Размещено: Елена Павловна Кошелева - сб, 08/02/2014 - 12:56
Библиотека – дом, где хранится информация.
Владеющий информацией –
владеет миром.
3 класс
Цель:
формирование первоначального представления об информации, ее систематизации и способах хранения.
Задачи:
· формировать основу понятий «информация», «носители информации»;
· формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в информационном обществе;
· научиться определять способы получения и передачи информации.
Оборудование:
· ПК;
· проектор;
· экран;
· выставка, на которой представлены информационные ресурсы: книги, журналы, видео, диски.
План
1. Первоначальное представление об информации.
2. Способы передачи информации.
3. Способы хранения информации.
4. Библиотека – хранилище информации.
5. Итоговое закрепление.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, что такое информация, как ее можно сохранять и передавать, где хранятся информационные ресурсы.
Сведения, факты об окружающем мире, которые люди передают друг другу, называются информацией. Например, классный руководитель объявил вам, что завтра в школу приедет кукольный театр и покажет представление, вам необходимо принести деньги на билет. Вы получили информацию от учителя и передадите её родителям, чтобы они выделили вам деньги на билет. Вы собираетесь на прогулку и слушаете прогноз погоды, вы получаете информацию, которая поможет вам правильно одеться.
Информация - это сведения, факты об окружающем мире, которые люди передают друг другу.
Информация может передаваться различными путями.
Например, вы увидели, что в школьном саду поспели яблоки и сообщили об этом своим друзьям. Вы увидели, что у бабушке в огороде расцвели красные, белые, жёлтые астры, т. е. получили информацию, что астры бывают разных цветов.
А вот африканские племена передавали дружественным соседям информацию о том, что наступает враг, с помощью тамтамов - барабанов, звук которых разносился очень далеко. А иногда использовали такой способ, как поджог хвороста: когда племя видело, что со стороны их соседей вздымается столб дыма, они знали, что опасность близка.
Значит, мы можем передавать и воспринимать информацию различными способами. Какими?
Передавать - с помощью знаков, звуков, рисунков;
Получать - слушать, смотреть, читать.
Информацию об окружающем мире, которую люди узнавали в древности, передавали своим потомкам, пересказывая ее многократно. По мере того как люди узнавали всё больше новых сведений, их стало невозможно запомнить и люди стали их записывать, т.е. сохранять. Люди стали искать способы, которыми можно сохранять и передавать информацию.
Презентация (слайды 1-12)
Некоторые народы изобрели рисуночное письмо, другие придумали символическое письмо - стали изображать то, что хотели сказать, специальными значками. Ну и, наконец, придумали, как можно изображать буквы и звуки. Так возникла письменность - один из самых распространенных видов сохранения информации.
Но рисунки, значки и буквы надо было рисовать и писать на чем-то. Древние люди писали свои значки на стенах пещер, на коре деревьев, на глиняных табличках, на тростнике, на телячьей коже, пока, в конце концов, в древнем Китае не была изобретена бумага.
Материалы, на которых можно сохранять информацию с помощью различных символов, называются носителями информации.
Тростник, пергамент, глиняные таблички, кожа животных, камни, бумага, - это носители информации.
Информация, которая является важной и полезной для множества людей, называется знанием. Постепенно люди накапливали все новые и новые знания об окружающем мире: о том, как можно лечить какие-то болезни, о том, как считать, о том, как увеличить урожай. Они записывали эти знания в книги, которых тоже становилось все больше. Понадобились помещения, где можно было хранить книги. Так и возникли библиотеки - специальные помещения для хранения книг.
Первые библиотеки возникли очень давно - например, больше 2,5 тысяч лет тому назад в Междуречье у царя Ашшурбанапала была собрана целая библиотека из глиняных табличек. В ней было больше тысячи глиняных книг, на которых специальными значками - клинописью - были написаны тексты. Все таблички были одинакового размера, на каждой стояло название текста и номер листа. В библиотеке книги были расставлены по отраслям знаний. А для того, чтобы было легче найти нужную книгу, были сделаны специальные списки, в которых были записаны все книги, которые были в библиотеке - каталоги.
Потом стали создаваться библиотеки, где хранилось множество бумажных книг.
Как вы думаете, как еще можно хранить и передавать информацию? (Ответы детей.) Не только с помощью бумажных носителей можно сохранять информацию.
Когда люди изобрели пластинки и магнитофонные ленты, книги стало возможно не только читать, но и слушать. Потом подошла очередь видеокассет, с помощью которых можно было не только слушать, но и смотреть. Потом оказалось, что информация накапливается очень быстро, книги занимают очень много места. Ученые попытались найти пути, с помощью которых можно было бы хранить информацию в сжатом виде. Так появился компьютер. Сегодня информацию можно сохранять, передавать с помощью компьютера и электронных носителей информации - дисков, дискет.
Видите, ребята, как много существует носителей информации, на которых люди сохраняют важные сведения и накапливают знания. Где мы можем получить нужную и интересную информацию? (Из газет, из книг, по радио, по телевидению, в Интернете.)
Как вы думаете, где хранится больше всего информации?
Правильно, в библиотеках. Сегодня библиотеки остаются крупными хранилищами информации, где можно найти сведения обо всем. В библиотеках есть видеокассеты, пластинки, компьютеры, журналы и газеты. Но самым главным источником информации и знания остается книга.
Важнейшим источником информации и знания является книга.
Вопросы для закрепления темы
1.Как ты передашь маме информацию о том, что задержишься после уроков, потому что пойдешь в библиотеку?
2.Как ты можешь получить информацию о том, что вода в море соленая?
3.Где ты будешь искать информацию о том, какие мультфильмы можно посмотреть по телевизору на этой неделе?
4.Как ты сохранишь информацию о том, как испечь торт, чтобы не забыть ее?
5.Как ты получаешь информацию о том ,что бабочки бывают желтые, красные, синие, оранжевые, белые?
6.Как ты получаешь информацию о том ,что арбуз сладкий?
7. Где ты будешь искать информацию о том, какая погода будет послезавтра?
8.Где ты будешь искать информацию о том, какая птица самая маленькая в мире?
9.Где ты будешь искать информацию о том, как дрессировать собаку?
10.Как ты получаешь информацию о том, что пора идти на урок?
11.Как ты сохранишь информацию о том, какие бывают на свете кошки, чтобы не забыть ее?
12.Как ты получишь информацию о том, когда будут соревнования?