Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Внешнее строение птиц

Submitted by Гузаль Габдулхаковна Зимасова on вс, 09/02/2014 - 22:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Зимасова Гузаль Габдулхаковна
Место работы, должность: 
МАОУ "Лицей №8" , учитель биологии
Регион: 
Пермский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

 Образовательные цели:

·       Познакомить учащихся с внешним строением птицы, отметив особенности, связанные с полетом.

·       Установить черты сходства во внешнем строении птиц и пресмыкающихся.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
7
Используемые учебники и учебные пособия: 

В.В. Латюшин, В.А. Шапкин  «Биология. Животные. 7 класс».- М.: Дрофа,2007. -304 с.: ил.

Используемая методическая литература: 

ЛатюшинВ.В., Уфимцева Г.А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшин, В.А. Шапкин  «Биология. Животные» пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2007.-192 с.

Н.И.Глушакова. Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику «Биология. Животные. 7класс». – Волгоград: Учитель, 2006 г. 

Используемое оборудование: 

Таблицы, раздаточный матерал, набор перьев.

Используемые ЦОР: 

Компьютер, проектор

Краткое описание: 
Изучить внешнее строение птиц, отметив особенности связанные с полетом. Рассмотреть строение перьев.

                                                                                                                 Учитель: Зимасова Г.Г.

МАОУ «Лицей №8»  г. Перми

Тема: «Класс Птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц».

Цели урока:

 Образовательные цели:

·       Познакомить учащихся с внешним строением птицы, отметив особенности, связанные с полетом.

·       Установить черты сходства во внешнем строении птиц и пресмыкающихся.

Развивающие:

  • (информационные): продолжить формировать умения выделять главное, сравнивать; работать с текстом и рисунками учебника, электронной лекцией (поиск скрытой  информации, выделение главного, составление и заполнение таблиц);
  • (интеллектуальные) выдвижение гипотез, доказательства и опровержения;

Воспитательные:

  • развивать познавательный интерес к предмету и расширять кругозор учащихся на основе зна­комства с многообразием животного мира;
  •  развивать коммуникативные качества  (умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия);
  • рефлексивные качества личности. 

Методы. Словесные, наглядные, практические, частично-поисковый.

Тип урока. Урок изучения нового материала.

Оборудование Презентация, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I.                Организационный момент

Учитель: -Здравствуйте, ребята. Здравствуйте уважаемые гости. Присаживайтесь.

     II. Этап подготовки к усвоению новых знаний

Каждый из  вас хотя бы однажды мечтал полетать, как птица…. А вы не задумывались над тем, легко ли летать птице? Сегодня мы будем говорить о птицах.

Учитель:.Около ста лет назад известный английский естествоиспытатель Т.Гексли назвал птиц «вознесенными в небеса пресмыкающимися».Почему птицы – это «вознесенные в небо пресмыкающиеся»?

Ученики:-  Есть какие – то общие признаки с пресмыкающимися.

 Учитель:  (сформулирует цель)На уроке изучим внешнее строение птицы, рассмотрим особенности, связанные с полетом; так же установим черты сходства во внешнем строении птиц и пресмыкающихся.

IIIэтап.   Изучение нового материала

Тема урока : «Класс Птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц»

Учитель: - На Земле существует около девяти тысяч  видов птиц, а ученые до сих пор открывают новые, неизвестные прежде виды. Общее число птиц - летающих, плавающих или бегающих по просторам Земли, превышает сто миллиардов. Птицы населяют все уголки нашей планеты..

Вопрос. Где можно встретить птиц?

(Птицы встречаются и высоко в горах, ив ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов). (Слайды)

Вопрос. Чем же радуют нас птицы?

(Птицы радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения).

Учитель. – Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их.

 Наше занятие я предлагаю начать с выполнения задания. Для этого у вас на партах приготовлены карточки. В карточке вы читаете текст, прочитав предложение, вы определяете: знакомая ли это для вас информация, новая или она  вызывает вопросы. Прочитав предложение и определив его смысл, вы ставите знак

"+" – знакомая информация;
"!" – новая информация;

Карточка №1

Текст

Знак

1

Птицы - покрытые перьями теплокровные животные, сохраняющие активность независимо от изменений температуры окружающей среды.

 

2

В настоящее время известно около 9000 птиц.

 

3

Клюв - костные челюсти: надклювье и подклювье. Они покрыты  роговыми чехлами.

 

4

Зубов у птиц нет , это делает голову более легкой, что важно для полета.

 

5

Кожа у птиц сухая,  есть копчиковая железа.

 

6

Цевка у птиц –приспособление для  смягчения   при приземлении.

 

7

Различают контурные, пуховые перья.

 

8

Перья птиц развиваются из тех же кожных зачатков, что и чешуи рептилий.

 

 

– Ребята, вам была знакома эта информация?
– Что вы узнали новое из предложенной информации о птицах?

-  А что бы вы хотели еще  узнать?

 

В какое время года перьев больше: зимой или летом?

Зачем птицы “купаются” в пыли, золе, песке?

Линяют ли птицы?

Почему нельзя сливать в водоемы воду с большим количеством стирального порошка? (Перо гусей “отстирывается” от жира “ )

Какое приспособление мы применяем от пера птиц? (застежка для одежды “молния”)

 

Итак, как бы вы ответили на вопрос: кто такие птицы?

Ученики: Птицы - покрытые перьями теплокровные животные, сохраняющие активность независимо от изменений температуры окружающей среды.

Учитель. - Как вы уже знаете, что у каждого класса есть свои особенности в строении. Какие особенности есть у птиц и с чем они связаны? Попробуем ответить на данный вопрос. (Слайд : Внешнее строение птиц)

·       Тело птицы состоит из головы, шеи, туловища, передних и задних конечностей и хвоста.

·        На голове расположены ротовая полость и органы чувств. Челюсти заканчиваются роговыми покровами, образующими клюв.

·        Шея отличается большой подвижностью. Тело является опорой для прочного крепления крыльев.

·       Хвост у птиц сильно укорочен и выполняет рулевую функцию.

Учитель:

-У нас продолжается конкурс презентации под рубрикой «Это интересно…» (Сообщение учащегося)

1 сообщение: Как видят птицы?

Зрение имеет в жизни птиц исключительно большое значение. Могут быть птицы, лишенные голоса, но птиц, лишенных глаз, слепых, не существует. Нет птиц и с недоразвитыми глазами.

 Как известно, у птиц голова свободно поворачивается на шее до 180 и даже 270 градусов. Они этим пользуются. В особенности любят крутить головой и оглядываться совы. Совы не могут поводить глазами направо налево; глазные яблоки у них плотно заклинены в глазницах. А к тому же у них глаза, в отличие от других птиц, направлены вперед. Сова  может, не производя ни малейшего шума и не тратя времени на повороты, спокойно осматривать все, что вокруг нее происходит. За исключением сов, глаза у птиц располагаются не спереди головы, а по бокам, и видят птицы больше вбок, чем вперед. Поэтому общее поле зрения птиц очень велико. Воробьиные птицы и голуби могут, не поводя глазами и не ворочая головой, охватить сразу зрением до 300 градусов, Есть и более «счастливые» птицы. У козодоев височный край глаза обращен слегка назад и поле зрения у него составляет 360 градусов. . Это значит, что козодой может, не поворачивая го-ловы, совершенно свободно замечать, что происходит впереди него, сбоку и сзади. Выгодное положение для этой птицы! 

 

2 сообщение: Формы клюва

Функции клюва весьма разнообразны, что отражается на разнообразии его форм. Служит для схватывания добычи, её расчленения, для осязания, нападения и защиты, передвижения, для долбления, рытья, зондирования грунта, а также для сложных действий, связанных с уходом за оперением и постройкой гнезда и др. (Слайды)

Птицы радуют нас не только своей разнообразной окраской  оперения, легким полетом, но и красивым пением.      

Весной, когда оденутся в зелень, наполнятся голосами и звуками леса и парки, полезно вспомнить старую пословицу, которая родилась у хантов – жителей тайги. «В лесу, – говорят ханты, – первое дело уши, глаза – второе». Последуем и мы мудрому совету, оставим разговоры, закроем глаза , прислушаемся... Вы слышали,  как поют соловьи? (звучит голоса птиц в природе)  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель:

- Почему птиц называют пернатыми? (Летающие животные встречаются и в других классах позвоночных животных, а оперение является наиболее характерным признаком внешнего облика птиц.) (Слайд)  рассказ учителя

Тонкая кожа лишена потовых желёз и покрыта пухом и перьями. Основные перья- контурные.  Они создают контур тела птицы. Перья разделяются на маховые и рулевые (служащие для полёта ) и на покровные (одевающие тело). Маховые и рулевые перья большие и жёсткие, покровные (контурные и пуховые) – небольшие и мягкие.

Перо состоит из очина, стержняи опахала(у пуховых перьев стержня нет). Опахало  образованы параллельно отходящими от стержня  тонкими роговыми пластинками – бородками первого порядка.  От них отходят бородки второго порядка, имеющие мелкие крючочки. Этими крючочками бородки сцепляются между собой,  благодаря чему образуется поверхность пера.

Практическая работа.

Цель: изучить  внешнее строение контурного пера.

Ход работы:

1.Рассмотрите строение контурного пера. Найдите очин, стержень и опахало. Разъедините опахало в нескольких местах, а потом попробуйте соединить его пальцами. Как вам это удалось?

2. Пользуясь рисунком учебника, найдите бороздки 1 и 2 порядка. Как соединяются бороздки 2 порядка.

 

Учитель: Какой вывод сделаем по проделанной работе?

 

Вывод:контурные перья состоят из стержня, очина, опахала- они придают телу птицы обтекаемую форму.

 

 

Наибольшее значение для полета имеют контурные перья.На крыльях они называются маховыми, а расположенные на хвосте  - рулевыми. Маховые перья прикрепляются к кисти (первостепенные), к предплечью (второстепенные) и к плечу (третьестепенные).

Под контурными  перьями  находятся - пуховые перья. У них тонкий гибкий  стержень,  бородки лишены крючочков и не образуют сплошных опахал.

 Есть также собственно пух, который имеет укороченный стержень с пучком отходящих от них бородок 1-го порядка

У основания хвоста имеется единственная наружная железа – копчиковая. Её выделениями птица смазывает свои перья, которые за счёт этого не намокают и становятся упругими и эластичными.

Один – два раза в год птицы линяют, сбрасывая старые перья, на месте которых вырастают новые.

Вопрос:

Кроме полета оперение птиц играет и другую функцию. Попробуем выяснить её, решив биологическую задачу.

Биологическая задача

·       Во время сильных морозов птицы нахохливаются. Почему при этом они легче переносят холод?

·       В жаркий летний день перьевой покров птиц становиться взъерошенным. Почему?

Решение: Когда птицы нахохливаются, слой воздуха между перьями увеличивается и вследствие плохой теплопроводности задерживает отдачу тепла телом птицы в окружающее пространство. Взъерошенность в жаркое время предохраняет птиц от перегрева.

 

IV. Этап первичной проверки понимания изученного

У птиц  в связи с полетом,  какие  приспособления выработались?

  • обтекаемая форма тела;
  • наличие крыльев;
  • образование цевки как посадочного устройства;
  • наличие хвоста, служащего птицам рулем;
  • отсутствие зубов;
  • перьевой покров;

V. Этап обобщения и систематизации

Вернемся к вопросу: Около ста лет назад известный английский естествоиспытатель Т.Гексли назвал птиц «вознесенными в небеса пресмыкающимися». Докажите, что это утверждение не было голословным.

Какие особенности внешнего строения птиц указывают на их родство с пресмыкающимися?  ( на доске рисунки представителей птиц и пресмыкающихся)? Для доказательства необходимо перечислить общие признаки птиц ипресмыкающихся:

  • кожа сухая
  • хорошо различимые чешуйки на задних конечностях;
  • ороговевший покров клюва;
  • наличие острых когтей.

Вывод: Общие признаки в строении говорит о том, что птицы произошли от пресмыкающихся.

VI. Этап закрепления изученного  

 Какие утверждения верны  (работа в рабочей тетради)

 

VII. Этап  информации о домашнем задании

·       Изучить  § 27 учебника, ответить на вопросы 1и3.

·       Выполнить задание 2 § 27 в рабочей тетради.

VIII. Рефлексия

На последующем  уроке  мы будем говорить о неменее интересном материале. Хотелось бы закончить урок словами: Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят на своих крыльях весну. Птицы верные помощники, защитники лесов, полей огородов. Их мелодичные, веселые, звонки песни, яркие оперения вселяют в нас бодрость и радость. Берегите птиц!!!

Прикрепленный файл Size
Презентация Птицы.ppt 1.01 MB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн