Официальный сайт pepsilight 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Синих рек рукава

Данные об авторе
Автор(ы): 
Беспалова Елена Николаевна
Место работы, должность: 

МБОУ Буденновская СОШ

Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
География
Предмет(ы): 
Краеведение
Цель урока: 
  • закрепить полученные знания о реках, их частях, составе;
  • сформировать знания о горных и равнинных реках, о водопадах. 
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
18
Используемые учебники и учебные пособия: 

География Ростовской области

Используемое оборудование: 

ИКТ

Краткое описание: 
<p> Изучение внутренних вод Ростовской области</p>

Урок                                                                                          5 класс

Тема : Синих рек рукава

Цели урока:

  • закрепить полученные знания о реках, их частях, составе;
  • сформировать знания о горных и равнинных реках, о водопадах.

Задачи:

образовательные:

а) закрепить полученные знания о реке, ее частях, речной системе и ее элементах;

б) расширить знания учащихся о реке, дать представления о горных и равнинных реках, порогах и водопадах;

развивающие:

а) развить умения и навыки работы с физической картой;

б) развить умения устанавливать причинно-следственные связи: зависимость течения реки от рельефа местности;

в) выявить особенности реки своей местности;

г) способствовать развитию внимания, памяти, мышления;

воспитательные:

а) повысить интерес к изучению предмета;

б) привить любовь к природе своего родного края.

Ход урока

Слово учителя:

- Ребята, на прошлом уроке мы с вами начали изучать тему “Реки”. Вы теперь имеете представление о них, об их частях, составе. Сегодня мы вспомним эти понятия, закрепим практически и перейдем к изучению нового материала: узнаем о горных и равнинных реках, порогах и водопадах.

А теперь перейдем к проверке домашнего задания. Его мы будем проводить по группам. У каждого на столе лежит листок, на котором вы должны оценить в баллах свое ожидание от урока. Возьмите его, напишите фамилию и поставьте себе: оценку, которая соответствует вашей готовности к уроку, настроению. Передайте листики мне.

Теперь мы разделимся на 6 групп. У групп на столе есть карточка-задание. На выполнение задания я вам даю 5 минут. Вы готовитесь, а затем даете ответ. Но кроме вашего задания, которое дается на цветной карточке, у вас есть дополнительная карточка, где зафиксированы задания всех остальных групп. Если группа отвечает неправильно, вы можете дать верный ответ. Приступаем к работе.

Самостоятельная работа с заданиями(5 мин.).

Проверка выполнения задания.(Чтение заданий учителем)

Ребята, возьмите у себя на столах карточку с заданиями всех групп и следите за правильностью ответов. Итак, задание первой группы:

Задание: подбери пару - определение.

  1. Русло а) место начала реки;
  2. Устье б) место впадения реки в другую реку, море;
  3. Водораздел в) река со всеми притоками;
  4. Исток г) углубление, где реки текут постоянно;
  5. Речной бассейн д) граница двух речных бассейнов;
  6. Речная система е) площадь водосбора реки с притоками.

- Ребята, найдите в карточке задание, которое было у второй группы (задание читает учитель). Задания второй группы:

1. Чго означает пословица: “Река Ока - Волги правая рука”? Объясните, почему? Покажите реку Волгу на физической карте России.

2. Найти лишнюю реку. Объясните, почему она лишняя? Миссисипи, Волга, Лена, Енисей.

Найдите задания третьей группы.

Задания: дана таблица “Реки с наибольшей многоводностью” (определение понятия годовой сток вы можете найти в учебнике по географии 8 класса на странице 77).

Реки

Годовой сток, кмЗ

Амазонка

6915

Конго

1419

Янцзы

995

Ориноко

914

Парана

725

Енисей

610

Миссисипи

580

Лена

532

Меконг

510

Иравади

486

 

Вопрос: почему река Амазонка в данной таблице занимает 1 место? Покажите Амазонку на карте. Куда она впадает.

- Ребята, найдите задание для четвертой группы

Задания: дана схема реки <рисунок 1>. Назовите части реки, обозначенные в схеме цифрами.

- Ребята, найдите в карточке задания для пятой группы. Прочитайте статью в энциклопедии о реках на странице 18. Ответьте на вопросы:

- Как влияет рельеф на течение реки?

- Какая река на планете самая длинная? Покажите ее.

- Ребята, найдите в карточке задания для шестой группы.

Загадка:

Чуть дрожит на ветерке-
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий - в море.

Задание:

1. Назовите отгадку.

2. Изобразите эту реку, подпишите ее исток и устье.

3. Как определить где у реки правый, а где левый притоки?

Слово учителя: Молодцы. Вы все верно определили, на все мои вопросы ответили.

Откройте тетради по географии, запишите число, классная работа и тему урока “Реки горные и равнинные. Водопады”.

Объяснение нового материала:

1. Фронтальная беседа с классом по вопросам:

- Как вы думаете, от чего зависит направление течения реки, ее скорость?

- Послушайте запись течения реки. <Приложение 1>. По какой местности она течет?

- Как определили?

Слово учителя: реки бывают горные и равнинные. Реки, текущие по горной местности несутся с большой скоростью, бурлят, истоки их расположены высоко в горах. Местность по которой они текут имеет большой уклон.

2. Работа с таблицей в тетради. Запись признаков горной реки в тетради с учителем.

Признаки отличия рек

Равнинные реки

Горные реки

1. Текут спокойно, плавно.

2. Широкая долина.

3. Образуют извилины, обходя препятствия.

4. Удобны для судоходства.

1. Несутся с большой скоростью, бурлят.

2. Узкая долина.

3. Не образуют значительных извилин.

4. Неудобны для судоходства.

 

3. Работа с учебником. Самостоятельное чтение раздела учебника на странице 91 “Реки горные и равнинные”. Запись признаков равнинной реки в таблицу учащимися.

4. Проверка выполнения самостоятельной работы.

Вопрос классу:какие признаки равнинных рек вы выделили? Молодцы.

6. Слово учителя.

Перед вами на доске снимки рек. Определите, под какими цифрами изображены горные реки, а под какими равнинные. <рисунок 2>, <рисунок 3>, <рисунок 4>.

Вопросы классу:

  1. А снимок под номером 4 вам ничего не напоминает? (Местная река)
  2. Как вы думаете, реки нашей области горные или равнинные. Почему?

7. Прослушивание заранее подготовленных сообщений ребят о реках Ростовской области:

а) общая характеристика рек Ростовской области;

б) характеристика реки Дон; в) характеристика рек:____________________________.

8. Мини-лекция учителя с использованием схем: схема строения порогов и водопада “В сообщениях вы слышали о том, что не все реки пригодны для судоходства. Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород. Посмотрите на схему. <Презентация, слайд 1.> Река постепенно размывает мягкие горные породы, а твердые выходят на поверхность. Преодолевая их, вода пенится, бурлит, летят брызги, образуются водовороты. На порожистых участках равнинные реки похожи на горные. Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству.

Твердые и мягкие горные породы могут залегать и горизонтально. Посмотрите на схему: вот твердые, а вот мягкие горные породы. Река размывает мягкие горные породы, образуется ступень. Если ступень высокая, то река низвергается онее в виде водопада. Чаще всего водопады встречаются в горных районах.

9. Работа с компьютером: просмотр сведений об известных водопадах мира (презентация).

Задание классу:найдите и покажите на физической карте крупнейшие водопады: Ниагарский, Анхель, Виктория, Игуасу.

10. Подведение итога.

Слово учителя.А теперь посмотрим, насколько вы были внимательны сегодня на уроке.

Перед вами необычная картина. (картина закрыта листами цветной бумаги в виде мозаики, количество листов по количеству вопросов). Увидеть ее вы сможете только при условии, если правильно ответите на вопросы по новой теме.

Вопросы:

1. Назовите самую длинную реку мира.

2. К каким рекам горным или равнинным можно отнести реки Ростовской области? Почему?

3. Почему на порожистых участках равнинные реки похожи на горные?

4. Назовите самый высокий водопад в мире?

5. Назовите реки Ростовской области о которых вы слышали в сообщениях. Какая из рек судоходная?

6. О какой реке говорится в стихотворении А.Блока (равнинной или горной).

Река раскинулась.
Течет, грустит лениво.
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.

Молодцы. Картину открыли. На ней изображена горная река.

11. Итоговый вопрос: что вы, ребята, узнали сегодня нового на уроке?

12. Слово учителя. Обобщение. Сегодня на уроке мы закрепили понятия, которые касаются реки. Познакомились с горными и равнинными реками, водопадами. На следующем уроке мы продолжим изучение темы “Реки”, поговорим о питании рек, их хозяйственном использовании.

13. Выставление оценок за сообщения и активную работу на уроке.

- А теперь возьмите вторые листки ожидания от урока и оцените сами свое настроение и работу на уроке. Поставьте баллы. Сдайте мне листочки.

14. 3адание на дом: растения и животные озера Маныч - Гудило

15. Объявление учителем двух результатов листков ожидания от урока (начало, конец урока). Сравнивая результаты, вы можете убедиться в том, что очень хорошо работали на уроке. Урок удался, значит, для вас он был интересен.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн