Официальный сайт aktuell 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сила трения и сопротивления в живых организмах

Фото пользователя Татьяна Николаевна Распопова
Размещено: Татьяна Николаевна Распопова - пт, 07/02/2014 - 09:32
Данные об авторе
Автор(ы): 
Распопова Татьяна Николаевна
Место работы, должность: 
МКОУ Джогинская СОШ, учитель физики и информатики
Регион: 
Иркутская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 

Цель урока: выяснить значение силы трения и сопротивления в организмах животных.

Задачи:

Образовательная:

1) показать связь силы трения и сопротивления с живой природой.

2) углубить знания учащихся об этих силах.

3) добиться усвоение ЗУН по данной теме.

Воспитательная:

1) воспитать у учащихся чувство ответственности к живой природе.

2) формирование экологической культуры учащихся.

Развивающая: развить интерес учащихся к изучению данной темы.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник физики для 10 класса А.Г. Мякишева

Используемая методическая литература: 

Ресурсы сети Интернет

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор, экран

Используемые ЦОР: 

Презентация, созданная в программе Microsoft Office PowerPoint

Краткое описание: 
Урок с использованием дополнительной информации о силе трения и сопротивления в живых организмов, способствует развитию кругозора учащихся.

 

10 класс

Тема урока: «Сила трения и сопротивления

в живых организмах»

Цель урока: выяснить значение силы трения и сопротивления в организмах животных.

Задачи.

Образовательная:

  1) показать связь силы трения и сопротивления с живой природой.

2) углубить знания учащихся об этих силах.

3) добиться усвоение ЗУН по данной теме.

Воспитательная:

1) воспитать у учащихся чувство ответственности к живой природе.

2) формирование экологической культуры учащихся.

Развивающая: развить интерес учащихся к изучению данной темы.

 

Мотивация знаний. При посещении данного курса у учащихся расширяется кругозор физических понятий.

Методы на уроке:

1.   рассказ учителя

2.   доклад.

Ход урока

I  Организационный момент.

II  Изучение нового материала.

Из курса 7 класса все вы знакомы с силой трения. Также знаете, что для уменьшения силы трения применяют специальные смазки.

Известно, что жидкости, применяющиеся для уменьшения трения (масло, деготь и т. д.), всегда обладают значительной вязкостью. Также и в организме животных жидкости, служащие для уменьшения трения очень вязкие.

Кровь, например, более вязкая, чем вода. При движении по сосудистойсистеме она испытывает сопротивление, обусловленное внутренним трением. Чем сосуды тоньше, тем больше трение и тем больше падает давление крови.

Малое трение в суставах объясняется их гладкой поверхностью, наличием синовиальной жидкости, играющей роль своеобразной смазки. Такую же роль при проглатывании пищи играет слюна.

Трение мышц или сухожилий о кость уменьшается благодаря выделению специальной жидкости сумками, в которых они расположены. Число таких примеров можно продолжить.

У многих растений и животных имеются различные органы, служащие для хватания (усики растений, хобот слона, цепкие хвосты лазающих животных и др.). Все они имеют форму, удобную для навивания, и шероховатую поверхность для увеличения коэффициента трения.

Среди живых организмов распространены приспособления (шерсть, щетина, чешуйки, шипы, расположенные наклонно к поверхности), благодаря которым трение получается малым при движении в одном направлении и большим — при движении в противоположном направлении. На этом принципе основано движение дождевого червя. Щетинки, направленные назад, свободно пропускают тело червя вперед, но тормозят обратное движение. При удлинении тела головная часть продвигается вперед, а хвостовая остается на месте, при сокращении головная часть задерживается, а хвостовая подтягивается к ней.

Изменение сопротивления при движении в разных направлениях наблюдается и у многих водоплавающих. Например, плавательные перепонки на лапках уток или гусей используются подобно веслам. При движении лапок назад утка распрямленной перепонкой загребает воду, а при движении вперед утка сдвигает пальцы — сопротивление уменьшается, в результате чего утка продвигается вперед.

 III. Доклады:

1.     Лучшие пловцы — рыбы, дельфины.

2.     Планирующий полет.

IV. Вопросы:

1.     Эхо

2.     Эхолот

3.     Эхолокация

4.     КАК ПЕРЕДАЕТ СИГНАЛЫ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО?

5.     ЛЕГКО ЛИ "ОТПЕЧАТАТЬ" ЗВУК?

6.     ГДЕ ВПЕРВЫЕ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН?

7.     ВОЗМОЖНА ЛИ СВЯЗЬ БЕЗ ПРОВОДОВ?

Ребята, я сейчас вам прочитаю свои стихи, а вас попрошу закончить конец фразы. А затем, вы нам скажите, о чем идет речь в данных стихах.

Силы в природе

С утра сегодня тарарам,

Пляшут вещи тут и там,

А мы кричим от радости:

“Исчезла сила … (тяжести)!”

Вызвали меня к доске,

Я стою в большой тоске.

Мел держать не в силах я,

Ох, и где ж ты сила (трения)!

Она куда-то убежала,

И устоять я не могу.

Ну нет больше,

И нету силы (трения)

Сел за стол покушать я,

Ложку взять пытался я.

Что случилось, что такое?

Ну где же трение (покоя)?

Вот дощечка через речку

По ней как речку перейти?

Шагом иль бегом без трудности

Поможет сила мне (упругости).

Силу надо мне измерить

Какой прибор беру я смело?

Не амперметр, не вольтметр,

А прибор (динамометр)!

Измеряем массу в килограммах

Время точно уж в секундах,

Ну а силу круто так

Измеряем в (Ньютонах).

Виды деформаций

Купила вазу в магазине,

Ох, и красивая была!

Но до дому не донесла,

Меня тут (хрупкость) подвела

Вниз кидаю быстро мяч,

Он легко несется вскачь.

Его форма не меняется,

Потому что здесь (упругость) выполняется.

Я тяну пружину влево,

Отпущу, стремится вправо.

Это потому не получается,

Так как закон (Гука) выполняется

Я взял кусочек пластилина,

Иль серу, воск, а также глину,

Чуть-чуть нагрузку применил,

Он тут же форму изменил.

Причина не в тактичности,

Причина здесь в (пластичности).

V. Закрепление изученного материала

Решение задач на смекалку:

1. На столе лежит стопка книг. Что легче: вытянуть нижнюю книгу, придерживая (не поднимая) остальные, или привести в движение всю стопку, потянув за книжку?

2. К стенке дома прислонена лестница. Человек поднимается по лестнице. В некоторый момент концы лестницы начинают скользить вдоль стены дома. Почему это может произойти?

Качественные задачи.

1. Почему кусок хозяйственного мыла легче разрезать ниткой, чем ножом?

2. Дайте физическое обоснование пословице: “коси коса пока роса; роса долой и мы домой”. Почему при росе косить легче?

3. Почему в метро запрещено облокачиваться на движущиеся поручни лестницы эскалатора?

4. Почему при постройке электровозов не применяются легкие металлы?

5. Что легче: сдвинуть с места тело или продолжать двигать его по горизонтальной поверхности? Почему?

6. В какой известной сказке с детства говорится о сложении сил, действующих по одной прямой?

VI. Итоги урока

Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Сила трения и сопротивления»


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн