Submitted by Гузаль Габдулхаковна Зимасова on вс, 09/02/2014 - 22:33
Учитель: Зимасова Г.Г.
МАОУ «Лицей №8» г. Перми
Тема: «Класс Птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц».
Цели урока:
Образовательные цели:
· Познакомить учащихся с внешним строением птицы, отметив особенности, связанные с полетом.
· Установить черты сходства во внешнем строении птиц и пресмыкающихся.
Развивающие:
(информационные): продолжить формировать умения выделять главное, сравнивать; работать с текстом и рисунками учебника, электронной лекцией (поиск скрытой информации, выделение главного, составление и заполнение таблиц);
(интеллектуальные) выдвижение гипотез, доказательства и опровержения;
Воспитательные:
развивать познавательный интерес к предмету и расширять кругозор учащихся на основе знакомства с многообразием животного мира;
развивать коммуникативные качества (умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия);
Каждый из вас хотя бы однажды мечтал полетать, как птица…. А вы не задумывались над тем, легко ли летать птице? Сегодня мы будем говорить о птицах.
Учитель:.Около ста лет назад известный английский естествоиспытатель Т.Гексли назвал птиц «вознесенными в небеса пресмыкающимися».Почему птицы – это «вознесенные в небо пресмыкающиеся»?
Ученики:- Есть какие – то общие признаки с пресмыкающимися.
Учитель: (сформулирует цель)На уроке изучим внешнее строение птицы, рассмотрим особенности, связанные с полетом; так же установим черты сходства во внешнем строении птиц и пресмыкающихся.
Учитель: - На Земле существует около девяти тысяч видов птиц, а ученые до сих пор открывают новые, неизвестные прежде виды. Общее число птиц - летающих, плавающих или бегающих по просторам Земли, превышает сто миллиардов. Птицы населяют все уголки нашей планеты..
Вопрос. Где можно встретить птиц?
(Птицы встречаются и высоко в горах, ив ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов). (Слайды)
Учитель. – Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их.
Наше занятие я предлагаю начать с выполнения задания. Для этого у вас на партах приготовлены карточки. В карточке вы читаете текст, прочитав предложение, вы определяете: знакомая ли это для вас информация, новая или она вызывает вопросы. Прочитав предложение и определив его смысл, вы ставите знак
"+" – знакомая информация;
"!" – новая информация;
Карточка №1
№
Текст
Знак
1
Птицы - покрытые перьями теплокровные животные, сохраняющие активность независимо от изменений температуры окружающей среды.
2
В настоящее время известно около 9000 птиц.
3
Клюв - костные челюсти: надклювье и подклювье. Они покрыты роговыми чехлами.
4
Зубов у птиц нет , это делает голову более легкой, что важно для полета.
5
Кожа у птиц сухая, есть копчиковая железа.
6
Цевка у птиц –приспособление для смягчения при приземлении.
7
Различают контурные, пуховые перья.
8
Перья птиц развиваются из тех же кожных зачатков, что и чешуи рептилий.
– Ребята, вам была знакома эта информация?
– Что вы узнали новое из предложенной информации о птицах?
- А что бы вы хотели еще узнать?
В какое время года перьев больше: зимой или летом?
Зачем птицы “купаются” в пыли, золе, песке?
Линяют ли птицы?
Почему нельзя сливать в водоемы воду с большим количеством стирального порошка? (Перо гусей “отстирывается” от жира “ )
Какое приспособление мы применяем от пера птиц? (застежка для одежды “молния”)
Итак, как бы вы ответили на вопрос: кто такие птицы?
Ученики: Птицы - покрытые перьями теплокровные животные, сохраняющие активность независимо от изменений температуры окружающей среды.
Учитель. - Как вы уже знаете, что у каждого класса есть свои особенности в строении. Какие особенности есть у птиц и с чем они связаны? Попробуем ответить на данный вопрос. (Слайд : Внешнее строение птиц)
· Тело птицы состоит из головы, шеи, туловища, передних и задних конечностей и хвоста.
· На голове расположены ротовая полость и органы чувств. Челюсти заканчиваются роговыми покровами, образующими клюв.
· Шея отличается большой подвижностью. Тело является опорой для прочного крепления крыльев.
· Хвост у птиц сильно укорочен и выполняет рулевую функцию.
Учитель:
-У нас продолжается конкурс презентации под рубрикой «Это интересно…» (Сообщение учащегося)
1 сообщение: Как видят птицы?
Зрение имеет в жизни птиц исключительно большое значение. Могут быть птицы, лишенные голоса, но птиц, лишенных глаз, слепых, не существует. Нет птиц и с недоразвитыми глазами.
Как известно, у птиц голова свободно поворачивается на шее до 180 и даже 270 градусов. Они этим пользуются. В особенности любят крутить головой и оглядываться совы. Совы не могут поводить глазами направо налево; глазные яблоки у них плотно заклинены в глазницах. А к тому же у них глаза, в отличие от других птиц, направлены вперед. Сова может, не производя ни малейшего шума и не тратя времени на повороты, спокойно осматривать все, что вокруг нее происходит. За исключением сов, глаза у птиц располагаются не спереди головы, а по бокам, и видят птицы больше вбок, чем вперед. Поэтому общее поле зрения птиц очень велико. Воробьиные птицы и голуби могут, не поводя глазами и не ворочая головой, охватить сразу зрением до 300 градусов, Есть и более «счастливые» птицы. У козодоев височный край глаза обращен слегка назад и поле зрения у него составляет 360 градусов. . Это значит, что козодой может, не поворачивая го-ловы, совершенно свободно замечать, что происходит впереди него, сбоку и сзади. Выгодное положение для этой птицы!
2 сообщение: Формы клюва
Функции клюва весьма разнообразны, что отражается на разнообразии его форм. Служит для схватывания добычи, её расчленения, для осязания, нападения и защиты, передвижения, для долбления, рытья, зондирования грунта, а также для сложных действий, связанных с уходом за оперением и постройкой гнезда и др. (Слайды)
Птицы радуют нас не только своей разнообразной окраской оперения, легким полетом, но и красивым пением.
Весной, когда оденутся в зелень, наполнятся голосами и звуками леса и парки, полезно вспомнить старую пословицу, которая родилась у хантов – жителей тайги. «В лесу, – говорят ханты, – первое дело уши, глаза – второе». Последуем и мы мудрому совету, оставим разговоры, закроем глаза , прислушаемся... Вы слышали, как поют соловьи? (звучит голоса птиц в природе) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель:
-Почему птиц называют пернатыми? (Летающие животные встречаются и в других классах позвоночных животных, а оперение является наиболее характерным признаком внешнего облика птиц.) (Слайд) рассказ учителя
Тонкая кожа лишена потовых желёз и покрыта пухом и перьями. Основные перья- контурные. Они создают контур тела птицы. Перья разделяются на маховые и рулевые (служащие для полёта ) и на покровные (одевающие тело). Маховые и рулевые перья большие и жёсткие, покровные (контурные и пуховые) – небольшие и мягкие.
Перо состоит из очина, стержняи опахала(у пуховых перьев стержня нет). Опахало образованы параллельно отходящими от стержня тонкими роговыми пластинками – бородками первого порядка. От них отходят бородки второго порядка, имеющие мелкие крючочки. Этими крючочками бородки сцепляются между собой, благодаря чему образуется поверхность пера.
Практическая работа.
Цель: изучить внешнее строение контурного пера.
Ход работы:
1.Рассмотрите строение контурного пера. Найдите очин, стержень и опахало. Разъедините опахало в нескольких местах, а потом попробуйте соединить его пальцами. Как вам это удалось?
2. Пользуясь рисунком учебника, найдите бороздки 1 и 2 порядка. Как соединяются бороздки 2 порядка.
Учитель: Какой вывод сделаем по проделанной работе?
Вывод:контурные перья состоят из стержня, очина, опахала- они придают телу птицы обтекаемую форму.
Наибольшее значение для полета имеют контурные перья.На крыльях они называются маховыми, а расположенные на хвосте - рулевыми. Маховые перья прикрепляются к кисти (первостепенные), к предплечью (второстепенные) и к плечу (третьестепенные).
Под контурными перьями находятся - пуховые перья. У них тонкий гибкий стержень, бородки лишены крючочков и не образуют сплошных опахал.
Есть также собственно пух, который имеет укороченный стержень с пучком отходящих от них бородок 1-го порядка
У основания хвоста имеется единственная наружная железа – копчиковая. Её выделениями птица смазывает свои перья, которые за счёт этого не намокают и становятся упругими и эластичными.
Один – два раза в год птицы линяют, сбрасывая старые перья, на месте которых вырастают новые.
Вопрос:
Кроме полета оперение птиц играет и другую функцию. Попробуем выяснить её, решив биологическую задачу.
Биологическая задача
· Во время сильных морозов птицы нахохливаются. Почему при этом они легче переносят холод?
· В жаркий летний день перьевой покров птиц становиться взъерошенным. Почему?
Решение: Когда птицы нахохливаются, слой воздуха между перьями увеличивается и вследствие плохой теплопроводности задерживает отдачу тепла телом птицы в окружающее пространство. Взъерошенность в жаркое время предохраняет птиц от перегрева.
IV. Этап первичной проверки понимания изученного
У птиц в связи с полетом, какие приспособления выработались?
обтекаемая форма тела;
наличие крыльев;
образование цевки как посадочного устройства;
наличие хвоста, служащего птицам рулем;
отсутствие зубов;
перьевой покров;
V. Этап обобщения и систематизации
Вернемся к вопросу: Около ста лет назад известный английский естествоиспытатель Т.Гексли назвал птиц «вознесенными в небеса пресмыкающимися». Докажите, что это утверждение не было голословным.
Какие особенности внешнего строения птиц указывают на их родство с пресмыкающимися? ( на доске рисунки представителей птиц и пресмыкающихся)? Для доказательства необходимо перечислить общие признаки птиц ипресмыкающихся:
кожа сухая
хорошо различимые чешуйки на задних конечностях;
ороговевший покров клюва;
наличие острых когтей.
Вывод: Общие признаки в строении говорит о том, что птицы произошли от пресмыкающихся.
VI. Этапзакрепления изученного
Какие утверждения верны (работа в рабочей тетради)
VII. Этап информации о домашнем задании
· Изучить § 27 учебника, ответить на вопросы 1и3.
· Выполнить задание 2 § 27 в рабочей тетради.
VIII. Рефлексия
На последующем уроке мы будем говорить о неменее интересном материале. Хотелось бы закончить урок словами: Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят на своих крыльях весну. Птицы верные помощники, защитники лесов, полей огородов. Их мелодичные, веселые, звонки песни, яркие оперения вселяют в нас бодрость и радость. Берегите птиц!!!