Submitted by Галия Кабдулловна Джумасейтова on Wed, 05/02/2014 - 16:12
План урока:
1. Вступительное слово библиотекаря с объявлением цели и задач урока:
экскурс в историю (связь с предыдущим уроком "О книге, библиотеке").
2. Объяснение новой темы в форме беседы, диалога, с элементом театрализации.
3. Закрепление полученных знаний в практической творческой работе.
4. Объявление домашнего задания.
Ход урока:
Библиотекарь: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами вновь встретились для проведения нашего библиотечного урока. Он поможет вам узнать, из чего состоит книга, что такое книжный блок, переплёт, титульный лист и многое другое. Но это ещё не всё! Мы на уроке сами изготовим настоящую книгу с обложкой, титульным листом, иллюстрациями и текстом. Попробуем? Ну, тогда начнём!
Библиотекарь: Книги, учебники — это то, без чего современному человеку прожить трудно. Чтобы стать взрослым, умным человеком, ребёнок должен учиться в школе при помощи учителя и учебников. За те 11 лет, которые вы будете учиться в школе, вам нужно будет прочитать 119 учебников, а уж книг - чем больше, тем лучше! Книги, учебники, все мы не раз держали их в руках. Что в них может быть особенного? К виду книги все уже давно привыкли.
Раньше книги были совсем другими. В древнем Вавилоне 2,5 тыс. лет тому назад книги невозможно было сжечь, зато их легко можно было разбить, потому что это были… глиняные дощечки (При помощи проектора демонстрируется изображение книги). Из сырой глины древние люди делали пластинки, выдавливали на них текст, потом бросали в огонь, глина твердела и засыхала. Такие «книги» стопками складывали в древних библиотеках. А когда на страну нападали враги и сжигали целые города, библиотеки сохранялись.
.
В древнем Египте книги были совсем другие. Там протекала огромная река Нил, по берегам которой рос тростник- папирус. Из него древние египтяне делали бумагу. Папирус означает «дар реки». Тростник разрезали вдоль и складывали рядышком. Сверху клали ещё один слой. Потом плотно-плотно придавливали, выделяемый растениями сок, склеивал трубочки между собой. А когда они высыхали, на таких длинных листах можно было писать краской. Затем такую «книгу» скатывали в трубочку «свиток». В библиотеках Египта такие свитки-трубочки хранились в глиняных кувшинах и вазах.
Позже в России книги писали на пергаменте. Пергамент - это не бумага, а тонко-тонко выделанная шкурка молодых телят. Чтобы написать одну книгу, нужно было убить 60-80 телят! Обложки к таким книгам делали из дерева, обтягивали кожей и украшали драгоценными камнями. Книги эти были рукописными, одну книгу писали по 2-3 года. Поэтому такие книги были очень-очень дорогие, и владеть ими могли только цари.
Сейчас книги печатаются на станках в тысячных и даже миллионных тиражах, поэтому каждый человек может купить или взять в библиотеке нужную книгу.
Давайте посмотрим внимательно на книги, которые лежат перед нами.
(ПРИОТКРЫВАЕТСЯ ДВЕРЬ, ЗАГЛЯДЫВАЕТ НЕЗНАЙКА.)
Незнайка: Здравствуйте! Это 3-й класс?
(Библиотекарь приглашает Незнайку войти. Незнайка спрашивает у ребят, узнали ли они его. Если нужно представляется. Потом просит у ребят помощи.)
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.
(Ребята отгадывают загадку.)
Библиотекарь: А теперь скажите мне, откуда вы догадались, что речь идёт о книге?
(Ребята отвечают.)
Библиотекарь: Да, вы правы, в загадке указывается на элементы (т.е. те части), из которых книга состоит, те части, которые должны быть в книге — поля и корешок. (Показывает.) А ты, Незнайка, как считаешь, что в книге самое главное, то, по чему мы можем узнать, что это именно книга, а не газета или не кассета?
Незнайка: В хорошей книге всегда должны быть картинки! Для меня книга без больших и цветных картинок и не книга! Картинки - это самое главное, да, ребята?
Библиотекарь: Незнайка, ты не прав! Книга — это не только картинки! Есть книги вообще без картинок. А вы, ребята, как считаете?
Библиотекарь обобщает: Книга — это знания, информация, которая содержится в КНИЖНОМ БЛОКЕ. (Показывает на макете и отдельно книжный блок, а также по ходу объяснения ребятам демонсрируются слайды презентации.) Но это ещё не книга, да, ребята? Чего не хватает? Правильно, обложки или переплёта. Тонкий переплёт называют обложкой, а вот жёсткий, твёрдый — это и есть переплёт. Давайте посмотрим. Поднимите книги у кого переплёт, … у кого обложка. А ещё бывает суперобложка. Как вы думаете, для чего она нужна? Когда вы оборачиваете свои тетради или учебники — это и есть суперобложка. Она нужна, чтобы уберечь книгу.
Незнайка: Ну, суперобложка-то понятно. А сама обложка — то твёрдая, то мягкая. Она для чего?
(Ребята отвечают).
Библиотекарь обобщает: Сохранить книгу и защитить нежные и тонкие странички. Сделать книгу привлекательной, обратить внимание читателей. На обложке указывается название и автор, чобы не спутать книгу с другой. Сразу видно, что за книга, не надо листать.
Незнайка открывает книгу, разглядывает титульный лист: О! И здесь название и автор! Всё прямо как на обложке! И чего им бумаги не жалко, что ли?
Библиотекарь: Ребята, давайте откроем книги, которые в переплёте. Смотрите, книжный блок и жёсткий переплёт соединяет двойной лист ФОРЗАЦ. После форзаца идёт ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ. Это тот лист, о котором говорит Незнайка. Помните. Я вам говорила, что свитки-папирусы хранили в вазах и кувшинах? У каждого свитка имелся ярлычок, который у греков назывался титул. Вот отсюда и название ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ. Когда вам исполнится 14 лет, вы сможете получить свой главный документ — паспорт, где будет ваша фамилия, имя и отчество, где родились и где проживаете. Титульный лист — это паспорт книги. Здесь все данные книги : название, фамилия автора, кто её иллюстрировал, где и когда она родилась. Титул по латыни — это имя, звание. Но надо знать, ребята, что титульный лист бывает не везде. Как и у малышей нет паспорта, так и в книжках-малышках его может и не быть. Покажите мне те книги, в которых титульный лист есть.
Библиотекарь работает с классом, просит прочитать различные данные с титульного листа, или найти и прочитать с титульного листа те сведения о книге, которых нет на обложке. Затем рассматривают те книги, на которых титульного листа нет.
Незнайка: Как хорошо, что я вспомнил! Нам же задавали стихи Пушкина на внеклассное чтение. Вот как раз Пушкин! Почитаем?
(Открывает книгу и начинает читать.)
«Предисловие». А это ещё что такое?
Библиотекарь объясняет назначение предисловия, какие оно содержит сведения: об авторе, история создания книги, критическая статья. Затем библиотекарь обращает внимание, что те же самые сведения могут содержаться и в конце книги, тогда это называется послесловие.
Незнайка листает книгу и что — то бормочет еле слышно.
Библиотекарь: Незнайка, что ты там ищешь?
Незнайка: Да стих-то мне задали прочитать "Зимний вечер"! А этих стихов всяких в книге ого-го!
Библиотекарь обращается за помощью к ребятам, они помогают найти нужный стих и объясняют, как они это сделали при помощи оглавления. Ребята в своих книгах находят оглавления и по просьбе библиотекаря, о чём можно узнать в их книгах.
Незнайка: И всё равно, я в книжках больше всего картинки люблю!
Библиотекарь: Незнайка! Картинки в книгах называются иллюстрациями. О них и о лучших художниках-иллюстраторах мы с вами и поговорим на следующем библиотечном уроке. А сегодня мы с вами должны были узнать только самые основные элементы, т. е. части, из которых состоят книги. Давайте повторим.
(Идёт повторение при помощи макета.)
Ну а теперь мы изготовим настоящие книжки сами. У вас на столах находится всё самое необходимое. Из альбомного листа мы сделаем обложку. Вклеим вовнутрь тонкий лист. Книжный блок будет совсем тоненький, на последней странице не забудем сделать оглавление.
(Во время объяснения демонстрируется уже изготовленная книжка).
Закрепление можно провести в форме викторины по основным элементам книги или предложить ребятам разгадать кроссворд.
Домашнее задание: доделать свою книгу, с тем чтобы на следующем уроке организовать выставку самодельных детских книг.
За основу взят урок библиотекаря Ермолиной Натальи Сергеевны "Структура книги".
МОУ "СОШ с. Лермонтово", Хабаровский край