Официальный сайт netfuncards 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Оценка материально-технической базы кабинета физики

Submitted by Владимир Федорович Комиссаров on чт, 06/02/2014 - 21:13
Данные об авторе
Автор(ы): 
Комиссаров Владимир Федорович
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Физика
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p class="rtejustify"> Для обучения учащихся основной школы в соответствии с примерными программами необходима реализация деятельного подхода. Деятельный подход требует постоянной опоры процесса обучения физики на демонстрационный эксперимент, выполняемый учителем, и лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому школьный кабинет физики должен быть оснащен полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.</p>

 

Оценка материально-технической базы кабинета физики № 1

Казанского суворовского военного училища в контексте ФГОС общего образования

 

I Введение

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны обеспечивать:

1) Возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к предметным, метапредметным и личностным результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

2) Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса, требований к санитарно-бытовым условиям, строительных норм и правил, требований пожарной и электробезопасности, требований охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательных учреждений.

Новые стандарты включают требования к условиям реализации образовательной программы, в том числе к материально-техническим условиям. Ключевые моменты для их реализации:

1)  необходимая полнота комплектов;

2) материально-технические средства обучения, обеспечивающие не только потребности уроков физики, но и внеурочную деятельность в рамках предмета.

Для обучения учащихся основной школы в соответствии с примерными программами необходима реализация деятельного подхода. Деятельный подход требует постоянной опоры процесса обучения физики на демонстрационный эксперимент, выполняемый учителем, и лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому школьный кабинет физики должен быть оснащен полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.

В настоящее время осуществляется планомерный переход от приборного принципа разработки и поставки оборудования к комплектно-тематическому подходу. В данное время в школах параллельно сосуществуют обе системы.

Оборудование, представленное в рекомендациях, учитывает три формы эксперимента, проведение которого регламентировано примерными программами: демонстрационный эксперимент и два вида лабораторного эксперимента: фронтальный – в основной школе и базовом уровне старшей ступени, фронтальный и лабораторный практикум – при изучении физики на профильном уровне.

В представленной системе оборудования реализуется принцип вариативности. Он выражается в том, что возможны, по крайней мере, три способа комплектации систем оборудования, каждый из которых позволяет осуществить экспериментальную поддержку примерных программ. Один из них – на основе компьютерных измерительных систем, второй – на базе цифровых способов обработки и представления результатов, третий – на основе классических аналоговых методов. Все три способа дополняют друг друга.

Кабинет физики кроме лабораторного и демонстрационного оборудования, должен быть оснащен учебно-методической, справочно-информационной, научно-популярной и другой литературой, пожарным инвентарем и аптечкой. В кабинете должна быть инструкция по правилам безопасности труда.

Только комплексное использование систем демонстрационного и лабораторного оборудования на базе оптимально организованных рабочих зон учителя и учащихся в кабинете физики создает необходимые условия для достижения целей обучения в условиях действия стандарта второго поколения.

 

II Сравнительная оценка материально-технической базы кабинета физики № 1

Казанского суворовского военного училища в контексте ФГОС общего образования

 

1. Кабинет физики

Рекомендации ФГОС

Кабинет физики Казанского СВУ

Снабжение кабинета физики должно быть выполнено с соблюдением правил техники безопасности.

К лабораторным столам, неподвижно закрепленным на полу кабинета, специалистами подводится переменное напряжение 42 В от щита комплекта электроснабжения.

К демонстрационному столу должно быть подведено напряжение 42 и 220 В.

В торце демонстрационного стола размещается тумба с раковиной и краном.

В кабинете физики необходимо иметь:

- противопожарный инвентарь и аптечку;

- инструкцию по правилам безопасности труда.

На фронтальной стене кабинета  размещается таблица приставок и единиц «СИ», физические постоянные.

Кабинет физики должен быть оснащен системой затемнения.

Кабинет физики должен иметь лаборантскую для хранения оборудования и подготовки опытов, быть оснащен компьютером с мультипроектором и интерактивной доской, учебно-методической, справочно-информационной, научно-популярной литературой, учебниками, задачникам,  комплектами тематических таблиц по всем разделам курса физики, портретами выдающихся физиков,  картотекой с заданиями для индивидуального обучения, для проведения контрольных и самостоятельных работ.

Кабинет физики № 1 КСВУ имеет лаборантскую для хранения оборудования и для подготовки экспериментов.

В лаборантской комнате находится общая электрощитовая.

На рабочем месте учителя в кабинете имеется мультипроектор, интерактивная доска и телевизор.

К демонстрационному столу подается напряжение 380 В от электрощита, находящегося в лаборатории.

В демонстрационном столе установлен щит электроснабжения (ЩЭШ-1200) для подачи напряжения 42 В к ученическим партам.

На фронтальной стене кабинета размещены таблицы: «Система СИ», «Основные физические постоянные», «Основные свойства твердых, жидких и газообразных тел», «Множители и приставки», «Инструкция по технике безопасности».

Лабораторное и демонстрационное оборудование  хранится в специальных шкафах, расположенных вдоль задней стены кабинета.

Учебно-методическая и справочная литература кабинета:

- учебники для 10 и 11 класса (Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский);

- задачники (составители В.Ф. Комиссаров, А.А. Заболотский);

- материалы для подготовки к ЕГЭ;

- научно-популярная литература.

В кабинете имеются комплекты заданий для индивидуального обучения, проведения контрольных и самостоятельных работ.

Не соответствует рекомендации ФГОС:

- нет подводки воды к кабинету.

 

2. Лабораторное оборудование.

Отсутствие в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ заданий по проверке экспериментальных умений с использованием лабораторного оборудования негативно сказывается на преподавании школьных предметов естественно-научного цикла. Повсеместное введение тестирования в массовую проверку знаний и вполне понятное стремление учителей подготовить учащихся к выполнению предлагаемых тестов приводят к пренебрежению лабораторными и практическими работами по предмету.

В соответствии с требованиями Стандарта образования учащиеся должны обладать не только конкретными знаниями, но и практическими умениями и основами естественно-научного метода познания.

Оптимальным для достижения указанных целей является использование тематических комплектов лабораторного оборудования по механике, молекулярной физике, электричеству и оптике.

Использование тематических комплектов:

- способствует формированию важнейшего общеучебного умения, такого как подбор учащимися оборудования в соответствии с целью проведения самостоятельного исследования;

- позволяет проводить экспериментальную работу на любом этапе;

- радикально уменьшает трудовые затраты учителя при подготовке к урокам.

Важнейшее значение имеет то, что тематические комплекты могут быть использованы для организации самостоятельного изучения и проведения физического практикума.

В состав фронтального оборудования наряду с аналоговыми входят и цифровые средства измерения. К ним относятся электронный секундомер с датчиками в комплекте по механике.

Наличие секундомера позволяет перевести на экспериментальную основу введение всех кинематических величин и исследование движения, а также изучение законов динамики.

В комплект лабораторного оборудования общего назначения входят рычажные весы, а в комплект молекулярной физики - цифровые. Таким образом, учащиеся знакомятся с фундаментальным принципом измерения (сравнение), и получают современный прибор для измерения массы тела.

Рекомендации ФГОС

Возможности кабинета физики Казанского СВУ

В соответствии с программой, составленной на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программ общеобразовательных учреждений для 7-9 классов по учебно-методическим комплектам (УМК)  А.В. Перышкин, Е.М. Гутник, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ предусмотрены следующие лабораторные работы:

 

Механика

1.Определение цены деления измерительного прибора (7 кл);

2. Измерение размеров малых тел (7 кл);

3. Измерение массы тела на рычажных весах (7 кл);

4. Измерение объема тела  (7 кл);

5. Определение плотности тела (7 кл);

6. Градуировка пружины и измерение сил динаометром (7 кл);

7. Выяснение условия равновесия  рычага (7 кл);

8. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости (7 кл);

9. Определение выталкивающей силы (7 кл);

10. Выяснение условий плавления тел (7 кл);

11. Исследования равноускоренного движения без начальной скорости (9 кл);

12.  Измерение ускорения свободного падения (9 кл);

13.  Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины (9 кл).

Лабораторная работа по разделу «Механика», предусмотренная программой общеобразовательных учреждений для 7-9 классов по УМК А.В. Перышкин, Е.М. Гутник, выполняется с помощью оборудования общего назначения или с помощью лабораторных комплектов «Механика» (в кабинете данный комплект имеется 15 экземпляров) и комплекта «Механика» (Лаборатория L-микро).

При выполнении данных лабораторных работ используются следующие приборы общего назначения: измерительные цилиндры, динамометры, рычажные весы, бруски, набор тел, рычаги, трибометры.

Данные приборы имеются в наличии в кабинете в достаточном количестве.

Лабораторные работы: «Исследование равномерного движения без начальной скорости», «Измерение ускорения свободного падения» проводятся только с помощью комплекта «Механика» (лаборатория L-микро).

При выполнении данных работ учащиеся пользуются электронным секундомером с датчиком.

Молекулярная физика

1. Сравнение количества теплоты (8 кл);

2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела (8 кл).

Лабораторные работы по разделу «Молекулярная физика» могут быть выполнены приборами общего назначения или «Набором по молекулярной физике и термодинамике» (НМФТ-2).

Электродинамика

1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках (8 кл);

2.  Измерение напряжения на различных участках цепи (8 кл);

3. Регулировка силы тока реостатом (8 кл);

4. Измерение сопротивления с помощью амперметра и вольтметра (8 кл);

5.  Измерение мощности и работы тока в электрической лампе (8 кл);

6. Изучение электрического двигателя (8 кл);

7. Сборка электромагнита и испытание его действия (8 кл);

8.  Изучение явления электромагнитной индукции.

Лабораторная работа по программе 7-9 классов по разделу «Электродинамика» выполняется нами с помощью лабораторных комплектов «Электричество» (лаборатория L-микро) или с помощью лабораторных приборов общего назначения.

Количество лабораторных комплектов «Электричество» и лабораторных приборов общего назначения достаточно.

Оптика и элемента атомной и ядерной физики

1. Получение изображения при помощи собирающей линзы (9 кл);

2. Изучение деления ядра атома урана по фотографии трека (9 кл);

3. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям (9 кл).

Лабораторная работа  «Получение изображения при помощи собирающей линзы»  выполняется cпомощью лабораторных комплектов «Оптика» (лаборатория L-микро).

В соответствии с программой, составленной на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы среднего (полного) общего образования по учебно-методическим комплектам (УМК) Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотский, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ предусмотрены лабораторные работы в 10-11 классах.

 

Механика

1.  Изучение движения тела по окружности (10 кл);

2.  Изучение закона сохранения механической энергии (10 кл);

3.   Определение ускорения свободного падения (11 кл).

Данные лабораторные работы выполняются с помощью комплекта лабораторной работы «Механика» (лаборатория L-микро) или с помощью приборов общего назначения.

Молекулярная физика

1.                Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака (10 кл).

Данная лабораторная работа выполняются с помощью комплекта лабораторной работы «Молекулярная физика и термодинамика» («Школьник – В»).

Электродинамика

1. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока (10 кл);

2. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников (10 кл);

3. Наблюдение действия магнитного поля тока (11 кл);

4. Изучение явления электромагнитной индукции (11 кл).

Данные лабораторные работы выполняются с помощью комплекта лабораторной работы «Электричество» (лаборатория L-микро).

Возможности кабинета позволяют проводить данные лабораторные работы с помощью лабораторных приборов общего назначения.

Оптика

1. Измерения показателя преломления стекла (11 кл);

2. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы (11 кл);

3. Измерение длины световой волны (11 кл);

4. Наблюдение сплошного и линейчатого спектра (11 кл).

Лабораторные работы № 1,2,3 выполняются с помощью лабораторного комплекта «Оптика» (лаборатория L-микро).

На наш взгляд, более лучшие результаты получаются при выполнении данных работ с помощью традиционных приборов.

Лабораторная работа № 4 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектра» проводится с использованием демонстрационных приборов: газоразрядных трубок, прибора Спектр-1 и спектроскопа.

 

III Демонстрационный эксперимент

Демонстрационное оборудование должно обеспечивать возможность наблюдения всех изучаемых явлений, включенных в примерную программу основной школы. Вся система оборудования для демонстрационного эксперимента по физике построена на основе оптимального сочетания классического оборудования и оборудования, основанного на применении цифровых методов измерения и компьютерных измерительных систем.

Отбор оборудования включенного в «Требования к оснащению образовательного процесса по физике» формируется с учетом ряда принципов:

- с учетом тенденции обучения по физике;

- новой концепции обучения по физике.

Главный из них – это полнота системы оборудования относительно экспериментальной части примерных программ и требований к учащимся, зафиксированных в образовательном стандарте. В соответствии с этим принципом демонстрационное оборудование представлено в «Требованиях к оснащению образовательного процесса по физике» так, что оно обеспечивает исследование максимально возможного числа изучаемых явлений и законов, а так же следствий фундаментальных законов.

Второй принцип – преемственность систем оборудования между первой и второй ступенями. В соответствии с этим принципом оборудование, включенное в перечень основной школы, является фундаментом, на котором будет формироваться перечень старшей профильной школы.

Измерительный комплекс кабинета физики насыщается компьютерными и цифровыми средствами измерения. Это составляет такой принцип отбора, как оптимальное сочетание классических и современных средств измерения и способов экспериментального исследования явлений.

В рекомендациях к «Требованиям к оснащению образовательного процесса по физике» учтено, что в настоящее время осуществляется планомерный переход от приборного принципа разработки и поставки оборудования к комплектному подходу.

Целый ряд демонстрационного оборудования – комплекты по механике, электричеству и оптике – при проведении опытов располагаются на «магнитной» доске с помощью магнитов.

 

Рекомендации ФГОС

Возможности кабинета физики Казанского СВУ

Перечень демонстрационного оборудования общего назначения и универсальных тематических наборов изложены в «Требованиях к оснащению образовательного процесса по физике».

В наших кабинетах имеется  практически весь перечень оборудования общего назначения, предусмотренный в «Требованиях к оснащению образовательного процесса по физике».

Имеются следующие тематические наборы по демонстрационному эксперименту:

- «Механика» (лаборатория L-микро);

- «Газовые законы и свойства насыщенных паров» (лаборатория L-микро);

- «Электричество» 1, 2, 3 (лаборатория L-микро);

- «Набор для изучения принципов радиосвязи»;

- «Геометрическая оптика» (лаборатория L-микро);

- «Волновая оптика»;

- комплект приборов для определения постоянной Планка;

- «Набор спектральных трубок с источником их зажигания»;

- комплект для изучения свойств электромагнитных волн».

 

В нашем кабинете отсутствуют:

- набор для демонстрации Броуновского движения;

- компьютерный измерительный блок с набором датчиков, осциллографическая приставка;

- секундомер с датчиком;

- комплект приборов по молекулярной физике согласованный с универсальной цифровой системой измерения;

- комплект по квантовой физике на базе комбинированной цифровой системы измерения.

 

Использованная литература:

1.                Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

2.                Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Проект (доработка 15 февраля 2011 года);

3.                Закон Российской федерации «Об образовании»;

4.                Требования к результатам освоения основной образовательной программы по физике. Планирование результатов основной образовательной программы по физике;

5.                Проект требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Требования к результатам освоения основных образовательных программ (Основная школа);

6.                Требования к структуре основной образовательной программы по физике;

7.                Требования к условиям реализации основной образовательной программы. Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета "Физика";

8.                Никифоров Г.Г. “Рекомендации по оснощению кабинета физики в основной школе для обеспечения учебного процесса”;

9.                Требования к оснащению образовательного процесса по физике.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн