Submitted by Татьяна Николаевна Сбоева on пн, 03/02/2014 - 17:10
Конспект урока географии в 9 классе
по теме «Население и трудовые ресурсы Центральной России»
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ.
Урок географии 9 класс
Учитель:
Сбоева Татьяна Николаевна
Слайд 1
Цели:1 - Познакомиться с народными промыслами, их историей и местонахождением;
2 - Выявить их особенности;
3 - Установить взаимосвязи между народным творчеством и природой.
Образовательные задачи:Познакомиться с видами народного творчества, заполнить таблицу, самостоятельно поработать в группах.
Воспитательные задачи: воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; воспитание уважения к труду; формирование чувства удовлетворённости от выполненной работы.
Развивающие задачи: развивать художественный вкус; активизировать творческое воображение; развивать графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
-Курс “Географии России” - это не только природные особенности:
горы и равнины, реки и моря, климатические особенности и природные зоны. Мы изучаем нашу Родину, а значит, прежде всего, людей, их хозяйственную деятельность, быт и конечно народное искусство, в котором отражается вся ширь русской души. Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Посмотрите и прокомментируйте этот слайд. СЛАЙД 2. (На слайде изображение различных промыслов). -Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока и запишем её в технологические карты, лежащие на ваших столах.
Уч-ся отвечают, что будем изучать народные промыслы. СЛАЙД 3.
Как вы думаете, какое отношение народные промыслы имеют к географии?
Зависят от природных условий, это деятельность людей, размещаются в городах и селах – это все изучает география
Верно. Каждый народ имеет богатую историю, веками сложившиеся традиции, культуру, быт. Особенностью заселения Центра России - где мы с вами живём, было чрезвычайное разнообразие занятий. Сочетание сельскохозяйственной деятельности с ремесленной. Ремесленные промыслы давали больше дохода, чем сельскохозяйственная деятельность. Ими занимались до половины всех крестьянских дворов.
- Что такое ремесло?
Ремесло - это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд. СЛАЙД 4.
-Что такое народные промыслы?
Народные художественные промыслы - одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий. СЛАЙД 5.
Народные художественные промыслы в нашей стране разнообразны по своей продукции, используемому материалу, применяемой технике и технологии.
- Существует ли связь народного творчества, и той местностью, где происходило зарождение и дальнейшее развитие разных его форм?
Происхождение народных художественных промыслов, как правило, обусловлено историей хозяйственного и культурного развития района, и в большинстве случаев они базируются на местных природных ресурсах.
- Где могла возникнуть художественная обработка дерева?
В лесных районах.
- Гончарство?
В районах, где присутствует соответствующий тип глины.
- Центры по производству художественных изделий из металла?
Возникали, как правило, рядом с месторождениями чёрных и цветных руд. Например, чугунное литьё на Урале.
- Производство изделий из камня?
Одно из традиционных занятий жителей горных районов, например, Кавказа и Алтая.
2.2 Проблемное задание:
Проблемное задание: СЛАЙД 6..
Я предлагаю вам определить, к какому виду народного промысла относится данное изделие:
Пишется яркими темперными красками, густыми и плотными мазками либо тонкими и полупрозрачными. Для начала на изделие наносится чёрная краска, что является фоном для рисунка. Вообще, искусство этого промысла является довольно сложным и трудоёмким процессом во много этапов и, что бы научиться ему в полной мере, художники изучают его очень долго. В результате изделие превращается из безликой коробочки в драгоценную вещь сказочной красоты.
(Дают разные ответы.)
- Все вы отвечали по-разному, но полного ответа не дал никто. Почему не смогли этого сделать?
(Нам не хватило знаний об особенностях народных промыслов).
2.3 Постановка целей и задач
-Из этого вытекают цели нашего урока: СЛАЙД 7.
1 - Познакомиться с народными промыслами, их историей и местонахождением;
2 - Выявить их особенности;
3 - Установить взаимосвязи между народным творчеством и природой.
Чтобы достичь целей урока нам необходимо выполнить следующие задачи урока: СЛАЙД 8.
1 – Познакомиться с видами народного творчества;
2 - Заполнить таблицу;
3 – Самостоятельно поработать в группах.
2.4. Изучение промыслов по слайдам и заполнение таблицы
По ходу знакомства с народными промыслами вы заполните таблицу в информационных листах.
Итак, начинаем! Слайды 9-48
В процессе работы у учащихся должна быть заполнена таблица:
Народные промыслы Центральной России.
Название (вид) промысла и время возникновения
Основной центр
Исполь-зуемый матери-ал
Художественная особенность промысла
Дымковская игрушка
400 лет назад
Кировская область, правый берег р. Вятки, г.Хлынов, слобода Дымково
Глина
Глиняная игрушка покрывается меловым грунтом и расписывается красками, разведенными на молоке. Это свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц, дамы, композиции народных гуляний. Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края
(Кировской области), в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары. Мало какой другой регион России имеет столь яркий и
самобытный символ, какой имеет Вятский край в виде дымковской игрушки.
Хохлома
17в.
Нижегородская область,
село Хохлома, левый берег Волги
Древесина
Живопись на лаковых изделиях. Расписывают домашнюю деревянную утварь: посуду, прялки, шкатулки. Используют 4 вида цвета: черный и красный, иногда желтый и зеленый по золотистому фону. Традиционный хохломской орнамент: сочные, красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки.
Гжель
1818год
Гжель Московская область
Керамика, глина
Растительный орнамент, рисуется вручную, используется 2 цвета. Керамическое производство (роспись по фарфору). Гжель - известный во всем мире народный художественный промысел, где с незапамятных времен изготовлялись керамические изделия. В основном, это голубые и синеватые оттенки.
Посуду жгут, обжигают, отсюда всё производство названо жгелью, словом, обратившимся в гжель в силу свойства людей переставлять согласные.
Палех
Древняя Русь
Ивановская область, в древности село Палех во Владимирско-Суздальской земле
Масляные краски, лаки на иконах, шкатулках из папье-маше или древесины
Палех – вид изобразительного искусства Лаковая живопись…По преданию название Палех произошло от названия поселения, в котором производились такие изображения. Некогда во Владимиро-Суздальское княжество пришли люди, которые спасались от вражеских орд. Для нового поселения они сжигали, палили лес, отсюда и само название. Людей, которые жили в Палехе, называли Палешанами и славились они искусным ремеслом иконописцев. Впоследствии они настолько ценились, как художники, что их приглашали расписывать церкви и храмы со всей России. Впоследствии их искусство стало менее востребованным, но они не отчаялись и стали расписывать шкатулки и поделки в так называемом лаковом стиле – миниатюрах. Здесь героями выступают различные былинные и сказочные персонажи – богатыри, князья, истории сражений с драконами и так далее.
Пишется Палех яркими темперными красками, густыми и плотными мазками либо тонкими и полупрозрачными. Для начала на изделие наносится чёрная краска, что в палехе является фоном для рисунка. Вообще, искусство этого промысла является довольно сложным и трудоёмким процессом во много этапов и, что бы научиться ему в полной мере, художники изучают его очень долго. В результате шкатулка или другое изделие превращается из безликой коробочки в драгоценную вещь сказочной красоты.
Жостовские подносы
Начало 19 в.
Московская обл. села Жостово, Хлебниково
Сначала из папье-маше, с 1830 г. -металлические
Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В 1830 году производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические кованые подносы, украшенные цветочной росписью.Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью. В его основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов («собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок.)
Павло-Посадские платки
Середина 19 в.
Шерсть
В середине XIX века впервые стали выпускать шали из шерсти. К началу XX века использовали тонкорунную очень качественную шерсть. Шали получались легкие и шелковистые, с нежным блеском. Узоры такой шали набивались на кремовых или разноцветных грунтах, наиболее распространенными цветами были красный и черный. Узоры содержали объемные изображения листьев и цветов, букетов, различных гирлянд зачастую расположенных по краю платка или шали.
Марийская вышивка
Вышивка - одно из самобытных явлений в материальной и духовной культуре марийского народа. Это вид женского рукоделия, продукт творчества многих поколений марийских вышивальщиц. Марийская вышивка славиться многообразием узоров, оригинальностью их расположения и цветового решения. Несложные узоры, орнамент - все имеет определенный смысл. Каждая линия, каждый знак - символы, которыми наши предки выражали свое восприятие окружающего мира. Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, горизонтальной волнистой линией - воду, вертикальной волнистой - дождь, треугольником - горы, солнце и луну обозначали фигурами в виде круга, квадрата и ромба.
Ленточный– в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его (фриз, бордюр); Сетчатый - при котором вся поверхность заполнена узором. Центрический, или розеточный, в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник (т. е. розетку), расположенный в центре украшаемого изделия.
Матрешки
Конец 19 в.
Сергиев Посад
Древесина
По сравнению с другими игрушками деревянная расписная кукла молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст.Прообразом матрёшки могли послужить «писанки»-деревянные расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси, они бывают полыми внутри , и в большее вкладывается меньшее. Другим прообразом матрешки стала ритуальная японская кукла, внутри которой помещалось еще несколько фигурок.
В конце XIX века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куклу. А когда Малютин расписал её получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то увидев куклу, смеясь воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрену!». С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.
Русской игрушке, окрещенной матрешкой, рожденной в подмосковном Сергиевом Посаде, досталась особая слава и особая любовь.
Сергиев – Посад (Загорск) издавна славился своими игрушками, и резчики по дереву жили здесь издревле. Бытовало даже предание, что сам основатель обители преподобный Сергий Радонежский резал игрушки и дарил детям.
В конце прошлого века мастер Звездочкин вырезал куклу на славу, одел ее в передник и сарафан, нарядил в платок с цветочками, в руки ей дал петуха. И имя девочке подобрал самое что ни на есть простонародное – Матрена. Успех к девочке Матрене – матрешке пришел в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Потом уж «разбрелись» русские матрешки по всему белу свету.
Проверка заполнения таблицы.
Спрашиваю по каждому промыслу ученика, который читает свою запись в таблице, остальные дополняют.
3. 1 Закрепление: Отгадывание загадок:
1. Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские –
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Мы игрушки знатные
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
Мы ребята удалые,
Скоморохи озорные.
Всех на ярмарку зовём,
Всем игрушки продаём!
(Так можно сказать об одном из удивительных примеров народного творчества – дымковской игрушке.)
2. Золотом и алым цветом
Эта чаша расцвела
Солнцем, ягодами, летом
Вдруг наполнилась она!
Угадаешь, что за чудо?
Это чудо – (хохлома)
3.Развернулись синие цветы,
Распустились синие цветочки.
Не в саду, не в лесу и не в поле,
А на белоснежном фарфоре.
Подарило небушко ей свою акварель,
Что это за роспись? Это роспись – (гжель)
4. Не печалься, древняя земля!
Ты богата сказами да былью…
Русские, иконные края…
Палеха несломленные крылья!
5. Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. ( Матрешки)
6. Есть ещё для вас игрушка,
Не лошадка, не Петрушка-
Красавица девица,
У неё сестрицы.
Каждая сестрица -
Для маленькой темница. (Матрешка)
7.Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелечек, завиток,
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
Кто привез товар такой? (Хохлома)
8. Чашки, чайники и вазы
Отличите эти сразу.
Белый фон снегов белей,
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда? (Из Гжели)