Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Доказательства эволюции животных

Submitted by Гузаль Габдулхаковна Зимасова on Fri, 07/02/2014 - 21:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Зимасова Гузаль Габдулхаковна
Место работы, должность: 
МАОУ "Лицей №8"
Регион: 
Пермский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

Цель урока: обобщить знания о строении современных и некоторых ископаемых животных, раскрыть роль в доказательстве эволюции животного мира.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
7
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебники:

В.В. Латюшин, В.А. Шапкин  «Биология. Животные. 7 класс».- М.: Дрофа,2007. -304 с.: ил.

Используемая методическая литература: 

Методические пособия:

ЛатюшинВ.В., Уфимцева Г.А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшин, В.А. Шапкин  «Биология. Животные» пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2007.-192 с.

Н.И.Глушакова. Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику «Биология. Животные. 7класс». – Волгоград: Учитель, 2006 г.

 

Используемое оборудование: 

                                  Оборудование: таблицы «Тип Хордовые. Схемы  кровообращения  позвоночных», «Тип  Хордовые. Схемы  строения  головного  мозга», «Строение  зародышей  различных  позвоночных», рабочая  тетрадь, учебник.

Используемые ЦОР: 

                                   Средства:  печатные  издания: учебник, тетрадь с печатной  основой, записи на  доске, таблицы и  модели головного мозга, мультимедийная  презентация

Краткое описание: 
Урок биологии в 7 классе по теме "Доказательства эволюции животных" На уроке используется отрывки фильмов, презентация и самостоятельные работы.Урок ориентирован на практическую деятельность.

Ход урока:                                             Природа - сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

Ф.И. Тютчев

 

  На нашей планете существует огромное разнообразие форм жизни. Попытки понять, как возникли живые организмы на Земле, почему они так разнообразны, появились у людей в глубокой древности.

   Доказать современные представления об эволюции жизни прямыми методами невозможно. Эксперимент затянется на миллионы лет (цивилизованному обществу от роду не более 10 тысяч лет), а машину времени скорее всего так и не изобретут. Как же добывается истина в этой области знания? Как подступиться к животрепещущему вопросу "Кто от кого произошёл"?  И сегодня мы попробуем найти ответ на этот вопрос.

·       Фильм

·       Какой процесс  вы наблюдали?

     Эволюция (от лат. evolution– развертывание) необратимый процесс исторического развития живого. 

II. Изучение нового материала: Сегодня мы с вами рассмотрим основные типы доказательств эволюции

Палеонтологические доказательства эволюции

     Палеонтология – наука, изучающая останки древних вымерших животных. Ископаемые остатки сохраняются в различных слоях земной коры в виде отпечатков и окаменелостей. Именно палеонтология даёт тот материал, который позволяет предположить, а иногда и сказать с уверенностью, как конкретно шла эволюция.Многие животные, жившие раньше, не имеют аналогов в современном животном мире – они вымерли, но ученые до сих пор находят их останки, воссоздают их  реконструкции и пытаются разгадать причины их вымирания. Наиболее крупными вымершими животными были динозавры.

      Большой интерес представляют вымершие животные переходных форм, например археоптерикс - это животное имело признаки и рептилий и птиц.

·       Фильм (фрагмент2)

Давайте проанализируем и выявим черты сходства, характерные для пресмыкающихся: мощные зубы, длинный хвост, нижние конечности покрыты роговыми чешуями, кроме того они имели очень тяжелый скелет, планировали.

Черты сходства, характерные для птиц: крылья, покрытые перьями, общий вид.

- Ребята, вы сегодня выступите в роли палеонтологов. Допустим, вы нашли скелеты животных. Ваша задача,  воссоздать внешний облик животного.

(Работа по группам)

Вывод: Ребята, какой  вывод вы можете сделать о палеонтологических доказательствах?

    Палеонтологические сведения о самых древних животных обычно неполные, отрывочные. Поэтому для доказательства эволюции животного мира используют также данные сравнительной анатомии, которая изучает строение животных в сравнительном плане.

Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства

Работа по группам

Задание № 1. Рассмотрите изображения передней конечности наземных позвоночных. Найдите черты сходства в их строении.

Задание № 2. Сравните строение кровеносной системы, рыб, земноводных, птиц и млекопитающих. Укажите черты сходства. 

Задание №3. Сравните внешнее строение головного мозга позвоночных животных. Укажите черты сходства в их строении.

1 группа:Передние конечности имеют единый план строения, состоят из одинакового числа костей: плечо, предплечье, кисть. Сходство строения свидетельствует о родстве животных. Доказательство эволюции!

 Гомологичные органы – органы, имеющие общий план строения, развивающиеся из сходных зачатков и выполняющие одинаковые или разные функции. 

     Не всякое сходство органов свидетельствует в пользу их родства. Крыло птицы и крыло бабочки выполняют сходную функцию, но их строение совершенно различно. Как называются такие органы?

Фильм (фрагмент 3)

     Аналогичные органы– органы, сходные по внешнему виду и выполняющие одинаковую функцию, но различные по строению и происхождению.

  2 группа:Прослеживается усложнение (эволюционные изменения) строения кровеносной системы, общее: кровеносная система замкнутого типа, сердце, круги кровообращения.

3 группа:Головной мозг хордовых животных состоит из одинаковых отделов. Наивысшего развития достигает головной мозг млекопитающих.

Молодцы, хорошо поработали! Но на этом доказательства не заканчиваются! У некоторых животных имеются рудиментарные органы, которые утратили свое первоначальное значение, т.к. длительно не применялись животными: современные киты, питоны не имеют задних конечностей, но они представлены небольшими косточками, значит когда –то их предки имели эти конечности.

   атавизмы- это органы, в норме присутствовавшие  у  отдалённых предков, утраченные в ходе эволюции, но иногда проявляющиеся у отдельных организмов данного вида.  Примерами  его могут  служить: трехпалость  у  современных  лошадей, дополнительные  пары  молочных  желез. Благодаря живому интересу к происхождению человека, проявляемому в последние полтора столетия, человеческие атавизмы изучены хорошо.        

Вывод: Таким  образом, данные  сравнительной  анатомии  убедительно 

свидетельствуют об изменчивости  органического  мира.

 

 Эмбриологические доказательства эволюции

 - Ребята, вы уже знаете, что большинство организмов развиваются из оплодотворенного яйца. Проследим стадии развития зародышей различных организмов.

  Задания по группам.

- Что вы можете сказать о внешнем виде (сходстве) зародышей на ранней стадии развития?Верно, удивительное сходство! 

- Что происходит с зародышами по мере развития, насколько они  сходны  между собой? Сходство ослабевает, все более четко проявляются черты тех классов, к которым они принадлежат.

Какой вывод мы можем сделать, узнав о поразительном сходстве зародышей на ранних стадиях развития?

  Вывод: Сходство зародышей различных систематических групп свидетельствует об общности происхождения, о родстве сравниваемых организмов.

 Фильм (фрагмент4)

   У всех хордовых на ранних стадиях развития закладывается хорда, возникает нервная трубка, в переднем отделе глотки образуются жабры и т. д. Сходство зародышей свидетельствует об общности происхождения данных организмов. По мере развития зародышей черты их различия выступают все более явственно. К. Бэр первым обнаружил, что в ходе эмбрионального развития сначала появляются общие признаки типа, затем последовательно класса, отряда и, наконец, вида. Эта закономерность в развитии зародышей указывает на их родство, происхождение от одного ствола, который в ходе эволюции распался на множество ветвей.

 

 Вывод: И так данные палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии позволяет установить сходство между отдельными группами животных, указывающие на родство, что очень важно для доказательства эволюции животного мира.

Фильм (Фрагмент 5)

 

Рефлексия:

1.    Больше всего мне понравилось …

2.    Сегодня я узнал (а), …

3.    Главным на уроке для меня было …

 

Прикрепленный файл Size
фрагмент 2.mp4 3.78 MB
фрагмент 3.mp4 3.39 MB
фрагмент 4.mp4 4.18 MB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн