Образовательная:знакомство учеников с восточными славянами – с местом их расселения, ближайшими соседями, основными занятиями и общественным строем. Особое внимание необходимо уделить вопросу об общественном строе восточных славян.
Развивающая: продолжить формирование навыков работы с исторической картой, умение извлекать информацию используя текст параграфа и иллюстративный материал.
Воспитательная: подвести учащихся к пониманию пользы и необходимости совместной деятельности для выживания; действуя вместе, сообща можно достигнуть результата; ценность взаимопомощи, взаимовыручки.
После проведения занятия учащиеся смогут:
- найти и показать на карте место расселения славян и их соседей.
-используя карту называть племена восточных славян.
-используя различные виды источников (текст учебника, иллюстративный материал, презентация учителя) смогут рассказать о занятиях славян, определить тип хозяйства.
-назвать основные категории населения и расположить их в иерархическом порядке.
-познакомятся и смогут оперировать историческими понятиями: подсечно-огневая система земледелия, князь, дружина.
- придут к пониманию пользы и необходимости совместной деятельности для выживания; действуя вместе, сообща можно достигнуть результата; ценность взаимопомощи, взаимовыручки.
Технологическая карта урока.
Структурные компоненты урока
Работа учителя
Работа учеников
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Построение.
2. Проверка знаний и умений
Проверка домашнего задания.Индивидуальная работа: ответить на вопросытеста. Сдать работу
Отвечают на вопросы теста. Сдают работу.
3. Подготовка школьников к восприятию новой темы
1. Вопрос: знаете ли вы кто такие славяне? А что вы о них знаете?
Вопрос: каких знаний о восточных славянах нам не хватает, чтобы ответить на вопросы в тетради?
Постановка цели урока. Что мы сегодня на уроке узнаем:
Откуда пришли и где расселились восточные славяне.
Кто были соседи восточных славян.
Какие основные занятия были у восточных славян.
Каков был общественный строй восточных славян.
1. Отвечают на вопрос: рассказывают, что им известно о славянах.
2. Пытаются решить упражнение в тетради, но их знаний недостаточно для решения задания. Перечисляют каких знаний им недостаточно для решения заданного упражнения: где жили славяне, откуда пришли, кто были их соседи, чем славяне занимались и т. п.
4. Изучение нового материала
1.Вопрос: откуда мы знаем о наших предках?
2.Лекционное изложение материала. Огромную роль для нашей истории сыграл, написанный в 12 в. монахом Нестором труд «Повесть временных лет». Именно благодаря Нестору мы знаем, кем были наши предки – восточные славяне. Знаем «откуда есть пошла русская земля…»Работа с текстом.
4.Фронтальная работа. Вопрос. Предположите каковы были основные занятия славян учитывая природно-географические условия. (пояснения: суровый климат, леса, болота).
Презентация сл.4-5Рассмотрите иллюстрации на слайдах и расскажите о занятиях восточных славян.
Познакомить в процессе беседы с историческим понятием «подсечно-огневая система земледелия». Внести новый термин вглоссарий
Вопрос. О каком занятии мы не сказали? Откройте учебник и найдите его. Параграф 4, пункт 2.
А что такое бортничество (дать определение «бортничеству» как присваивающему виду хозяйства, в отличие от «пчеловодства»)?
5.Индивидуальная работа. Вопрос. Прочтите учебник (параграф 4, пункт 3) и дополните недостающие категории населения на ступеньках иерархической лестницы:князь, дружина,родовая знать, купцы,ремесленники, земледельцы.Рисунок.
Познакомить в процессе беседы с бытом и нравом славян, верованиями(Пазл), управлением(Презентация сл.6-19)
1.Скорее всего дадут ответ на вопрос односложно (летопись).
2.Слушают новый материал.
3. Работают с картой атласа (задание на слайде): находят на карте реки, моря, крупные племена.
Работа с картой у доски.
Показать на карте территорию, где расселились племена восточных славян.
Дать название племен и показать места их расселения.
Показать какими водными путями славяне могли вести торговлю с соседями.
Показать с какими государствами соседствовали славяне?
4. высказывают свои предположения.
Смотрят слайды, называют занятия восточных славян. Знакомятся в процессе беседы с историческим понятием «подсечно-огневая система земледелия».
Ищут информацию в учебнике. Называют не озвученные в ходе урока занятия славян: бортничество, огородничество, ткачество и т. п.
Поиск информации в учебнике. Работа с рисунком. Работа в тетради.
5. Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне воспроизведения
Что мы хотели узнать сегодня на уроке? Что вы узнали сегодня на занятии?Кроссворд.
Что было самым интересным?
Повторяют то, что узнали сегодня на уроке:
Откуда пришли и где расселились восточные славяне.
Кто были соседи восточных славян.
Какие основные занятия были у восточных славян.
Каков был общественный строй восточных славян.
6. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом уровне