Принципы построения, формы представления баз данных.
Submitted by Светлана Ахметдияровна Бахтиярова on Tue, 11/02/2014 - 15:32
Принципы построения, формы представления баз данных.
Развитие прогресса обусловило резкий рост информации, в связи с чем вопрос о её сохранении и переработке становился год от года острее. С появлением вычислительной техники значительно упростились способы хранения, а главное обработки информации. Развитие вычислительной техники на базе микропроцессоров приводит к совершенствованию компьютеров и программного обеспечения. Появляются программы,способные обработать большие потоки информации. С помощью таких программ создаются информационные системы. Целью любой информационной системы является обработка данных об объектах и явлениях реального мира и предоставление нужной человеку информации о них. Если мы рассмотрим совокупность некоторыхобъектов, то сможем выделить объекты, обладающие одинаковыми свойствами. Такие объекты выделяют в отдельные классы ( рыбы, мебель, ученики и т. д.). Внутри выделенного класса объекты можно упорядочивать как по общим правилам классифицирования, например по алфавиту, так и по некоторым конкретным общим признакам, например по цвету или материалу. Группировка объектов по определенным признакам значительно облегчает поиск и отбор нужной информации. Допустим, что вы желаете приобрести деревянный компьютерный стол из ореха. Для этого можно выбрать несколько способов.
Способ №1. Обойти все магазины города и найти нужный вам стол.
Способ №2. Взять в руки каталоги по мебели и прайс-листы отдельных мебельных магазинов и в них найти нужный вам стол.
Способ №3. Обратиться в информационную систему.
Очевидно, что первый способ требует большого напряжения сил и значительной траты времени. Второй способ уже несколько удобнее, т. к. в этом случае не надо никуда ходить, а достаточно сесть за телефон и обзвонить все магазины, торгующие подобной мебелью. Последний способ предполагает обращение в информационную систему, где в разделе «Мебель» нужно выбрать стол , среди солов выбрать компьютерные, затем = деревянные, далее рассмотреть столы из ореха, автоматически соединиться по телефону с необходимым магазином и отправиться по указанному адресу за покупкой. В нашей ситуации наиболее рациональным является, наверное третий способ. Как же организована подобная информационная система и каким образом можно организовать хранение и предоставление информации в ней?
Обратимся к простому примеру. Рассмотрим группу каких- либо объектов, которые характеризуются одинаковыми параметрами(признаками). Все мы в той или иной мере любим музыку, и у каждого есть свои любимые песни и исполнители. Давайте попробуем организовать информационную систему , с помощью которой будем осуществлять хранение, поиск и отбор ваших любимых песен. Назовем её : «Любимые песни».
Какими параметрами характеризуются объекты данной группы? Наверное это : наименование песни, исполнитель, стиль, дата создания, страна. Если мы распишем информацию по каждой песне отдельно, то в результате получим такие записи.
“Spice up you life” «Тучи» «Моряк»
Spice Girls Иванушки«International» АгатаКристи
Hip hop Pop Rock
1997 1996 1997
Англия Россия Россия
Если у вас много любимых песен , то работать с информацией , записанной в таком виде будет нелегко. Найти нужную песню в длинном списке будет не так уж и трудно , а вот сделать какие- либо выборки, например отобрать песни с одинаковым стилем, будет весьма сложно. Одним из вариантов решения проблемы является представление данных в табличном виде. Представим сведения о песнях в виде таблицы.
☺Таблица «Сведения о песнях»
№
Наименование
исполнитель
стиль
дата
страна
?
?
?
1
Spice up you life
Spice Girls
Hip hop
1997
Англия
2
«Тучи»
Иванушки«International»
Pop
1996
Россия
3
«Моряк»
Агата Кристи
Rock
1997
Россия
4
«Крылья»
Наутилиус Помпилиус
Rock
1994
Россия
5
Breathen
Prodigy
Rave
1996
США
6
«Дурень»
Алиса
Rock
1997
Россия
В этой таблице мы можем выделить цветом интересующий нас стиль песни, например Rock. Это значительно ускорит поиск песен, относящиеся к этому стилю.
Построив таблицу «Сведения о песнях», мы с вами создали информационную модель объекта. Известно, что любой объект имеетсвои параметры, характеризующие его свойства. Экземпляр объекта со своими свойствами образует запись.
☺Поле– простейший объект базы данных , предназначенный для хранения значений одного параметра реального объекта или процесса.
Запись–совокупность логически связанных полей , характеризующих типичные свойства реального объекта.
Значение записи отражают свойства конкретного объекта.
Рассмотрим структуру созданной нами таблицы. Объектомв ней как мы уже отмечали ранее, является песня, а конкретным объектом конкретная песня, например «Тучи». Шапка в таблице - информационная модель объекта. Запись - конкретные значения параметров( Иванушки International, Pop,1996,Россия).
Рассмотрев свойства объекта., можно продумать, какие действия можно совершать над этим объектом. Создав информационную модель в виде таблицы, мы убеждаемся насколько легче стало работать с такой формойзаписи информации. Здесь опорная информация уже выделена по параметрам, вследствие чего отпадает необходимость отвлекаться на второстепенные свойства объекта. Значительно облегчились поиск и отбор информации. Появилась возможность делать выборку по отдельным признакам.
Таким образом, мы перешли к структурированной форме записи данных в табличной форме. Что же такое структурирование?
☺ Структурирование данных – процесс группировки данных по определенным параметрам.
В нашем примере мы представили данные в виде таблице, в которой записью является набор сведений об одной песне, а каждое поле содержит значение соответствующего параметра песни. Иными словами, мы с вами сформировали базу данных, в которой каждый объект расположен в определенном порядке. Чтобы отличить одну базу данныхот другой, каждая из них должна иметь свое имя (в нашем примере «Любимые песни»). Таким образом, мы можем дать определение базы данных.
☺База даных– поименованная совокупность структурированных данных предметной области.
Рассмотрим другой пример. Сферой, прямо- таки требующей создания базы данных, является школьная библиотека. Для осуществления поиска нужной литературы в библиотеке создаются специальные каталоги, в которых хранятся сведения обо всех книгах библиотеки. Каталоги бывают алфавитные и предметные. Каталог состоит из карточек, в которых содержатся сведения об одной книге. Рассмотрим построение этих каталогов.
Как организован алфавитный каталог , понятно из его названия, поэтому рассмотрим вопрос создания предметного каталога. Организацию предметного каталога, в частности в учебном заведении, можно представить в следующем виде:
☺
Предметный каталог
Художественная литература Учебная литература
На русском
языке на иностранных
языках Физика
Химия
Биология
Одной из форм представления информационной модели может быть таблица, содержащая отдельные предметные области (художественная и учебная литература). Созданные таблицы могут опираться на другие, более детальные таблицы(иностранная, русская литература; физика, биология, химия и т. д.), а те в свою очередь – на карточки . Одна карточка содержит сведения только об одной книге. Таким образом, одна БД может состоять из нескольких таблиц, которые связаны между собой определенными правилами.
☺Домашнее задание.
1. Возьмите лист бумаги и создайте карточку. Которая содержит сведения о книге. Какие пункты в нее можно включить и с какой целью?
2. Нарисуйте таблицу на листе бумаги, которая описывает предметный каталог книг (одна предметная область). Какие параметры следует отобразить в столбцах этой таблицы?
3. Нарисуйте таблицы, которые бы описывали БД школьной библиотеки.
Урок № 54.
Лабораторная работа.
Стадия 1. Запуск приложенияAccess
1. Запустите программу MicrosoftAccess2000(Пуск-Программы-MicrosoftAccess)
2. В окне MicrosoftAccess включите переключатель Новая база данных и щелкните на кнопке OK. На экране появится окно Файл новой базы данных. В графе Имя файла вместо db1 набираем Европа .
3. Нажмите кнопку Создать, после чего на экране появится окно, в котором создается база данных.
Стадия 2. Создание таблицы “Страны”
1.Выделите вкладку Таблицы и нажмите кнопку Создать.
2. В появившемся окне Новая таблица выберете пункт Конструктор, нажмите OK. при этом откроется окно Таблица1: таблица.
4. В графу Имя поля запишите имена полей:
-страна; -столица;
-население; -экономика;
-площадь;
5. внесите в таблицу имена полей и их тип, а затем закройте таблицу.
ПолеСтрана, поле Столица_ текстовый тип;
Поле население-,площадь-числовой тип;
Экономика –поле МЕМО
6. В окне Сохранение напишите название таблицы “Страна”
7. Нажмите кнопку Открыть в окне Европа: база данных. При этом откроется окно Страны: таблица.
8. установите курсор в графу Страны и начните заполнять таблицу.
☺Предварительно необходимо подготовить данные о странах Европы или дать его в качестве домашнего задания на предыдущем уроке.