Официальный сайт hauteecole 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Русские посиделки"

Данные об авторе
Автор(ы): 
Павлова Фаина Ивановна
Место работы, должность: 

МБОУ "Чихачевская СОШ" Псковская область -воспитатель пришкольного интерната

Регион: 
Псковская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Цель урока: 

1.Знакомство с русскими национальными традициями.

2. Познакомить учащихся с историей  посиделок: учить их чтить и   уважать

традиции русского народа

2. Развитие творческих способностей, расширение кругозора учащихся.

3. Формирование досуговой культуры общения, укрепление коллективистских связей, дружеских привязанностей.

Задачи:

1. Развивать творческую и познавательную активность.

2.Познакомить детей с лучшими традициями, обычаями на Руси.

3. Формировать   умение работать в коллективе.

4. Воспитывать любовь к Родине и народной культуре.

Используемая методическая литература: 

Литература:
1. Загадки – В.Волина «Праздник букваря»; АСТпресс, М., 1995.

2. Игра – Г.М.Науменко, Г.Т.Якунина «Солнышко-вёдрышко: Детский музыкальный фольклор Архангельской области» - Архангельск, 1994

3. Песни, небылицы – Науменко Г. М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Часть1 – зима, весна. Часть 2 – лето, осень. – М., 1999.

4. Журнал «Начальная школа №7, 1989» Г.А.Смоляк, Т.В.Гавриченко «Деревенские посиделки»

5. Песня «Наш красавец – самовар» - М.Пляцковский

http://festival.1september.ru/

Используемое оборудование: 

1. Разнообразные памятные аксессуары старины: керосиновые лампы, самовар, деревянная и глиняная утварь, скатерти, занавески с орнаментом, костюмы.

2. Фонограмма колокольного звона, аудиозаписи с русскими народными песнями.

На доске написаны эпиграф мероприятия

«Только лелея прошлое можно создавать будущее»

Краткое описание: 
<p>Знакомство с русскими национальными традициями.</p>

 Сетевой проект

"Идёт Волшебница Зима!"

   Конкурс методических разработок

внеклассных мероприятий

(зимние праздники и развлечения)

 Главная страница КСК (ОУ) "Алатырская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат" / Портал образования ЧР

 

Ролик "Русские посиделки"

 

 

Учитель.

Музыкальное вступление (русская народная песня).

  Чем дальше в будущее                       входим,                                                 Тем больше прошлым    дорожим,   И в старом красоту                  находим,                                                                                                                            Хоть новому принадлежим.

Учитель:

Гости дорогие, добро пожаловать на наши русские современные посиделки!

Посиделки (посиденка, посидки, посидухи, поседки, посидушка), по словарю В. Даля, есть «сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав, песен». Посиделки – это встречи с теми, кто приятен, интересен, кто тебе нужен и кому ты нужен для общения, самовыражения. Попытаемся вспомнить сегодня русские народные традиции, произведения устного народного творчества, показать свои знания в этой области. Будем сегодня гостеприимными хозяевами!

Ученик 1.Давно мы вас мы поджидали,

                 Без вас речей не начинали.

Ученик 2. Подарки есть на всякий вкус:

                  Кому – сказка, кому – быль,

 Кому – песенка вприкус.

Ученик 1. И хлеб-соль, как в старину. За хлебом да солью всякая шутка хороша.

Ученица 2. Нам начинать досталась роль,

                    Не путайте с нагрузками,

                    Мы принесли вам хлеб и соль

                    На посиделки русские.

Ученица 1. Жива как память старины

                    От поколенья старшего.

                    Важны обряды и слова

                    Из прошлого из нашего…

                    И потому принять изволь

                    Тот, кто пришел на посиделки,

                    На этой праздничной тарелке

                    Из наших рук и хлеб, и соль!

Ставят тарелку на стол, а хлеб «путешествует» по кругу, и каждый участник отщипывает от каравая кусочек, макает его в солонку и съедает.

Ученица 2. Не случайно  по сей день есть такое слово – хлебосольство, то есть открытое гостеприимство, радушие. Соль, по мнению народа, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился предложенным Хлебом-солью, значит, он не замышляет зла, принимает предложенную дружбу. Если же кто-то отказывается отведать хлеба-соли, он тем самым наносит хозяину большое оскорбление.

Учитель. О почтительном отношении к хлебу говорят многие русские пословицы. Ребята, какие вы знаете?

Ученики приводят примеры пословиц и поговорок.

(Приложение 3)

Учитель проводит викторину:

1)А вот скажите-ка теперь, что в старину «вторым хлебом» называли? Какой овощ?

                  а) свекла;

                  б) репа;

                  в) капуста.

Крестьяне хранили репу в сыром виде почти всю зиму. В кадки аккуратно укладывали песок, слой репы, снова песок и т.д.

2) У славян, наших предков, на столе обязательно должен был постоянно находиться один продукт. Что это?

а) соль;

б) хлеб;

в) квас.

Существовала даже пословица: «Хлеб на стол, так и стол -  престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска». Постоянное пребывание хлеба на столе должно было обеспечить достаток и благополучие дома.

3) Про какие щи крестьяне, как бы сердясь, говорили: «Щи, хоть кнутом хлещи»?

а) крапивные;

б) на рыбном отваре;

в) пустые, т.е. без мяса.

Пустые щи ели только в пост, а если весь год пустые щи хлебать – как тут на щи не осерчать?

4) Какой из русских праздников получил в народных поговорках такие яркие эпитеты, «широкая», «веселая»?

а) Троица;

б) Пасха;

в) Масленица.

Масленица, проводы зимы и встреча весны, – один из самых веселых праздников. Перед Масленицей закупали много продуктов, ведь даже бедняк гулял на широкую ногу. Этот праздник немыслим без блинов, их пекли каждый день.

5) Когда в деревне устраивались колядки?

а) на Иванов день;

б) на Рождество;

в) на Пасху.

На Рождество колядующие еще и устраивали представления с помощью вертепа. Это такой ящик с куклами, а разыгрывали, конечно, сцены из Евангелия. Ходит молодежь с вертепом и звездою (а то и без них) по домам, славит Христа, желает хозяевам здоровья и добра, за что получает подарки. Не одаришь – соответствующие пожелания будут.

6) О каком древнейшем музыкальном инструменте говорят, что он подобен звучанию целого оркестра?

а) колокол;

б) пастушья дудка;

в) гусли.

Говорят, что у каждого колокола свой яркий и неповторимый голос. Колокол звучал не только во время церковной службы. На Пасху с колокольни можно было услышать и народную музыку: «барыню» или «камаринскую». До сих пор сохранился такой обычай: целую неделю после Пасхи любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в колокол. Многие композиторы пробовали передать звучание колокола в своих произведениях.

Звучит фонограмма колокольного звона.

7) Представьте, праздник закончился, хозяева устали, или спать хочется, а гости шумят, не расходятся. Как тут быть? Как намекали гостям в Древне Руси, что де пора и честь знать?

а) культурно раскрывали двери настежь;

б) пели песню вроде «колыбельной»;

в) давали как бы на прощанье пряник, который назывался «разгоняй».

В старину гость был свят и неприкосновенен. Обидеть гостя считали за верх неприличия. Поэтому-то и провожали вежливо, приятно – с пряником.

8) К сожалению, многие слова, употребляемые на Руси, утрачены для нас. Огонь, например, называли «теплина», а паутину – «мережка». А что такое «поставец»?

а) почтальон;

б) блюститель порядка;

в) невысокий шкаф для посуды.

9) Какая подвижная игра была раньше популярна в России?

а) жженки;

б) паленки;

в) горелки.

Горелки – русская народная игра, в которой один из участников ловит других, убегающих от него поочередно парами.

10) В каком веке на Руси изобрели самовар?

а) в 17 веке;

б) в 18 веке;

в) в 19 веке. 

Ученик 1:

На завалинках, в светёлке

Иль на бревнышках, каких    

Собирались посиделки
Пожилых и молодых

Добрым чаем угощались
С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались, -
Без общенья жизни нет.

Наш досуг порою мелок
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.

Если вы в “своей тарелке”
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь сейчас.

Отдых – это не безделки –
Время игр и новостей,
Начинаем посиделки!
Открываем посиделки!
Для друзей и для гостей!

А ну-ка добры молодцы, да красны девицы, выходите поиграть, позабавиться.

             А теперь давай дружок,

             Поиграем в ручеек.

             Пару ты себе найди.

 В ручеек ее веди.

(звучит песня «Течет ручей», игра «Ручеек »)

 

Ученик 1:

 Традиционное и самое любимое занятие на русских посиделках - исполнение народных песен.
 Ученик 2:

В русской песне - народная жизнь,
Песня звонкая сердцем поется,
Пусть веселый иль грустный мотив,
Благодарно в душе отзовется!

Ученик 1:Наши посиделки продолжает викторина для знатоков русских песен.

КАЛЕЙДОСКОП НАРОДНЫХ ПЕСЕН

(Викторина)

Ученики дают определение русской народной песни, а учащиеся, в качестве ответа исполняют по 4 первых песенных строки (либо припев песни). Все участники получают в качестве призов сладости.

1. Песня, в которой упоминается нежилая часть деревенского дома, примыкающая к его жилой части и используемая для хозяйственных нужд. (Ах вы, сени, мои сени)
2. Песня о национальной русской зимней обуви, свалянной из овечьей шерсти. (Валенки)
3. Песня ветреной девушки, соблазнившей молодого человека и озабоченной огромным чувством вины. (Виновата ли я)
4. Песня, в которой упоминается крупный город России на левом возвышенном берегу реки Волга. (Ах, Самара-городок)
5. Песня о широко распространённой в России лесообразующей породе деревьев с бумажистой корой и тонкими, поникшими ветвями. (Во поле береза стояла)
6. Песня о паре домашних длинношеих птиц различной окраски, отличающихся веселым характером. (Два веселых гуся)
7. Песня, известная ласковым обращением к срубленному стволу дерева, в исполнении Фёдора Ивановича Шаляпина. (Дубинушка)
8. Песня - обращение к состоянию атмосферного воздуха, при котором замерзает вода, а градусник опускается ниже нуля. (Ой, мороз, мороз)
9. Песня, в которой упоминается огородное строение, где русский человек может помыться, подвергаясь активному воздействию жары и пара. (Топится, топится в огороде баня)
10. Песня - обращение к распространённому типу повозки с полозьями, которую русский крестьянин должен готовить летом. (Эх вы сани, сани...)
11. Песня девушки, которая не может найти дорогу до дома, находясь в состоянии, обусловленном воздействием этилового спирта на центральную нервную систему. (Напилася я пьяна)
12. Песня, в которой упоминается шум болотного, дудчатого, коленчатого растения. (Шумел камыш)
13. Песня о том, как на равнине, поросшей травянистой растительностью при полном отсутствии деревьев, замерзает человек, занимающийся перевозками на гужевом транспорте. (Степь да степь кругом)
14. Песня о мелких торговцах, развозивших по деревням разные товары, необходимые в крестьянском быту. (Коробейники)

Слышится звук бубенцов.

Ученик 1:

Дорогие гости! К нам на посиделки прибыл настоящий коробейник!

Звучит фонограмма песни «Коробейники» (слова Н.Некрасова, музыка - народная).

Выходит коробейник, на плече у него короб (корзина), в котором находятся предметы: иголка с ниткой, наперсток, клубок пряжи, пакетик сахара, газета, варежки, замок, карандаш, книга, блокнот и ручка, подарочный настенный календарь, шкатулка для рукоделия, а также леденцы на палочке по количеству гостей.

Коробейник:

 Коробейника встречайте!

 Русских песен я герой.
 Привезу товар заморский
 В дом, где пир идет горой!

 Короб мой сегодня полон -
 Чтоб товар я мог раздать,
 Нужно все мои загадки 
 Очень быстро разгадать!

 

ЗАГАДКИ

Сяду рядышком на лавку

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

 Кто смышленый погляжу

 Кто желает отгадать загадку?

 Отгадаешь, приз получишь, а не отгадаешь – штраф плати:

Коробейник загадывает загадки, а зрители, правильно их отгадавшие, получают соответствующий предмет из короба.

Дети отгадывают загадки

  Штраф:

  • В другой раз лучше кумекай, а сейчас кукарекай…
  • Не сказал отгадку, теперь пляши вприсядку.
  • Отгадку скажешь потом, а сейчас помяукай котом.
  • А ты, дорогой, нам что-нибудь спой.
  • В другой раз загадку отгадай, а сейчас собачкою полай.
  • Не печалься, что загадку забыл, Мы хотим, чтобы ты зайкой был.
  • Чтоб в другой раз глазами не хлопал, нужно громко потопать.

Загадки

Кольцо не простое, кольцо золотое.

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье –

Ну и объедение!  (баранки, бублики)

 Из горячего колодца через нос водица льется. ( Чайник)

  • Что на сковородку наливают

            Да вчетверо сгибают?   (блины)

  • Свинка золота щетинка, льняной хвост, по белу свету скачет, весь свет красит. (Иголка с ниткой)
  • Маленько, кругленько, а за хвост не поднять. (Клубок)
  • Бел, как снег, в чести у всех. В рот попал - там и пропал. (Сахар)
  • У дядюшки у Никона вся лысина истыкана. (Напёрсток)
  • Языка не имеет, а у кого побывает - тот много знает. (Газета)
  • Кто загадку мою угадает:
    На десять братьев двух шуб хватает? (Варежки)
  • Маленькая собачка, свернувшись, лежит -
    Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
  • Черный Ивашка, деревянная рубашка,
    Где носом ведет, там заметку кладет. (Карандаш)
  • Не куст, а с листочками.
    Не рубашка, а сшита.
    Не человек, а рассказывает. (Книга)
  • Семя плоско, поле гладко,
    Кто умеет, тот и сеет.
    Семя не всходит, а плод приносит. (Бумага и письмо)

Ученик 1: Очень часто на посиделках звучали русские пословицы и поговорки. Это настоящие маленькие художественные произведения! В них отражены все стороны жизни народа: домашняя, семейная, общественная.

Ученик 2:Пришла пора проверить, хорошо ли наши гости знакомы с этим видом народного творчества.
Ученик и коробейник

по очереди говорят начало пословицы, зрители - окончание.

Дерево ценят по плодам, а человека... (по делам)
Поспешишь - людей.. .(насмешишь)
Недаром говорится, что дело... (мастера боится)
Вся семья вместе-таки душа... (наместе)
Что посеешь,... (то и пожнешь)
Землю солнце красит, а человека... (труд)
Без труда жить,... (только небо коптить)

Ученик1:В пословицах и поговорках сосредоточена народная мудрость, поэтому можно смело использовать их в качестве предсказаний на будущее, дружеских пожеланий и советов, к которым нужно внимательно прислушаться.

Коробейник:Совершенно верно! Специально для вашей честной компании в моем коробе припасены леденцы, но не простые, а с изюминкой! К каждому леденцу прилагается своя особая пословица или поговорка.

Важно уловить ее смысл, принять как мудрое наставление и следовать ему.

Коробейник открывает короб и вручает каждому гостю леденец на палочке, произнося при этом пословицы, которые можно записать (чтобы не заучивать) на крышке короба, а можно прикрепить в виде записочек к леденцам.

Варианты пословиц и поговорок:

·Шутить шути, а долг плати.
Здоров будешь - все добудешь.
Береги нос в большой мороз.
Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
Бери в работе умом, а не горбом.
Бери всегда ношу по себе, чтобы не кряхтеть при ходьбе.
Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
Бог даст здоровье в дань, а деньги сам достань!
Бояться несчастья - и счастья не видать.
Будет плуг, да не будет рук.
Будешь впереди - и других за собой веди.
Будь всяк своему слову господин.
Будь малым доволен - больше получишь.
Будь не красен, да здоров.
Была бы охота, а работа найдётся.
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

Для новых творческих идей,

Шкатулку в дар Вам преподносим.
И рукодельем наполнять
Мы сей ларец почаще просим!

Коробейник прощается и уходит.

Появляются две старушки.

Первая старушка. Смех-потешки услыхали –

                               Сразу к вам мы прибежали.

Вторая старушка. Где потешки поют –

                               Там и весело живут.

                               Правда, Даниловна?

 

Первая старушка. Правда, Гавриловна!

Вторая старушка. Неразлучные старушки –

                               Мы живем в одной избушке.

Первая старушка. Избушка на кочке,

                               Блинами обита,

                               Оладьями покрыта.

Вторая старушка. Есть ограда кругом –

                               Пирожки с творогом.

Первая старушка. Что Марфуша для Петра

                                Наварила, напекла?

Вторая старушка. 92 блина, 2 корыта киселя,

                               5 пирогов – не нашла я едоков!

Первая старушка. А вы, ребята, знаете небылицы да потешки?

Все. Конечно, знаем.

Учитель:                                                                                                                          Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус.

Кому - сказку, кому - правду, кому - песенку.                                                                                                                                               Небылицы в лицах
Сидят в теремах - в светлицах,
Щелкают орешки
Да творят насмешки,
Ни короткие, ни длинные,
А такие, что в самый раз,
Как от меня до вас.

Дети исполняют небылицы под музыку.

Небылицы.


1  Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Куры съели петуха, -
Говорят собаки.
2  Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
3  Сидит ежик на березе -
Новая рубашечка,
На головке сапожок,
На ноге фуражечка.
4  На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.

5 Разрешите поплясать,                                                                               Разрешите топнуть,                                                                                                       Неужели в этом доме половицы лопнут.

Хором: Здорово, здорово, у ворот Егорова,                                                                          А у наших, у ворот, все идет наоборот.

6 А наш дедушка Иван,   

Посадил кота в карман                                                                                                   Котик плачет и рыдает,                                                                                           Громко дедушку ругает.

7 Как на Катин день рожденья,                                                                                        Принесла бидон с вареньем,                                                                                         Так наелись, я и ты -                                                                                                  Разболелись животы.

8- Иван, ты где?                                         

- Я в горнице.

- А что ты там делаешь?

- А я Петру помогаю.

- А Петр что делает?

- Да на печке лежит.  

9-Здорово, кума!

- На рынке была.

- Никак ты, кума, глуха?

- Купила курицу да петуха.

- Прощай, кума!

- Пять алтын дала.  

10- Тит, а Тит, пошли зерно молотить.

- У меня голова болит.

- Тит, а Тит, пошли кисель есть.

- А где моя большая ложка?

11- Иван, у тебя в избе тепло?

- Тепло! В шубе на печи согреться можно.

Хором: Чепуха, чепуха, чистая чепуха                                                                     Чики - чики – а – ха – ха, в самом деле чепуха.

Первая старушка. Ох, и молодцы, ребята!

Вторая старушка. Порадовали старушек.

(старушки уходят)

Ученик1

А повсюду растет детвора,

А где детвора  -

Там непременно игра.

Поспела новая игра,

Это легкое заданье,

За дело взяться нам пора

И проявить старанье!

            Ну вот, теперь можно и за игры приниматься. Поиграем в игру, которая называется «Колокольчики»

(Выбираются 2 игрока. Они выходят в середину круга. Одному дают колокольчик, другому завязывают глаза. Все ребята водят хоровод под песню (Динь-динь дон). После этого игрок с завязанными глазами должен поймать игрока с колокольчиком).

ПЕСНЯ:

     Колокольцы-бубенцы

     Раззвонились удальцы:

     Динь-динь, динь – дон!

     Отгадай, откуда звон!

Учитель:

“Крещение Господне”

 19 января Православная церковь празднует Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисусу Христа. С 7 по 18 января – Святки. В эти дни все крестьянские девушки гадали, пытались узнать свое будущее.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали;
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали...

Вечерок кре­щенский, вечерок особый.  Крещение — последний день зимних святок.

   Святки были любимой порой для наших предков. Это рождественско-новогодние праздники продолжались с Рождества (7 января) по Крещение (19 января). Беззаботная и радостная пора начиналась в Сочельник в канун наступления Рождества. Едва загоралась на небе первая звезда, как на улицах появлялись колядующие. Без колядования и хождения ряженых не обходились в зимние праздники. Рядились медведями, стариками, чертями. Ходили по дворам и колядовали повсеместно: и в селах, и в городах, включая столицы. Известно, что в этом обряде принимал участие даже сам государь Петр Великий, а тех, кто уклонялся, приказывал бить плетьми.

В первую святочную ночь колядовала обычно молодёжь: парни и девушки шли по улицам веселой гурьбой, неся перед собой на шесте зажжённый фонарь в виде звезды, или вырезанный из картона домик с горящей свечой внутри. Хозяева одаривали колядовщиков обрядовым печеньем –  конфетами, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные  колядки с шуточными угрозами. Дары, полученные от хозяев, собирались обычно в мешок, а потом коллективно поедались.

Во время святок различают «святые вечера» (7-13 января) – для веселых, смешных гаданий; и – «страшные вечера» (14-19 января) – для опасных и рискованных. А самым «верным» считают гадание на Васильев вечер – канун 14 января, т.е. на старый Новый год. В Святки всё приобретало особое значение, ничто не казалось случайным. Загадывали на самые незначительные мелочи, любая деталь превращалась в примету. Особенно много гадали во второй половине Святок, в «страшные вечера».

Ряжение и гадания были не единственными праздничными развлечениями молодёжи. Часто сочинялись загадки, нескладухи – частушки без рифмы, смысл которых в прямой бессмысленности и нелепости. Устраивались различные игрища с песнями и хороводами.

Сегодня была я в церкви, взяла воды освященной.    Окроплю я святой водой избу да и вас всех на счастье окроплю, на добрую долю.

Посиделки на Руси, которые начинались с Покрова, немыслимы были без вязанья. Вязали те, кто помоложе (старшие ткали или пряли), обеспечивая всю семью носками, рукавицами и шарфами. А главное орудие труда мастериц - хорошо известные вам спицы. А их количество зависит от изготавливаемого изделия. Чтобы связать даже самые маленькие варежки - их нужно пять. А для такого большого свитера - только две. (Показывают образцы изделий.) 

Вязаные изделия пользовались популярностью всегда. Не вышли они из моды и сегодня. Одежда, связанная своими руками, неповторима. 
Чтобы вы убедились в этом, предлагаем вам коллекцию моделей ручной работы наших мастериц. (Демонстрация моделей.) 

 А наш подарок - сказка "Клубок". 

Неведомо, в какой стране, в каком году жили-были старик со старухой. Жили они хорошо, весело. И все бы добро, да выдалась в тот год зима холодная. 

Дед. Слышь, старая, холодно в избе-то. Хоть бы носки связала, что ли. 
Баба. Да с чего ж свяжу, старый, пряжи нету. 
Дед. А ты в хлев сходи, да поищи. Может, на какой овце шерсти то и осталось. 
Ведущий. Пошла баба в хлев, настригла немного шерсти, намыла, счесала, спряла, да ссучила, клубок положила на окно, а сама пошла за спицами. Клубок лежал-лежал на окне, скучно ему стало, отодвинул он задвижку, да и скатился на улицу. Катится и поет: 
Клубок. Я клубок, клубок 
С овцы стрижен, 
На ческе чесан, 
На прялке пряден, 
Потом ссучен, 
Я от бабушки ушел, 
Я от дедушки ушел

... 
Ведущий. А навс

тречу ему заяц. Лапки потирает, уши от мороза прячет. 

Заяц. Клубок, кл

убок, я из тебя носки свяжу! 

Клубок. Не трогай меня, заяц, я тебе песенку спою! 
(Поет.) 
А от тебя, косой, подавно уйду. 
Ведущий. Не успел заяц ухом повести, а клубок дальше катится. Навстречу ему волк. Даже хвост от мороза поджал. 

Волк. Клубок, клубок, я из тебя носки свяжу, иди сюда. 

Клубок. Не трогай меня, волк, я тебе песенку спою. 
(Поет.) 

 

 

 

 


А от тебя, серый, подавно уйду. 
Ведущий. И покатился клубок дальше. Волк только успел, что завыть. Катится клубок, а навстречу ему медведь. Холодно косолапому в берлоге, вот он и вылез ноги размять. 
Медведь. Клубок, клубок, постой, я из тебя носки свяжу! 
Клубок. Не трогай меня, медведь, я тебе песенку спою. 
(Поет.) 
А от тебя, косолапый, подавно уйду! 
Ведущий. Покатился клубок дальше, а медведь с досады поковылял к себе в берлогу. Катится клубок, а навстречу ему лиса. Вся закоченела, только глаза хитро светятся. 
Лиса. Клубочек, миленький, хорошенький, пушистенький. Подожди, голубчик, я из тебя носки свяжу. 
Клубок. Не трогай меня, лиса, я тебе песенку спою. 
(Поет.) 
А от тебя, рыжая, подавно уйду. 
Лиса. Глуховата я стала, миленький, видно, от мороза уши заложило. Сядь ко мне на лапку и спой свою песенку еще раз. Уж больно песня твоя хороша и голос, как у Пугачевой... 
Ведущий. Клубок сел на лапку, а лиса его - цап и в нору унесла. А что дальше было - никто не знает. Может, носки связала, а может и не смогла. Дело-то мудреное. Науки требует. С первого раза может и не получиться. 
Учитель:

 Посмотрели сказку "Клубок". А теперь посмотрим: легко ли его сделать. Проведем конкурс

Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься.

Как музыка  начнет звучать, надо ниточку в клубочек намотать, а как закончит звучать. Значит, хватит вам и ниточку мотать.

Понятно ли задание? Начинаем соревнование.

игра "Смотай ниточку в клубок"        звучит песня «Дуня-Тонкопряха».

 

Ну-ка, кто хочет свое умение показать.

 

Учитель. Ну, а какие посиделки без частушек? Частушка, частуха – песня, исполняемая в компании, плясовая. Происходит от слова «часто», отсюда быстрый темп исполнения частушки

Как известно всем, подружки - мастерицы петь частушки. И вы, парни не зевайте и девчатам помогайте.                                                                                                                                                     

Не уснём на посиделках,
Эй, ребята, не скучай –
И частушки запевай!

 

 

 (Исполнение частушек под музыку)

Мы Чихачевские девчата, 
Интересно все живем, 
Про посиделки русские, 
Вамчастушки пропоем. 

Девочка: Станем девицы рядком

                 Да частушки пропоем.

Мальчик: Да и мы, пожалуй, встанем

                От подружек не отстанем. (Встают друг против друга)

Все поют: Пропоем мы вам частушки

                  Замечательны таки

                  Что пойдут плясать старушки

                   Затанцуют старики.

Мальчик: Девочки – беляночки

                 Где вы набелились

Девочки: Мы вчера коров доили

                Молоком умылись.

Мальчики: Чтобы печка разгорелась

                 Надо жару поддавать.

                 Чтоб частушка лучше пелась

                 Надо пляской помогать.

Девочки: Ой, пол провались

                 Потолок обвались

                 На доске остануся

                 С частушкой не растануся.

Мальчики: Вы послушайте девчата

                   Нескладушки будем петь

                   На дубу свинья пасется

                   В бане парится медведь.

Мальчик: На горе стоит телега,

                 Слезы падают о дуги

                 Под горой стоит корова

                Надевает сапоги.

Девочка: Уж топну ногой

                Да притопну другой

                Выходи ко мне Маркуша

                Попляши со мной

(Выходят девчонки после частушки)

Мальчик: Ставлю ногу на носок

                 А потом на пятку

                 Стану русского плясать

                 А потом в присядку.

(Мальчик стает на колено, девочка вокруг него, все хлопают).

Звучит музыка, дети пляшут.

Девочка: Из богатых я невест,

Не волнуйся, миленький:    

  У меня в приданом есть  

    Самовар красивенький.                                                                                                     

Мальчик:

Ты, подруга, из-за друга                        

Не сердися на меня.                                    

Лучше буду я без друга,                             

Чем, подруга, без тебя.                               

 

Мальчики: Если б не было воды, не было б и кружки

                   Если б не было девчат, кто бы пел частушки.

Девчата: Ой, довольно мы напелись

               Дайте смену новую

               Вот спасибо гармонисту

               За игру веселую

Учитель: Есть таланты на Руси,

Говорю уверенно!

Раз народ еще поет –

Знать не все потеряно.

Ученик1:

А сейчас мы предлагаем вам игру –

Мерить силу, как бывало в старину,

Самых сильных приглашаем мы ребят

Ну-ка, встаньте, силачи, в потешный ряд.

   Конкурс «Бой петухов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Игра «Русская баня» под песню «Топится, топится в огороде баня»

Выходят любители попариться. Садятся на 2 стула, берут веники из разрезной бумаги и «парят» друг другу ноги, чтобы не было ревматизма. Кто первым веник обобьет, тот и победитель.

Мы сообщаем зрителю:
Решить здесь нелегко. Веник – победителю, Второму – молоко!

Ученик 1

А сейчас послушайте загадку – и если отгадаете, узнаете, что же является обязательным атрибутом русского чаепития

 

Стоит толстячок, 

Подбочинивши бочок,

Шипит и кипит –

Всем чай пить велит         

   Ученик 2   Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет    домашней утвари, Самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения – занимал почетное место в каждом жилище, будь то купеческий дом или крестьянская изба.

Ученик 1   А когда появился самовар?

Ученик 2   Самовар – исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что родина самовара – Тула. Но есть свидетельства, что впервые самовары были изготовлены более 250 лет назад на Урале. Были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя.

Ученик 1  Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как и матрешка, балалайка, хохлома, гжель…                                           

Учитель:

Посидеть за самоваром рады мы наверняка.

Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

Самовар гудит, шумит,

 только с виду он сердит.

К потолку пускает дым.

Наш красавец – самовар.

Самовар пыхтит искрится –

Щедрый, круглый, золотой,

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

Самовары наполнены водой. И теперь их надо вскипятить.

Это теперь включил в розетку и кипяток готов.

А раньше надо было идти в лес и набрать под елками.

     Что под елками найдешь

     Если к елкам ты придешь.

    Жарким летом, и весною,

    И осеннею порою?   (шишки)                                                        

 

Ну, считайте, что вы в лесу.

Вот вам шишки, вот вам елки.

Ну-ка, кто здесь не трусишка?

Кто собрать захочет шишки?

Я глаза вам завяжу.

Сама в сторонке посижу.

 ( игра «Собери шишки »)

Звучит песня «Пых-пых самовар» (проводится игра)

        Учитель. Русские народные праздники были необыкновенно богаты и разнообразны. К сожалению, многие из них почти полностью забыты. Нам эти традиции нужно сохранить и не забывать.

            В старину на Руси песни звучали во все времена года. Для каждого праздника были свои песни. Весной и летом на околице деревни собирался, стар и млад. Молодёжь затевала резвые игры, водила большие и маленькие хороводы, пели все – и старые люди, и молодые.

Много прекрасных традиций было на Руси. Не забывайте их! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое. Желаю вам, ребята на прощание быть, как наши предки, гостеприимными,  хлебосольными! Пусть ваш дом будет радостным и уютным, и на сердце у  каждого, вошедшего в него, будет тепло от этого.

Ученик 1.

Посидели, повеселились,

Пора и честь знать.

Спасибо  за веселье.

Мы славно гуляли на празднике нашем,

Нигде не найдете вы праздника краше.

Всем спасибо за внимание,

За задор и звонкий смех.

За огонь соревнования

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощания,

Будет кратка наша речь,

Говорим вам до свидания

До счастливых новых встреч.

 

Ученик 2

Вот теперь самое время побаловать наших гостей вкусным чаем с блинами, пирогами, ватрушками.

    Выпьем чай из самовара

     С сухарями, кренделями,

     С бубликами вкусными,

     С сушками, ватрушками.

    Самовар – птица-жар,

     Кран открывается – чай    наливается!

Подходите, подходите,

     Угощение берите!

     Чаем запивайте,

ВМЕСТЕ.      Нас добрым словом вспоминайте!

Выходят все артисты и  исполняют песню на мотив «Изгиб гитары желтой »

Изгиб гитары желтой
Ты обнимаешь нежно.
Сидим у самовара,
Дымок уходит ввысь.
В беседе задушевной
Вдруг кто-то тихо скажет:
"Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!"

Ах, ароматы чая!
И, знаешь, неслучайно
Веселье, песни, шутки
В душе моей зажглись.
Отступят все заботы,
И вот воскликнул кто-то:
"Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!"

Радушные хозяйки
Накрыли стол богато:
Пирог, блины, печенье
И сладости нашлись.
Мы выпьем чашку чая,
Все вместе дружно скажем:
"Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!"

Завершается мероприятие рефлексией:

«Понравилось ли мероприятие, что нового узнали»

«Солнышко» на память – понравилось

«Тучка» - нет

Приложение 1

 "Только лелея прошлое можно создавать  будущее"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Грамота

Сия подтверждает, что посетивший наш дом, улыбкою ласковой встречен был, душу согрел у огонька нашего и обрел в сердце своем друзей множество. Сохраните о нас память добрую. Тепло сердец своих и щедрость души отдаем мы Вам, добрые люди. Вы стали гостями нашими дорогими, а двери дома нашего, как и сердца наши, для Вас всегда открыты.

Дана грамота сия

в зиму 2015 года месяца 01 в день 19.

 

Приложение 3

Русские пословицы и поговорки о хлебе и домашней выпечке:

Был бы пирог, найдется и едок.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Вздулся, как тесто на опаре.

Дай всякому делу перебродить на своих дрожжах.

Ешь калачи, пока горячи.

За хлебом все добро.

Как хлеб да квас, так все у нас.

Кто с языком, тот с пирогом.

Блин хорош не один.

Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают.

Месишь от души, пироги выйдут хороши.

Муж с женой, что вода с мукой, а теща дрожжи.

Муж с женой, что мука с водой: сболтать сболтаешь, да не разболтаешь.

На хлеб да на детей недолго посердишься.

Не красна изба углами, а красна изба пирогами.

Хлеб – всему голова.

Не ломай каравай, а ножом режь да ешь.

Около хлеба и мысли водятся.

Это Масленица идет, блин да мед несет.

Из мучицы и водицы баба пироги печет.

Скоро блины пекутся (ответ погоняле).

Блином масляным в рот лезет (о льстеце).

Первый блин комом (при неудаче).

Выражение «глаза помогают, есть» - затейливо украшенный пирог всегда вкуснее.

 

 



Фото пользователя Светлана Алексеевна Сомова

На: "Русские посиделки"


Очень понравилось! Красиво по-настоящему, по-русски!!!!!! от семьи Сомовых

сомишна




Фото пользователя Фаина Ивановна Павлова

На: "Русские посиделки"


Светлана Алексеевна, огромное спасибо за внимание! Да, деткам очень понравились наши "Русские посиделки"! Было здорово.




Фото пользователя Светлана Владимировна Семенова

На: "Русские посиделки"


Молодец, Фаина Ивановна!




Фото пользователя Фаина Ивановна Павлова

На: "Русские посиделки"


Спасибо!




Фото пользователя Оксана Николаевна Серобаба

На: "Русские посиделки"


Фаина Ивановна, очень интересное мероприятие. Ребятишки МОЛОДЦЫ! 




Фото пользователя Фаина Ивановна Павлова

На: "Русские посиделки"


Огромное спасибо!



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн