фигур и форм предметов.
3. Обучение группировки предметов по цвету.
|
1. «Выложи узор».
2. «Разложи по цвету».
3. «Домик для матрешки».
|
Февраль
|
Формирование счетных навыков
|
1. Формирование понятия «один – много - ни одного».
2. Обучение группировки предметов по цвету и размеру.
3. Формирование понятия «больше – меньше».
|
1. «Столько – сколько».
2. «Найди и назови».
3. «Назови, кто рядом».
|
Март
|
Формирование способности к обобщению и группировке.
|
1. Учить составлять группу из отдельных фигур и выделять из нее названную фигуру.
2. Обучать группировке предметов по цвету, размеру и величине.
3. Продолжать формировать творческие способности.
|
1. «Расскажи о фигуре».
2. «Разноцветные шары».
3. «Подарим кукле бусы».
|
Апрель
|
Развитие познавательных процессов и мыслительных операций
|
1. Совершенствовать умение различать геометрические фигуры.
2. Совершенствование навыка сравнения контрастных и одинаковых по величине и цвету фигур.
3. Развитие навыков ориентировки на плоскости.
|
1. «Запомни узор».
2. «Найди домик».
3. «Выложи дорожки по правилу».
|
май
|
Закрепление пройденного материала
|
1. Совершенствовать знания сенсорных эталонов.
2. Стимулировать использование дидактических игр в самостоятельной деятельности детей.
3. Продолжать формировать конструктивный праксис.
|
1. «Заводные игрушки».
2. «Выложи узор».
3. «Логические цепочки».
|
Планирование занятий с дидактическим пособием «Блоки Дьенеша» по возрастам
Средний возраст
Дата
|
Тема
|
Цели
|
Игры и упражнения
|
октябрь
|
Актуализация знаний в работе с дидактическим пособием «Блоки Дьенеша»
|
1. Развитие зрительного и слухового восприятия.
2. Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти.
3. Продолжить знакомство с геометрическими фигурами.
|
1. «Найди фигуру»
2. «Расскажи о фигуре».
3. «Выложи дорожку по правилу» (по 2-м признакам.
|
ноябрь
|
Знакомство с величиной
|
1. Совершенствование умений сравнивать 2 фигуры по величине (по высоте и толщине).
2. Учить различать и называть известные геометрические фигуры осязательно-двигательным способом.
3. Формирование математического словаря.
|
1. «Чудесный мешочек»
2. «Выбери фигуру»
3. «Найди пару (с плоскими карточками-блоками)
|
декабрь
|
Знакомство с геометрической фигурой (прямоугольником)
|
1. Учить сравнивать квадрат и прямоугольник.
2. Развивать умение выявлять в фигурах разнообразные свойства, называть их.
3. Развитие творческих способностей.
|
1. «Найди все фигуры, как эта» (по цвету, размеру и форме).
2. «Найди не такую фигуру, как эта» (по цвету, размеру и форме).
3. «Квадрат и прямоугольник».
4. «На что похожа фигура»
|
Январь
|
Развитие представления о множестве
|
1. Развитие навыков ориентировки на плоскости.
2. Дальнейшее освоение геометрических фигур и форм предметов.
3. Обучение группировки блоков по 3 признакам.
|
1. «Цепочка» (по правилу).
2. «Второй ряд»
3. «Раздели фигуры»
|
Февраль
|
Формирование счетных навыков
|
1. Формирование понятия «один – много - ни одного».
2. Обучение группировки предметов по цвету и размеру.
3. Развитие осязательной чувствительности.
|
1. «Разложи по 5».
2. «Больше-меньше, поровну».
3. «Чудесный мешочек».
|
Март
|
Формирование умения кодировать и декодировать информацию о геометрических фигурах.
|
1. Развитие познавательных процессов, мыслительных операций.
2. Обучать группировке предметов по цвету, размеру и величине.
3. Продолжать формировать творческие способности.
|
1. «Печенье для мишек».
2. «Цепочка по правилу».
3. «Кто здесь спрятался?» (декодирование геометрической фигуры).
|
Апрель
|
Развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью
|
1. Совершенствовать умение различать геометрические фигуры.
2. Развитие способности к моделированию.
3. Формирование умения кодировать и декодировать информацию.
|
1. «Что в оробочке?».
2. «Найди фигуру».
3. «Найди свое место».
4. «Расколдуй фигуру».
|
май
|
Закрепление пройденного материала
|
1. Стимулировать использование дидактических игр в самостоятельной деятельности детей.
2. Продолжать формировать конструктивный праксис и зрительный гнозис.
3. Совершенствование сенсорных процессов.
|
1. «Выложи дорожки к домикам».
2. «Кто где живет».
3. «Расскажи о фигуре».
|
Планирование занятий с дидактическим пособием «Блоки Дьенеша» по возрастам
Старший возраст
Дата
|
Тема
|
Цели
|
Игры и упражнения
|
Октябрь
|
Классификация блоков по трем признакам
|
1. Совершенствование умений оперировать тремя свойствами геометрических фигур (цвет, форма, величина).
2. Учить устанавливать закономерности.
3. Коррекция психических процессов: внимания, памяти, мышления.
|
1. «Найди клад».
2. «Найди такие же, как эта».
3. «Продолжи цепочку».
4. «Домино».
|
Ноябрь
|
Кодирование и декодирование информации о блоках с помощью знаков-символов
|
1. Развитие умения расшифровывать (декодировать) информацию о наличии свойств фигур по их знаково-символическим обозначениям.
2. Развивать у детей умение разбивать множества на классы по совместимым свойствам.
3. Развивать умение производить логические операции.
|
1. «Засели домики».
2. «Муравьи».
3. «Садовники».
4. «Загадки без слов».
5. «Какая фигура в коробочке».
|
Декабрь
|
Игры с двумя непересекающимися обручами.
|
1. Формировать операции классификации блоков по двум признакам.
2. Упражнять детей в счетных навыках.
|
1. «Собери осенние листья».
2. «Разложи угощения».
3. «Посади цветы».
4. «Сколько».
|
Январь
|
Игры с тремя непересекающимися обручами
|
1. Формирование операции классификации блоков по трем признакам.
2. Развитие умения выделять и абстрагировать свойства.
3. Коррекция операции сравнения.
|
1. «Рыбалка».
2. «День рождения».
3. «Чудесный мешочек».
4. «Четвертый лишний».
|
Февраль
|
Знакомство с отрицательными знаками и символами
|
1. Учить кодировать и декодировать свойства геометрических фигур через знак отрицания.
2. Развитие умения выделять из группы геометрических фигур нужную.
3. Развитие навыков конструирования, фантазии, мышления.
|
1. «Найди и разложи по форме» (три обруча)
2. «Художники».
3. «Мой рисунок».
4. «Волшебные картинки».
|
Март
|
Ориентировка на листе бумаги, знакомство с планом, картой.
|
1. Учить детей строго следовать правилам при выполнении цепочки действий.
2. Развивать пространственную ориентировку, умение работать со схемой.
3. Развитие конструктивных способностей.
|
1. «Где чей гараж».
2. «Автотрасса».
3. «В волшебном лесу».
4. «Отгадай, что получилось».
|
Апрель
|
Игры с пересекающимися обручами (двумя – тремя) с использованием кодов и без них.
|
1. Продолжать учить выделять множества фигур по их признакам (по двум, трем, четырем), выделять пересекающиеся множества.
2. Закреплять знания о свойствах геометрических фигур, умение обобщать и классифицировать.
3. Совершенствовать конструктивные способности, пространственное воображение в играх на плоскостное моделирование.
|
1. «Разложи пирожные на блюда».
2. «Гусеница».
3. «Сюрприз».
4. «Лабиринт».
|
Май
|
Повторение пройденного материала.
|
1. Закрепление умения детей использовать дидактическое пособие «Блоки Дьенеша» в самостоятельных играх.
2. Развитие творческого воображения.
|
Игры по желанию детей
|
П
Планирование занятий с дидактическим пособием «Палочки Кюизенера» по возрастам
Старший возраст
Дата
|
Тема
|
Цели
|
Игры и упражнения
|
Октябрь
|
Повторение пройденного материала.
|
1. Закрепление сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).
2. Продолжать закреплять количественные представления, развитие счетных навыков до 5.
3. Развитие конструктивного праксиса и зрительного гнозиса.
|
1. «Дорожки для поросят».
2. «У кого такой домик».
3. «Разноцветный паровозик».
4. «Лесенка».
|
Ноябрь
|
Обучение прямому и обратному счету.
|
1. Совершенствовать у детей навыки счета от 1 до 5.
2. Развитие отношения число – цвет, операции сравнения.
3. Коррекция внимания, памяти, мышления.
|
1. «Лесенка».
2. «Что лишнее».
3. «Найди и покажи».
4. «Поднимись по лесенке».
5. «Спустись по лесенке».
6. «Найди свое место».
|
Декабрь
|
Ориентировка в пространстве
|
1. Развивать пространственные представления «между», «за», «после», «перед».
2. Упражнять в выкладывании палочек из единиц.
3. Развитие конструктивных способностей.
|
1. «Построение поезда».
2. «Сколько».
3. «Найди свое место».
4. «Разложи палочки».
5. «Где лежит фигура».
|
Январь
|
Знакомство с цифрами.
|
1. Упражнять в соотношении цвет – число – цифра.
2. Учить детей в составлении числа из 2-х меньших, подготовить детей к усвоению понятия «состав числа».
3. Развитие логического мышления, внимания.
|
1. «Разноцветные коврики».
2. «Разноцветные домики».
3. «Найди, где твой домик».
4. «Подними цифру».
|
Февраль
|
Обучение порядковому счету. Счет до 10.
|
1. Совершенствование навыков счета до 10 и обратно.
2. Познакомить с порядковым счетом.
3. Развитие пространственной ориентировки.
|
1. «Построй лесенку».
2. «Которая по счету».
3. «Найди палочку».
4. «Расставь по порядку».
|
Март
|
Измерение величины условной меркой.
|
1. Формирование первоначальных измерительных умений.
2. Развитие глазомера.
3. Совершенствование счетных навыков.
|
1. «Измерь длину карандаша» (разными палочками, одинаковыми).
2. «Измерь длину стола».
3. «Сломанная лесенка».
4. «Найди номер домика».
|
Апрель
|
Решение примеров на сложение и вычитание. Составление и решение арифметических задач.
|
1. Учить решать с помощью палочек простые примеры.
2. Учить составлять и решать арифметические задачи.
3. Развитие логического мышления, памяти, счетных навыков.
|
1. «Сложи коврики».
2. «Сколько».
3. «В какой руке палочка».
4. «Что больше».
5. «Поставь знак».
6. «Расскажи задачу».
|
Май
|
Повторение пройденного материала.
|
Учить пользоваться данным пособием в самостоятельных играх детей.
|
Дидактические игры по желанию детей.
|
Планирование занятий с дидактическим пособием «Палочки Кюизенера» по возрастам
Младший возраст
Дата
|
Тема
|
Цели
|
Игры и упражнения
|
Октябрь
|
Знакомство с комплектом «Палочки Киюзенера».
|
1. Помочь детям сориентироваться в данном материале.
2. Развитие конструктивного праксиса и зрительного гнозиса.
|
1. «Что в коробочке».
2. «Разложи по тарелочкам».
3. «Выложи свой узор».
4. «Что у тебя получилось».
|
Ноябрь
|
Дифференциация по цвету.
|
1. Развитие зрительного и слухового восприятия.
2. Знакомство детей с эталонами цвета (основные цвета).
3. Развивать умения группировать палочки по цвету.
|
1. «Подбери к шарикам ниточки» (с блоками Дьенеша).
2. «Дорожки для матрешки».
3. «Постройте домики для зверей».
4. «Дай мне палочку».
|
Декабрь
|
Выкладывание объемных картинок (по книжкам).
|
1. Учить детей соотносить палочку из комплекта с палочкой на картинке.
2. Развитие конструктивных навыков, воображения.
|
1. «Выложи картинку».
2. «Солнышко».
3. «Скамеечка».
4. «Стол».
|
Январь
|
Различение палочек по длине.
|
1. Учить детей сравнивать две палочки по длине, познакомить с понятиями «длинный, короткий, одинаковый».
2. Упражнять в различении цветов.
3. Развитие логического мышления, внимания, памяти.
|
1. «Сравни дорожки».
2. «Лесенка из пяти ступенек».
3. «Поезд».
4. «Чудесный мешочек».
5. «Найди и покажи».
|
Февраль
|
Различение палочек по высоте.
|
1. Развивать представления о понятии «высокий - низкий», умение сравнивать палочки по высоте.
2. Знакомить детей с математическими терминами.
|
1. Спрячь игрушку».
2. «Построим заборчик».
3. «Построим домики».
|
Март
|
Количественные представления.
|
1. Закрепление количественных представлений «один – много – ни одного».
2. Развитие сенсорных эталонов (форма, цвет, величина).
3. Развитие конструктивных навыков.
|
1. «Один – много – ни одного».
2. «Выложи квадрат».
3. «Выложи треугольник».
4. «Построй лесенку».
5. «Что изменилось».
|
Апрель
|
Соотношение количества с цветом
|
1. Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет – это число, число – это цвет.
2. Закреплять понятие «столько же», составлять число из единиц.
3. Развитие счетных навыков.
|
1. «Лесенка».
2. «Коврики».
3. «Поезд».
4. «Столько сколько».
5. «Грибная полянка».
|
Май
|
Игры-конструирование.
|
1. Закреплять знания детей о геометрических фигурах и их свойствах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).
2. Развивать умение выкладывать любые фигуры из палочек по подражанию, образцу, по схеме.
|
1. «Сделай фигуру».
2. «Выложи собачку».
3. «Лесенка».
4. «Пирамидка» (до 5).
|
|