Официальный сайт travelspo 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. Пятеро из одного стручка.

Данные об авторе
Автор(ы): 
ВОстрикова Ольга Михайловна
Место работы, должность: 

Учитель начальных классов 

 

 

Регион: 
Оренбургская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 

 

Цель урока: формирование у учащихся правильной читательской деятельности, объективного восприятия.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

·         читать вслух бегло, осознанно, без искажений,  выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • пользоваться приёмами анализа текста;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

 

Метапредметные:

- Регулятивные УУД

·         формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока;

·         читать в соответствии с целью чтения.

 

- Познавательные УУД

·         анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника);

·         выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

 

- Коммуникативные УУД

·        строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

·        осознавать цель своего высказывания;

·        строить диалог, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

 

Личностные:

·         эмоциональное восприятие художественного произведения   и поступков литературных героев;

·         способность к самооценке своей работы  на основе совместно выработанных критериев.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
7
Краткое описание: 
<p> Урок литературного чтения по изучению нового материала</p>

Ход урока:

1.  Организация класса

Добрый день, добрый час!

                             Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

 

2.Актуализация знаний учащихся

- Я предлагаю вам объединиться в группы и разгадать кроссворд.

Кроссворд:

1.В какой стране родился сказочник Г.Х. Андерсен?(Дания)

2.На каком острове?(Фюн)

3.В каком городе? На что он был похож, когда на город опускался туман?(Оденсе)

4. Что сейчас находится в его доме?(Музей)

5. Как звали старого кота, который слушал невероятные истории маленького Андерсена? Какая у него была особенность?(Карл)

6.Что подарил бедный мальчик Андерсену? После этого случая он решает писать сказки.(Оловянный солдатик)

7.Где учился и жил сказочник?(Копенгаген)

8.Какую сказку писатель написал про себя, она считается центральной?(Гадкий утёнок)   

 

Слайд 2           

                                  Фюн

                                                        

                                

                               

          

 

 

                               

          

 

 

 

 

            - Молодцы! Сбиографией какого писателя мы с вами познакомились на прошлом уроке? (Г.Х. Андерсена).

Слайд 3 портрет Андерсена

Слайд 4-5

- А сейчас я  достаю из шкатулки предметы, а вы угадываете из какой они сказки.

·         Горошина.  «Принцесса на горошине» - женитьба – дело серьёзное, принц выбирает по себе «настоящую принцессу», почувствует ли трудолюбивый горошину? Андерсен смеётся над королевской семьёй.

·         Маленькая куколка.  «Дюймовочка» - настоящий человек любит солнце, птиц, насекомых. Добрая, стойкая. Несмотря, на то, что маленькая.

·         Лебеди.  «Дикие Лебеди» - Элиза ради любимых братьев переносит страдания и преодолевает страх.

·         Монеты.  «Огниво»- храбрый солдат, решительный, щедрый, раздаёт деньги друзьям, но когда он стал бедным, к нему никто не приходил.

·         Солдатик.  «Стойкий оловянный солдатик» - стойкий человек, храбрый, ценит любовь, красоту.

·         Утёнок. «Гадкий утёнок» - все смеялись над утёнком, только мама жалела его, а в конце сказки он превращается в лебедя. Нужно уважать и ценить каждого, не смотреть: красив человек или нет.

- Во всех сказках Андерсен ценит доброту, любовь, дружбу, справедливость, смелость, щедрость. Высмеивает: глупость, жадность, скупость, высокомерие, жестокость.

 

3. Работа по теме урока.

А) Прогнозирование

Слайд 6

 На плетне зелёный крюк,

 На крюке висит сундук.

 В сундуке пять ребят

 Смирно рядышком сидят.

 Вдруг раскрылся сундук

 Все рассыпались вокруг.

 

            - Прочитайте.

            - Что прочитали? (Загадку)

            - Отгадайте загадку.

            - Что вы знаете о горохе?

- Как вы думаете, о чём мы будем с вами читать и кто автор? (О горохе, а именно, о горошинах, Г.Х. Андерсен).

- Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой  Г.Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка».

Слайд 7

Горошины, стручок, трубочка, мальчик, девочка.

- Прочитайте. Предположите, о чем будет сказка?

Б) Первичное знакомство с произведением

Чтение текста учителем.

- Какие чувства у вас вызвала сказка? (Ответы детей)

- О чём вы думали, когда слушали сказку? (Ответы детей)

- Когда стало особенно грустно? (Ответы детей)

- Менялось ли ваше настроение? (Ответы детей)

- Совпали ли наши предположения с содержанием сказки?

В) Словарная работа

- Прочитайте сказку, подчеркните непонятные слова.

- Какие непонятные слова встретились?

Предчувствие – чувство ожидания  чего - нибудь  неизвестного.

Бузина – кустарник с чёрными или красными ягодами Слайд 8

Каморка – маленькая комната Слайд 9

Подённая работа – непостоянная работа за определённую плату.

Тщедушная  – слабая здоровьем, без сил, очень худая.

Голубиный зоб – нижняя часть пищевого горла голубя Слайд 10

Раздобреть – поправиться, располнеть.

Затхлая вода – застоявшаяся, с неприятным запахом.

Чердачное окошко – окошко на чердаке Слайд 11

 

Г) Анализ текста.

Чтение 1 части сказки.

- О чём эта сказка?  (О жизни пяти горошин).

- Кто из героев тебе понравился и почему?

 - Как назывался дом, в котором жили горошины?

- Найдите в тексте  и прочитайте: что говорили об окружающем мире горошины,  пока они сидели вместе в стручке? ( Все горошины воспринимали окружающий мир одинаково: то зелёный, то жёлтый.)

- Каким образом горошины оказались на воле? Прочитайте. Кто также стрелял?

- Что каждая говорила горошина, когда мальчик стрелял ими.

-         Найти слова 1, 2, 3, 4, 5, как нужно читать слова каждой горошины (мечтательная, хвастливая, сонная, равнодушная, ленивая).

-         О чем мечтала каждая горошина? Можно ли сказать, что среди горошин были ленивые и хвастливые? (в канаве, на солнце).Прочитайте.

- Какая судьба постигла каждую из горошин? Перескажите.

- Что случилось с той, которая хотела улететь на Солнце? Почему, сидя в канаве, она продолжала утверждать: «Я самая замечательная из всех пяти?» (горошина была глупой и хвастливой.)

Физкультминутка.

Чтение 2 части сказки до конца «по цепочке».

Беседа по содержанию:

- Найдите слова, которые позволяют ярко представить, какой была девочка. В каком состоянии она находилась? « Не жила, не умирала».

- Прочитайте описание жилища бедной женщины. Устно нарисуй к нему иллюстрацию.

-Куда попала пятая горошина?

Найди разговор матери и дочки. Чтение по ролям.

- Когда у матери появилась надежда, что дочка поправиться? А ты когда это понял?

- Какое чудо произошло?

- Как вы думаете, почему девочка поправилась? (Горошина  проросла и своей красотой радовала  девочку.  Девочке захотелось жить, ведь у неё теперь  будет свой  садик ).

-         Определите свое отношение к первым четырем горошинам и к последней, пятой.

 

- Какая из пяти горошин самая замечательная? Почему? (вдохнула в девочку жизнь)  

- Чему учит сказка? (приносить людям пользу)

-         Что в сказке вымышленного, сказочного, и что могло произойти на самом деле?

-          В каком разделе помещена эта сказка?

  - Что хотел Андерсен сказать нам этой сказкой?

Вывод: Жизнь дана на добрые дела.

4. Рефлексия

 «Игра – пожелание»

- Ребята, перед вами стоит красивое дерево. Это символ счастья, благополучия. Подумайте, какое пожелание вы бы адресовали однокласснику, родителям, дедушке или бабушке? Возьмите листочек и напишите. Приклейте к дереву.

 -  Настоящий человек тот, который помогает людям, доставляет радость. Настоящее счастье – это когда ты кому – то нужен и можешь помочь.

-  Закончить наш урок я хочу словами из стихотворения  о добре:

            Ты твори по жизни одно добро,

            Чтоб от доброй мысли множилось оно…

            От тепла в округе расцветут сады.

            Ведь добро все любят люди и цветы

 

5. Домашнее  задание:

- Какое задание вы хотите выполнить дома? (Ответы детей)

- Предлагаю вам    подготовить чтение разговора матери и дочери по ролям.

 

 

Используемая литература

 

1) О.Н.Тишурина. Писатели в начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. М.: ДРОФА, 2007. – 87с.

 

2) http://www.folk-tale.narod.ru/autorskaz/Skazki-Andersena/Pyatero-iz-odno...

 

3) С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2004. – 944с.

 

4) Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. Литература: Справочные материалы: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1988. – 335с.

 

                                        

Биография Г.Х. Андерсена.

         Родился Ганс Христиан Андерсен 4 апреля 1805 году в городе Оденсе, на острове Фюн, который находится в Дании. Родился он в бедной семье. Отец его был башмачником, а мамой прачкой. Андерсен был бедно одет, но всегда чисто. В его комнате всегда был порядок. Кристиан был единственным ребёнком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали.

          Андерсен слышал интересные истории от бедных тружеников, а дома переделывал их и выдумывал свои невероятные истории. В доме у мальчика был только один благодарный слушатель – старый кот Карл. Но у Карла был один недостаток, кот часто засыпал, не дослушав интересную сказку. Но мальчик прощал кота, так как Карл не сомневался в существовании ведьм, колдунов, говорящих цветов и лягушек с брильянтовыми коронами на голове.

         Андерсен рано остался без отца, ещё мальчишкой пошёл на фабрику, помогал маме. А учился вечерами в школе для бедных. Взрослые стали замечать талант ребёнка, он отлично сочинял.

         Христиан решает ехать в Копенгаген учиться. Он хотел стать певцом, но потерял голос, так как ходил в рваных  башмаках.

          В сложной биографии писателя нелегко установить то время, когда он начал писать сказки.

Юноша Андерсен считал себя, кем угодно: певцом, поэтом, сатириком, но не сказочником. Что же его толкнуло в мир сказок? Может случай в Копенгагене. Андерсен  шёл по улице, что-то сочиняя. Его заметила женщина, сидевшая у окна. Она сказала своему маленькому сыну: «Смотри, идёт наш поэт, господин Андерсен. Под его колыбельную ты так  хорошо засыпаешь». Мальчик схватил своего единственного хромого солдатика, выбежал на улицу, сунул солдатика в руку писателя и тот час убежал. Это был неслыханно щедрый подарок, и Андерсен его оценил.

        Сказки Андерсена не сразу признали, над ним смеялись, напоминали о его бедном происхождении, но он не сдавался, стойко переносил все невзгоды. В его сказках воспевается справедливость, красота, любовь, дружба, храбрость, стойкость, доброта – всё это присуще самому Андерсену. Он гордился своим происхождением.

На первый гонорар от своих книг писатель устремился в путешествие по Европе.

Г.Х. Андерсен любил путешествовать, знакомиться с интересными людьми.

    Умер писатель в 1875 году. Больше сказка не постучится в его дверь. Но на могиле сказочника распускается куст  его любимых белых роз.

     

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Андерсен Пятеро из одного стручка.ppt 2.71 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн