Сценарий литературно-исторической композиции «Афганистан болит в душе моей», посвященной 25-летию вывода советских войск из Афганистана.
Цель:укрепление общечеловеческих ценностей в сознании подростков, основ морального поведения; воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к Родине и ее истории.
Задачи:
· развивать умение оценивать себя и окружающих с точки зрения гуманистической морали;
· воспитывать толерантность в отношениях между людьми;
· обучать ребят умению объективно оценивать исторические события, поступки людей.
Ведущий:Так уж сложилось, что 15 февраля мы вспоминаем о годовщине вывода советских войск из Афганистана. 25 лет прошло с того памятного события, но до сих пор нет однозначной оценки той войне. Многие считают Афганскую войну ошибкой, а порой даже как темное пятно нашей истории. Но мы с вами должны помнить о этой войне, о тех людях, которые героически сражались там, на чужой земле, мы обязаны объективно оценивать все произошедшее.
Ведущая: Трудно говорить об этой войне правду. Она у каждого своя, потому что времени прошло еще очень мало, а еще потому что, правда, которая известна нам – слишком горькая, правда.
Ведущий:Афганская война длилась 10 лет… Всего 10 или целых 10 лет? Много это или мало? Десять лет…- это часть человеческой жизни. Это дорога длиной в школьные годы.
Ведущая: За время необъявленной войны в Афганистане погибло 13833 солдат и офицеров советской армии. Более 100 тысяч стали инвалидами афганской войны, пропали без вести или попали в плен 417 человек, освобождены 119, про остальных просто забыли… Потери афганцев, составили почти миллион человек.
Ведущий: Тысячи людских жизней оказались связаны с событиями, развернувшимися в стране гор и песков. Судьбы русских мальчишек, оказавшихся вдали от Родины и заглянувших смерти в лицо… Судьбы детей этой средневековой страны, рано узнавших запах пороховой гари. Судьбы женщин, имеющих различный цвет кожи и поклоняющихся разным богам, но переживших одинаковую боль потери близкого человека: сына, мужа, брата, любимого…
Ученик 1:Получают мальчики повестки
И уходят мальчики служить
Есть обязанность у них такая:
От врага Отчизну защитить
Ученица: Матери сыночков провожают
И наказ беречься им дают,
Расцелуют крепко, перекрестят
И по-бабьи жалобно всплакнут.
Ученик: А отцы суровы при разлуке,
Зная, как тяжел солдата путь,
Говорят, сжимая крепко руку:
«Ты, сынок, писать не позабудь»
Ученица: Юноши России присягают,
Клятву перед знаменем дают.
Юноши пока еще не знают
Что домой не все они придут.
Ведущая:Сколько их, этих судеб, сплетенных историей в тугой узел! Много споров развернулось вокруг афганской войны, такой странной, непонятной и страшной. Нужна ли она была? Каково ее значение для страны и ее политического образа? Каковы истинные причины этого противостояния?
Историк:Вопрос о вводе советских войск в Афганистан поднимался неоднократно с 15 марта 1979 г. По просьбе афганского руководства оказать военную помощь в подавлении антиправительственного мятежа путем введения советских войск на территорию Афганистана. На все многочисленные просьбы о вводе войск, поступавшие от президента Тараки следовал отказ. Однако мнение изменилось, как только был убит Тараки, и власть перешла в руки Генерального секретаря НДПА Амину. 8 декабря в кабинете Л.И.Брежнева состоялось совещание, в котором принял узкий круг членов Политбюро ЦК КПСС, не было только Косыгина, который до конца оставался против ввода советских войск в Афганистан. Решение было принято в узком кругу. Не было и Указа Президиума Верховного Совета СССР, ни другого правительственного документа по вопросу ввода войск. Все указания отдавались устно. Официально провозглашалось, главная цель – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражения возможной агрессии извне. На деле цель была иная – отстранение Амина и поддержание режима Бабрака Кармаля, хотя это только версия. До сих пор нет единого мнения по оводу ввода советских войск в Афганистан. Еще одна версия: шла «холодная война» и противостояние двух сверхдержав США и СССР привело к тому, что советское руководство принимает решение вводе войск в Афганистан, т.к. 12 декабря США собирались разместить ракеты средней дальности «Круз» и «Першинг2» в Западной Европе и использовать возможности добычи урана в Афганистане и Пакистане. 25 декабря 1979 года в 15.00 по Московскому времени войска 40-й армии и силы советских ВВС пересекают государственную границу Афганистана.
Ведущий:И пока политики на самых разных уровнях искали ответы, в Афганистане гибли простые парни, немногим старше нас…
( звучит музыка)
Ученик:Они были разными: национальность, образование не имели никакого значения, как на любой войне. Как и на любой войне, все качества человека, вся его подноготная проявлялась в полной мере: обнажалась трусость, подхалимство, но главное – геройство, отвага, честь, совесть чаще проявлялись там в пять, десять раз сильнее, чем можно было ожидать самому.
Полковник запаса Виктор Баранец: Нам говорили, что за «Черной речкой» народ совершил революцию и страшно жаждет свободы. Наш интернациональный долг – не дать затоптать молодые побеги афганской демократии. Когда я впервые на Кабульском аэродроме увидел гигантское кладбище наших подбитых танков и бронемашин, самолетов и вертолетов, уже тогда в голове шевельнулась смутная мысль о том, что такой урон нам может наносить только очень серьезная сила. Что же это за революция, если даже 120-тысячная, до зубов вооруженная советская армада, который год не может справиться с горными бандитами? Под гитарные переборы в военно-транспортных самолетах веселые люди в офицерских и солдатских погонах прибывали в эту страну, многих из которых поджидали раны, болезни и смерть…
Ученик: Они попадали туда по-разному. Одни сами просились в Афган, думая, что здесь их ждет романтика войны, другие по приказу, ну а третьи, это были в основном офицеры, в качестве наказания.
Виктор Баранец: На той войне я неожиданно обнаружил жуткое соседство высокого мужества наших людей и самых низменных проявлений человеческой подлости. Кто-то прикрывал собою в бою командира или товарища, а кто-то ночью воровал автомат у сослуживца, чтобы продать местному дуканщику за шмотки с лейблом «левис». Взвод погибал в ущелье, а в это время капитан Каблуков продавал уворованный у солдат мешок сахара. Одни сгорали в БТРах, другие в них же прятали пакеты с наркотой, чтобы переправить в Союз. Самые везучие уезжали домой невредимыми. Невезучие – в цинковых гробах или на костылях. И тогда к тебе является истинное понимание жизни смерти…. И тогда в голове рождаются мысли не о долге и об обязанности перед Родиной, а злющие тирады. И ты проклинаешь всех, кто послал тебя на эту никому ненужную войну…
Ученик:Раскаленный камень, пули рикошет,
Исподлобья пламень в девятнадцать лет.
Исподлобья жгучий взгляд через прицел…
Я пока везучий, я пока что цел.
Взвод за перевалом, отошел к своим,
Времени навалом отпустил я им.
Банду здесь у кручи, задержать сумел…
Я пока везучий, я пока что цел.
Строчка пулемета провалилась в тишь.
Где ж вы, вертолеты?
Что ж ты связь, молчишь?
И на всякий случай я чеку поддел…
Я пока везучий, я пока что цел.
(звучит музыка)
Ведущий:Дороги Афганистана… Сколько пота, крови и слез пролили на них наши ребята… Кабул, Мазари-Шариф, Кандагар, Калай-Куф, Кандагар, Баглан, Файзабад, Саланг, Гиндугуш…
Ведущая: Афганская война – это не только официальные версии и документы, но и воспоминания непосредственных участников тех событий.
Казаков Александр: Служил в 1981-1983 гг. В Афганистан попал из Хорогского погранотряда в десантно-штурмовую группу (ДШГ-2)
«Романтики на этой войне нет, и не было никогда. Это страх, боль, грязь, усталость… Все другие чувства притупились. Рядом с тобой находились люди, которые тебя не предадут, не бросят, но близкими друзьями не становятся, слишком часто ходишь в обнимку со смертью, не успеваешь сдружиться. Был друг, вместе прибыли в Афган из учебки, но в бою он был ранен. Когда вертушка забрала раненых она была обстреляна «духами» . Взлетает и врезается в сопку на моих глазах. Был друг и нет его… почти 30 лет прошло, а перед глазами до сих пор стоит эта страшная картинка и душу рвет . Не верю тем, кто говорит, что на войне не страшно. Страшно, еще как, особенно когда идешь в штыковую атаку, когда видишь глаза врага, полные ненависти к тебе и страха перед тобой, понимаешь, что если не ты его убьёшь, то он тебя… И приходят мысли, что у меня есть долг перед Родиной, ведь я же русский солдат и уходит страх! Старался упорно забыть все, а в груди до сих пор все гложет, болит как заноза… Ощущение – это был не я, это было не со мной, я бы так не смог…
Солдат:Был молод я, из тех безгрешных,
Не знавших девичьей любви,
Кого отправил маршал Брежнев
Купаться в собственной крови.
Парторг – орел из ветеранов
Твердил: «Коль надо, сможем мы
Одним рывком, сломив душманов
Афганцев вызволить из тьмы!»
И я, сражаясь в «Черных зонах»,
Зверел от злобы и огня.
Начальники в больших погонах
Хвалили юного меня.
И вознося таких «героев»,
Которых будет чтить страна,
Они, братанье нам устроив,
Себе цепляли ордена.
Висит на плечиках мой китель,
Стоят в кладовке сапоги.
Теперь я очень мирный житель…
Все хорошо! Жаль… нет ноги…
Ведущий:В короткие часы между рейдами ребята пели под гитару песни о своей нелегкой солдатской службе, переделывая слова уже знакомых песен
( афганские песни)
Солдат 1:
Баллада о побратиме.
Мы ошиблись в расчетах. Их было пятьсот,
А не двести, как нам сообщили.
В кишлаке Фармагуш весь второй батальон
Пулеметами «духи» зажали
Отсекли бэтээры огнем РПГ
Два из них подорвались на минах
Залегли наши роты, прижались к земле,
И осколки плясали на спинах
Лупят справа и слева, да кто разберет,
Хуже нету такой заварухи
Из мечети вдоль улицы бьет пулемет,
И визжат озверевшие «духи».
Время двадцать ноль-ноль, надо что-то решать,
Скоро ночь наши шансы урежет.
Без колес и брони нам кольцо не прорвать,
А они нас теперь не поддержат.
Страха не было, только вселенская злость
И настрой на безумство любое.
Я потом уже думал: а если б пришлось
Затыкать пулемет тот собою?
Да, наверное б, смог, ошалев от тоски:
Если смерть, так уж лучше с почетом.
Только вдруг до ушей долетел от реки
Так знакомый напев вертолета.
А ведь знали – «вертушки» на базу ушли
За высоки горные гряды.
По какому ж приказу вернулись они,
Да еще перед самым закатом?
Солдат 2:
Дальше все как по нотам – взорвался эфир
Баритоном охрипшим комбата.
И взметнулся распоротый НУРСами мир,
И в атаку поднялись ребята.
Было время, был ослепительный час,
Все отмечено в справках и в сводках,
А старлей вертолетчик, что вытащил нас,
Оказался моим одногодком
Да к тому ж москвичом, эх, тесна же земля!
Побратаемся, что и, ей-богу.
Два осколка засело в руке у меня,
А его угораздило в ногу.
Мы по капельке крови смешали в стакан
И разбавили спиртом с водою.
А начальник разведки, седой капитан,
Был при этом при всем тамадою.
Мы потом не один еще прожили бой,
Все мы жили боями в Афгане…
Я в апреле в Россию вернулся живой,
Он погиб в сентябре в Бадахшане.
На гранитной плите между цифр – тире
Да слова: «Выполняя заданье…»
Я сюда каждый год прихожу в сентябре
С побратимом на свиданье.
Так теперь и живу, не боясь ничего.
Может быть за себя. Может быть, за него.
( А.Розенбаум. «В черном тюльпане»)
Солдат: Я вернулся домой в 1894 году. Я выполнил свой интернациональный долг. Жизнь только начинается! Так долго ждал того дня, когда пройду пешком по знакомой улице, встречу, маму, отца, сестру. Время шло, а я увижу угол впереди, все внутри сжимается, кто там за углом? Страх выйти на улицу: бронежилета нет, каски нет, автомата нет, как голый! а ночью сны…. Взлетает вертушка – и взрыв! Кто-то целится в лоб… Такой калибр, что полголовы снесет… По ночам кричал… Прятался в укрытие. Неожиданный стук, звонок телефона – испарина на лбу: стреляют!
Ведущая: солдатские письма домой… Сегодня они воспринимаются как исторический документ, ушедшей эпохи 80-х годов. Это мысли, настроения, переживания обычных советских ребят, попавших на войну, в возрасте 18-19 лет военная цензура вымарывала далеко не все. Кто-то старался успокоить близких и бодрился, другие честно писали о военных буднях, третьи – отправляли лирические послания любимым девушкам. У каждого из них была мечта – вернуться домой.
Андрей Пешков: Здравствуй, Люба! Большое тебе спасибо за кусочек московской осени. Я теперь не только по своему Подмосковью , по всей России скучаю. У вас, наверное, уже выпал снег, а здесь днем еще загорать можно, а ночью мороз продирает. Ты пишешь, что смутно представляешь себе нашу службу. Даже те, кто служит здесь, мало что могут о ней представлять. Пока не попробуешь, много не узнаешь. Могу сказать точно, лучше нашего солдата никогда не было и вряд ли будет. Это проверено, и не раз – кровью. Здесь парни, которые делают тяжелое дело. Они на самые опасные операции идут как на работу, которую кроме них никто не сделает. Вот так и ходим, делаем свое дело. 16 ноября 1986 г
Казаков А :Здравствуй, моя милая мамочка! Вот решил написать тебе письмо. У меня, как всегда, все нормально. Жив, здоров, чего тебе желаю. Сейчас сижу и вперемежку с письмом зашиваю маскхалат и вспоминаю твои руки, как у тебя хорошо и ладно все получалось, а у меня как…., я даже боюсь сравнивать. А до приказа осталось 40 дней, совсем чуть-чуть, так что жди в скором времени. Придет твой сын, если, конечно, не будет никакой обстановки… Очень скучаю по тебе, скорее хочу тебя увидеть, я очень хочу домой! 14 июля 1983 г
Ведущая:Можно ли найти слова, чтобы передать чувства матери, которая ждет сына с войны. Никто не может испытать те чувства, ту боль, зная о том, что твоя кровиночка сейчас под пулями, в опасности. Сердце каменеет, холод обжигает, внутри все обрывается, когда слушаешь скупые сводки новостей о событиях в Афганистане. Когда слышишь внезапный, оттого душераздирающий звонок по телефону или в дверь, такой привычный и такой ужасный, а вдруг… Нет – это может понять только мать, у которой сын на войне.
Мать:(на фоне музыки)
Ой, зачем ты, солнце красное,
Все уходишь – не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
Сын не возвращается?
Из беды тебя я выручу
Прилечу орлицей быстрою.
Отзовись, моя кровиночка,
Маленький, единственный!
Белый свет не мил, изболелась я,
Возвратись моя надежда!
Зернышко мое! Зорюшка моя!
Горюшко мое, где же ты?!
Не могу найти дороженьку, чтоб заплакать над могилкою,
Не хочу я ничегошеньки – только сына милого
( песня о матери)
Ведущий:Среди тех, кто не вернулся живым из Афганистана, были и 293 москвича.
Ведущая:Никто не в силах вернуть матери сына, брата, любимого и наша обязанность помнить о тех, кто не вернулся домой и навсегда остался молодым… Вспомним о них сегодня…. Вспомним и помолчим…
(Минута молчания. Зажигаем свечи)
Ведущий: Нельзя не вспомнить и о тех, кто попал в Афганский плен. По данным Мин обороны в плен попали и пропали без вести 417 чел, освобождены 119 чел. Судьба остальных неизвестна, по сей день. Американцы после войны во Вьетнаме до сих пор ищут останки погибших и с почестями предают их земле. У них даже есть медаль «За достойное поведение в плену» А у нас… В Чечне мы бросили 1500 пленных
Историк: В 1987 году в ходе переговоров Горбачева и Рейгана, была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи афганской оппозиции и о выводе оттуда советских войск, который был завершен 15 февраля 1989 г. Армия свой долг выполнила с честью, а вот выполнили ли свой долг те, кто посылал в чужую страну наших ребят? Каково слышать бывшим воинам, прошедшим огонь и воду, и оставшимся в живых, что та война была ошибкой? Значит все было зря? Конечно же, нет. Ребята, прошедшие испытание Афганом, наверное, что-то получили взамен? Человек, заглянувший в лицо смерти, и не дай бог – измене, лучше узнал цену жизни, цену дружбы, любви к Отечеству.
Ученица:25 лет назад закончилась та война, так почему все так же волнуются матери, провожая своих сыновей в армию?
Ученик:Все новые и новые «горячие точки» вспыхивали на карте страны и среди них ставшее для многих просто ужасом слово «Чечня».
Ученица: Неужели Афганистан ничему не научил? Афганский опыт был быстро забыт и в гораздо худшем варианте эти ошибки повторились в Чеченской войне. Для чего повторять одни и те же ошибки?
Ведущий: Проходят годы. Недавние события уже стали историей, но мы не имеем право судить о них сплеча.
Ведущая:Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Таджикистан и другие бывшие республики СССР будут скорбеть по своим безвременно ушедшим сыновьям. Память о тех, кто выполнил свой интернациональный долг, священна. Это наша живая боль.