Ход урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
|
Познавательная
|
Коммуникативная
|
Регулятивная
|
|
Задание базового уровня
|
Задание повышенного уровня
|
|
Осуществляемые действия
|
Формируемые способы деятельности
|
Осуществляемые действия
|
Формируемые способы деятельности
|
Осуществляемые действия
|
Формируемые способы деятельности
|
|
Этап «Организационный» - закрепление знаний по изученной теме «Закон Ома»
|
|
Выполняют три расчетные задачи:
1 вариант: с использованием ЭОР
http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/hps/40/hp/5/p/page.html?fc-discipline%20OO=4.17&fv-type=K
2 вариант: если нет персональных компьютеров, то задания аналогичные на карточках:
1.Сопротивление нагревательного элемента утюга 88 Ом, напряжение в электросети 220В. Какова сила тока в нагревательном элементе?
2.Сопротивление проводника 70 Ом, сила тока в нем 6мА. Каково напряжение на его концах?
3.Найдите сопротивление спирали, сила тока в которой 0,5А, а напряжение на ее концах 120В.
|
Выполняют задание:
1 вариант: с использование ЭОР (задание №3)
http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/hps/40/hp/7/p/page.html?fc-discipline%20OO=4.17&fv-type=K
2 вариант: если нет персональных компьютеров, то аналогичные задания на карточках
Какой из проводников, для которых графики зависимости силы тока от напряжения показаны на рисунке, обладает наибольшим сопротивлением? Изменится ли оно при возрастании напряжения
|
Дает задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий
|
Выполняют самостоятельно задания с использованием инструментов ИКТ, выставляют баллы в лист оценки
|
Компетенция обучающихся в области физики
|
Взаимодействуют с учителем
|
Слушание учителя
|
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
|
Регуляция учебной деятельности
|
|
Этап «Актуализация знаний»
|
|
|
|
Просит вспомнить, какой вывод был сделан на предыдущем уроке о сопротивлении.
Проводит демонстрационный эксперимент, используя проводники разной длины и просит объяснить наблюдаемый результат и сформулировать тему урока.
Формирует группы для проведения экспериментальной работы.
|
Формулируют вывод.
Выдвигают предположение о теме урока.
|
Выделяют существенную информацию о сопротивлении.
Выдвигают гипотезу.
|
Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.
|
Слушать собеседника.
Строить понятные для собеседника высказывания.
|
Контроль правильности ответов обучающихся.
|
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
|
|
Этап «Работа по получению нового знания»
|
|
Изучают зависимость сопротивления проводника от длины, площади поперечного сечения и материала
http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/hps/40/hp/3/p/page.html?fc-discipline%20OO=4.17&fv-type=P
|
Формулируют вывод:
Сопротивление проводника прямо пропорционально ______________, обратно пропорционально _______________________________ и зависит от материала.
|
Объясняет учащимся, какой эксперимент с помощью ЭОР они должны провести. Сформулировать и записать выводы в лист оценки. Контролирует выполнение заданий.
|
Проведение физического эксперимента с использованием ЭОР. Выделяют существенную информацию
|
Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы:
|
Объединяют усилия на решение поставленных вопросов, выполняют самостоятельно задание. Обсуждают эксперимент.
|
Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других
|
Контроль правильности выводов обучающихся.
Самоконтроль и взаимоконтроль.
|
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
|
|
Этап «Анализ формулы для расчета сопротивления проводника, физический смысл удельного сопротивления проводника»
|
|
|
|
Записывает формулу для определения сопротивления проводника
R = ρ • l/S
где ρ – коэффициент, характеризующий электрические свойства вещества, из которого изготовлен проводник. Этот коэффициент называется удельным сопротивлением вещества.
l– длина проводника,
S – площадь поперечного сечения проводника. Раскрывает физический смысл удельного сопротивления проводника. Обращает внимание на то, что сопротивление проводника зависит от его температуры (с увеличением температуры сопротивление увеличивается), поэтому значения удельных сопротивлений в таблице приведены для t=20°С.
|
Знакомятся с таблицей удельных сопротивлений некоторых веществ (Табл. № 8, стр. 105.Учебник Физика-8, А.В.Перышкин).
|
Выделение существенной информации из слов учителя
|
Взаимодействуют с учителем
|
Слушание учителя
|
Развитие регулятивной учебной деятельности
|
Умение слушать в соответствии с целевой установкой
|
|
Этап «Первичная проверка понимания»
|
|
В металле подвижными носителями зарядов являются……………………… Строение кристаллической решетки и количество……………………………. зависит от рода металла. Поэтому сопротивление проводника должно зависеть от…………………………….. Кроме того сопротивление зависит от ……………………………проводника, площади поперечного сечения и от его …………………………………
Влияние площади сечения проводника на его сопротивление объясняется тем, что при уменьшении сечения электроны в проводнике………………………….сталкиваются с частицами решетки, а потому взаимодействие………………………….с частицами вещества в проводнике становится…………………………..
Электроны, рода вещества, длины, ионы, цвета вещества, температуры, слабее, чаще, реже, сильнее, освещения, цвета, электронов, ионов.
|
|
Дает текст, в который необходимо вставить пропущенные слова. В ходе проверки правильные ответы постепенно появляются на экране.
|
Выполняют задание записывая слова, которые пропущены в тексте.Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
|
Выделение существенной информации. Логические умозаключения.
|
Участвуют в обсуждении во фронтальном режиме.
|
Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регулирования своего действия.
|
Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания заданий.
|
Регуляция учебной деятельности
|
|
Этап «Самостоятельная работа с самопроверкой»
|
|
Выполнение интерактивных заданий различных типов с возможностью автоматизированной проверки в парах.
http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/hps/40/hp/9/p/page.html?fc-discipline%20OO=4.17&fv-type=P
|
Дополнительное задание на карточке или слайде:
Проволоку разрезали на две части и скручиванием эти части соединили вместе по всей длине. Как изменилось сопротивление проволоки?
- Сопротивление проволоки уменьшилось в 2 раза;
- Сопротивление проволоки увеличилось в 4 раза;
- Сопротивление проволоки увеличилось в 2 раза;
- Сопротивление проволоки уменьшилось в 4 раза.
|
Дает задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий.
|
Выполняют самостоятельно задания с использованием инструментов ИКТ и осуществляют взаимопроверку.
Выбирают основания и критерия для сравнения, классификации объектов;установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
|
Закрепляют знания, полученные на уроке.
|
Объединяют усилия на решение поставленных вопросов, выполняют самостоятельно задание. Обсуждают ответы.
|
Согласовывают усилия по решению учебной задачи, договариваются и приходят к общему мнению в совместной деятельности, учитывают мнения других.
|
Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.
|
Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Осуществление самоконтроля.
|
|
Этап «Решение расчетных задач»
|
|
- При устройстве молниеотвода использовали стальной провод сечением 35 мм2 и длиной 25 м. Определите его сопротивление.
- Ртуть заполняет стеклянную трубку с внутренним сечением 1 мм2 и имеет сопротивление 2 Ом. Вычислите длину столбика ртути.
|
- Какое напряжение нужно приложить к свинцовой проволоке длиной 2 м, чтобы сила тока в проволоке равнялась 2 А? Площадь поперечного сечения проволоки 0,3 мм2.
|
Организует работу по решению расчетных задач на доске.
|
Трое обучающихся последовательно один за другим решают задачи на доске.
|
Выделять существенную информацию из текста задачи и строить логическую цепочку рассуждений, находить необходимую информацию в учебнике и дополнительной справочной литературе.
|
Весь класс во фронтальном режиме решает задачи.
|
Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Учитывать мнение других.
|
Контролировать правильность ответов обучающихся.
|
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
|
|
Этап Рефлексия (Подведение итогов урока)
|
|
|
|
Возвращает учащихся к первоначальным предположениям, помогает установить причинно-следственные связи между блоками информации;
помогает учащимся творчески переработать, проанализировать изученную информацию.
|
Отвечают на вопросы: От чего зависит сопротивление проводника? Как зависит сопротивление проводника от длины и площади поперечного сечения?
Подсчитывают свой рейтинг за урок и выставляют оценку в соответствии с таблицей перевода рейтинга в оценку в листах контроля.
|
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.
|
Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме.
|
Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.
|
Оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня. Оценка результатов работы освоения
|
Умение слушать, внесение необходимых дополнений и коррективов в ответы товарищей
|
|
Этап «Домашнее задание»
|
|
§ 46, упр.20 (№2а);
|
упр.20(№4);
|
Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению
|
Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике.
|
Выделение существенной информации из слов учителя.
|
Взаимодействуют с учителем
|
Слушание учителя
|
Развитие регуляции учебной деятельности.
|
Регуляция учебной деятельности.
|
|