Оценка материально-технической базы кабинета физики
Submitted by Владимир Федорович Комиссаров on чт, 06/02/2014 - 21:13
Оценка материально-технической базы кабинета физики № 1
Казанского суворовского военного училища в контексте ФГОС общего образования
IВведение
Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны обеспечивать:
1) Возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к предметным, метапредметным и личностным результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.
2) Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса, требований к санитарно-бытовым условиям, строительных норм и правил, требований пожарной и электробезопасности, требований охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательных учреждений.
Новые стандарты включают требования к условиям реализации образовательной программы, в том числе к материально-техническим условиям. Ключевые моменты для их реализации:
1) необходимая полнота комплектов;
2) материально-технические средства обучения, обеспечивающие не только потребности уроков физики, но и внеурочную деятельность в рамках предмета.
Для обучения учащихся основной школы в соответствии с примерными программами необходима реализация деятельного подхода. Деятельный подход требует постоянной опоры процесса обучения физики на демонстрационный эксперимент, выполняемый учителем, и лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому школьный кабинет физики должен быть оснащен полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.
В настоящее время осуществляется планомерный переход от приборного принципа разработки и поставки оборудования к комплектно-тематическому подходу. В данное время в школах параллельно сосуществуют обе системы.
Оборудование, представленное в рекомендациях, учитывает три формы эксперимента, проведение которого регламентировано примерными программами: демонстрационный эксперимент и два вида лабораторного эксперимента: фронтальный – в основной школе и базовом уровне старшей ступени, фронтальный и лабораторный практикум – при изучении физики на профильном уровне.
В представленной системе оборудования реализуется принцип вариативности. Он выражается в том, что возможны, по крайней мере, три способа комплектации систем оборудования, каждый из которых позволяет осуществить экспериментальную поддержку примерных программ. Один из них – на основе компьютерных измерительных систем, второй – на базе цифровых способов обработки и представления результатов, третий – на основе классических аналоговых методов. Все три способа дополняют друг друга.
Кабинет физики кроме лабораторного и демонстрационного оборудования, должен быть оснащен учебно-методической, справочно-информационной, научно-популярной и другой литературой, пожарным инвентарем и аптечкой. В кабинете должна быть инструкция по правилам безопасности труда.
Только комплексное использование систем демонстрационного и лабораторного оборудования на базе оптимально организованных рабочих зон учителя и учащихся в кабинете физики создает необходимые условия для достижения целей обучения в условиях действия стандарта второго поколения.
IIСравнительная оценка материально-технической базы кабинета физики № 1
Казанского суворовского военного училища в контексте ФГОС общего образования
1. Кабинет физики
Рекомендации ФГОС
Кабинет физики Казанского СВУ
Снабжение кабинета физики должно быть выполнено с соблюдением правил техники безопасности.
К лабораторным столам, неподвижно закрепленным на полу кабинета, специалистами подводится переменное напряжение 42 В от щита комплекта электроснабжения.
К демонстрационному столу должно быть подведено напряжение 42 и 220 В.
В торце демонстрационного стола размещается тумба с раковиной и краном.
В кабинете физики необходимо иметь:
- противопожарный инвентарь и аптечку;
- инструкцию по правилам безопасности труда.
На фронтальной стене кабинета размещается таблица приставок и единиц «СИ», физические постоянные.
Кабинет физики должен быть оснащен системой затемнения.
Кабинет физики должен иметь лаборантскую для хранения оборудования и подготовки опытов, быть оснащен компьютером с мультипроектором и интерактивной доской, учебно-методической, справочно-информационной, научно-популярной литературой, учебниками, задачникам, комплектами тематических таблиц по всем разделам курса физики, портретами выдающихся физиков, картотекой с заданиями для индивидуального обучения, для проведения контрольных и самостоятельных работ.
Кабинет физики № 1 КСВУ имеет лаборантскую для хранения оборудования и для подготовки экспериментов.
В лаборантской комнате находится общая электрощитовая.
На рабочем месте учителя в кабинете имеется мультипроектор, интерактивная доска и телевизор.
К демонстрационному столу подается напряжение 380 В от электрощита, находящегося в лаборатории.
В демонстрационном столе установлен щит электроснабжения (ЩЭШ-1200) для подачи напряжения 42 В к ученическим партам.
На фронтальной стене кабинета размещены таблицы: «Система СИ», «Основные физические постоянные», «Основные свойства твердых, жидких и газообразных тел», «Множители и приставки», «Инструкция по технике безопасности».
Лабораторное и демонстрационное оборудование хранится в специальных шкафах, расположенных вдоль задней стены кабинета.
Учебно-методическая и справочная литература кабинета:
- учебники для 10 и 11 класса (Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский);
В кабинете имеются комплекты заданий для индивидуального обучения, проведения контрольных и самостоятельных работ.
Не соответствует рекомендации ФГОС:
- нет подводки воды к кабинету.
2. Лабораторное оборудование.
Отсутствие в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ заданий по проверке экспериментальных умений с использованием лабораторного оборудования негативно сказывается на преподавании школьных предметов естественно-научного цикла. Повсеместное введение тестирования в массовую проверку знаний и вполне понятное стремление учителей подготовить учащихся к выполнению предлагаемых тестов приводят к пренебрежению лабораторными и практическими работами по предмету.
В соответствии с требованиями Стандарта образования учащиеся должны обладать не только конкретными знаниями, но и практическими умениями и основами естественно-научного метода познания.
Оптимальным для достижения указанных целей является использование тематических комплектов лабораторного оборудования по механике, молекулярной физике, электричеству и оптике.
Использование тематических комплектов:
- способствует формированию важнейшего общеучебного умения, такого как подбор учащимися оборудования в соответствии с целью проведения самостоятельного исследования;
- позволяет проводить экспериментальную работу на любом этапе;
- радикально уменьшает трудовые затраты учителя при подготовке к урокам.
Важнейшее значение имеет то, что тематические комплекты могут быть использованы для организации самостоятельного изучения и проведения физического практикума.
В состав фронтального оборудования наряду с аналоговыми входят и цифровые средства измерения. К ним относятся электронный секундомер с датчиками в комплекте по механике.
Наличие секундомера позволяет перевести на экспериментальную основу введение всех кинематических величин и исследование движения, а также изучение законов динамики.
В комплект лабораторного оборудования общего назначения входят рычажные весы, а в комплект молекулярной физики - цифровые. Таким образом, учащиеся знакомятся с фундаментальным принципом измерения (сравнение), и получают современный прибор для измерения массы тела.
Рекомендации ФГОС
Возможности кабинета физики Казанского СВУ
В соответствии с программой, составленной на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программ общеобразовательных учреждений для 7-9 классов по учебно-методическим комплектам (УМК) А.В. Перышкин, Е.М. Гутник, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ предусмотрены следующие лабораторные работы:
6. Градуировка пружины и измерение сил динаометром (7 кл);
7. Выяснение условия равновесия рычага (7 кл);
8. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости (7 кл);
9. Определение выталкивающей силы (7 кл);
10. Выяснение условий плавления тел (7 кл);
11. Исследования равноускоренного движения без начальной скорости (9 кл);
12. Измерение ускорения свободного падения (9 кл);
13. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины (9 кл).
Лабораторная работа по разделу «Механика», предусмотренная программой общеобразовательных учреждений для 7-9 классов по УМК А.В. Перышкин, Е.М. Гутник, выполняется с помощью оборудования общего назначения или с помощью лабораторных комплектов «Механика» (в кабинете данный комплект имеется 15 экземпляров) и комплекта «Механика» (Лаборатория L-микро).
При выполнении данных лабораторных работ используются следующие приборы общего назначения: измерительные цилиндры, динамометры, рычажные весы, бруски, набор тел, рычаги, трибометры.
Данные приборы имеются в наличии в кабинете в достаточном количестве.
Лабораторные работы: «Исследование равномерного движения без начальной скорости», «Измерение ускорения свободного падения» проводятся только с помощью комплекта «Механика» (лаборатория L-микро).
При выполнении данных работ учащиеся пользуются электронным секундомером с датчиком.
Молекулярная физика
1. Сравнение количества теплоты (8 кл);
2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела (8 кл).
Лабораторные работы по разделу «Молекулярная физика» могут быть выполнены приборами общего назначения или «Набором по молекулярной физике и термодинамике» (НМФТ-2).
Электродинамика
1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках (8 кл);
2. Измерение напряжения на различных участках цепи (8 кл);
3. Регулировка силы тока реостатом (8 кл);
4. Измерение сопротивления с помощью амперметра и вольтметра (8 кл);
5. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе (8 кл);
6. Изучение электрического двигателя (8 кл);
7. Сборка электромагнита и испытание его действия (8 кл);
8. Изучение явления электромагнитной индукции.
Лабораторная работа по программе 7-9 классов по разделу «Электродинамика» выполняется нами с помощью лабораторных комплектов «Электричество» (лаборатория L-микро) или с помощью лабораторных приборов общего назначения.
Количество лабораторных комплектов «Электричество» и лабораторных приборов общего назначения достаточно.
Оптика и элемента атомной и ядерной физики
1. Получение изображения при помощи собирающей линзы (9 кл);
2. Изучение деления ядра атома урана по фотографии трека (9 кл);
3. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям (9 кл).
Лабораторная работа «Получение изображения при помощи собирающей линзы» выполняется cпомощью лабораторных комплектов «Оптика» (лаборатория L-микро).
В соответствии с программой, составленной на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы среднего (полного) общего образования по учебно-методическим комплектам (УМК) Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотский, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ предусмотрены лабораторные работы в 10-11 классах.
Механика
1. Изучение движения тела по окружности (10 кл);
2. Изучение закона сохранения механической энергии (10 кл);
3. Определение ускорения свободного падения (11 кл).
Данные лабораторные работы выполняются с помощью комплекта лабораторной работы «Механика» (лаборатория L-микро) или с помощью приборов общего назначения.
Молекулярная физика
1. Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака (10 кл).
Данная лабораторная работа выполняются с помощью комплекта лабораторной работы «Молекулярная физика и термодинамика» («Школьник – В»).
Электродинамика
1. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока (10 кл);
2. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников (10 кл);
3. Наблюдение действия магнитного поля тока (11 кл);
4. Изучение явления электромагнитной индукции (11 кл).
Данные лабораторные работы выполняются с помощью комплекта лабораторной работы «Электричество» (лаборатория L-микро).
Возможности кабинета позволяют проводить данные лабораторные работы с помощью лабораторных приборов общего назначения.
Оптика
1. Измерения показателя преломления стекла (11 кл);
2. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы (11 кл);
3. Измерение длины световой волны (11 кл);
4. Наблюдение сплошного и линейчатого спектра (11 кл).
Лабораторные работы № 1,2,3 выполняются с помощью лабораторного комплекта «Оптика» (лаборатория L-микро).
На наш взгляд, более лучшие результаты получаются при выполнении данных работ с помощью традиционных приборов.
Лабораторная работа № 4 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектра» проводится с использованием демонстрационных приборов: газоразрядных трубок, прибора Спектр-1 и спектроскопа.
IIIДемонстрационный эксперимент
Демонстрационное оборудование должно обеспечивать возможность наблюдения всех изучаемых явлений, включенных в примерную программу основной школы. Вся система оборудования для демонстрационного эксперимента по физике построена на основе оптимального сочетания классического оборудования и оборудования, основанного на применении цифровых методов измерения и компьютерных измерительных систем.
Отбор оборудования включенного в «Требования к оснащению образовательного процесса по физике» формируется с учетом ряда принципов:
- с учетом тенденции обучения по физике;
- новой концепции обучения по физике.
Главный из них – это полнота системы оборудования относительно экспериментальной части примерных программ и требований к учащимся, зафиксированных в образовательном стандарте. В соответствии с этим принципом демонстрационное оборудование представлено в «Требованиях к оснащению образовательного процесса по физике» так, что оно обеспечивает исследование максимально возможного числа изучаемых явлений и законов, а так же следствий фундаментальных законов.
Второй принцип – преемственность систем оборудования между первой и второй ступенями. В соответствии с этим принципом оборудование, включенное в перечень основной школы, является фундаментом, на котором будет формироваться перечень старшей профильной школы.
Измерительный комплекс кабинета физики насыщается компьютерными и цифровыми средствами измерения. Это составляет такой принцип отбора, как оптимальное сочетание классических и современных средств измерения и способов экспериментального исследования явлений.
В рекомендациях к «Требованиям к оснащению образовательного процесса по физике» учтено, что в настоящее время осуществляется планомерный переход от приборного принципа разработки и поставки оборудования к комплектному подходу.
Целый ряд демонстрационного оборудования – комплекты по механике, электричеству и оптике – при проведении опытов располагаются на «магнитной» доске с помощью магнитов.
Рекомендации ФГОС
Возможности кабинета физики Казанского СВУ
Перечень демонстрационного оборудования общего назначения и универсальных тематических наборов изложены в «Требованиях к оснащению образовательного процесса по физике».
В наших кабинетах имеется практически весь перечень оборудования общего назначения, предусмотренный в «Требованиях к оснащению образовательного процесса по физике».
Имеются следующие тематические наборы по демонстрационному эксперименту:
- «Механика» (лаборатория L-микро);
- «Газовые законы и свойства насыщенных паров» (лаборатория L-микро);
- «Электричество» 1, 2, 3 (лаборатория L-микро);
- «Набор для изучения принципов радиосвязи»;
- «Геометрическая оптика» (лаборатория L-микро);
- «Волновая оптика»;
- комплект приборов для определения постоянной Планка;
- «Набор спектральных трубок с источником их зажигания»;
- комплект для изучения свойств электромагнитных волн».
В нашем кабинете отсутствуют:
- набор для демонстрации Броуновского движения;
- компьютерный измерительный блок с набором датчиков, осциллографическая приставка;
- секундомер с датчиком;
- комплект приборов по молекулярной физике согласованный с универсальной цифровой системой измерения;
- комплект по квантовой физике на базе комбинированной цифровой системы измерения.
Использованная литература:
1. Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Проект (доработка 15 февраля 2011 года);
3. Закон Российской федерации «Об образовании»;
4. Требования к результатам освоения основной образовательной программы по физике. Планирование результатов основной образовательной программы по физике;
5. Проект требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Требования к результатам освоения основных образовательных программ (Основная школа);
6. Требования к структуре основной образовательной программы по физике;
7. Требования к условиям реализации основной образовательной программы. Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета "Физика";
8. Никифоров Г.Г. “Рекомендации по оснощению кабинета физики в основной школе для обеспечения учебного процесса”;
9. Требования к оснащению образовательного процесса по физике.