Официальный сайт fresher 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок-дискуссия "Споры о Петре"

Фото пользователя Марина Анатольевна Полох
Submitted by Марина Анатольевна Полох on пн, 03/02/2014 - 06:48
Данные об авторе
Автор(ы): 
Полох Марина Анатольевна
Место работы, должность: 
МКОУ СОШ с.Арка
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

ЦЕЛИ: 

-образовательная: способствовать становлению умения оценивать историческую личность и результаты ее деятельности;

-развивающая: развитие критического мышления на основе анализа оценки личности Петра I;

 -воспитательная: расширение круга чтения учащихся, формирование     умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы, обращаясь к разным источникам, доказывать свое мнение, правильно строить речь.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

Пчелов Е.В. История России. 17 – 18 века:– М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2006

1. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца 16 века:

для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. –

М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005

2. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. 17 – 19 века:

Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005

 

 

Используемое оборудование: 

1. Выставка книг по теме.

                                    2. Карта «Россия в 1 половине 18 века».

                                    3. Презентации учеников.

                                    4. Компьютер и проектор.

                                    5. Памятки по ведению дискуссии и для экспертов.

                                    6. Весы и карточки двух цветов.

 

Используемые ЦОР: 

1 С: Образование 4. Школа Система организации и поддержки образовательного процесса ЗАО "1С", 2006-2007

История России 7 класс

Краткое описание: 
Урок-дискуссия проводится после изучения раздела "Эпоха Петра I". В ходе урока у учащихся создается объективное представление о сути научного спора о личности Петра I, они определяются в своем отношении к исторической личности и итогах его преобразований.

УРОК - ДИСКУССИЯ ПО ТЕМЕ «ПЁТР ПЕРВЫЙ – «ЧУДО» ИЛИ «ЧУДОВИЩЕ»?

 

ЦЕЛИ: 

-образовательная: способствовать становлению умения оценивать историческую личность и результаты ее деятельности;

-развивающая: развитие критического мышления на основе анализа оценки личности Петра I;

 -воспитательная: расширение круга чтения учащихся, формирование     умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы, обращаясь к разным источникам, доказывать свое мнение, правильно строить речь.

ЗАДАЧИ:

 - обобщить и расширить знания учащихся о Петре, его реформах, об их влиянии на      дальнейшую судьбу России;

- развивать умения аргументировано отстаивать свое мнение, продолжить работу по отработке навыков   дискуссии;

- предоставить учащимся возможность озвучить материал, собранный по теме, и сделать выводы о роли и месте Петра 1 в отечественной истории.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: создается объективное представление о сути научного спора о личности Петра I, учащиеся определяются в своем отношении к исторической личности и итогах его преобразований.

 

ВИД: регламентированная дискуссия.

 

ФОРМА: групповая дискуссия.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:  1. Выставка книг по теме.

                                    2. Карта «Россия в 1 половине 18 века».

                                    3. Презентации учеников.

                                    4. Компьютер и проектор.

                                    5. Памятки по ведению дискуссии и для экспертов.

                                    6. Весы и карточки двух цветов.

 

ЭТАПЫ УРОКА:

1. ОРГМОМЕНТ. Класс поделён на три группы: первая – «за» Петра, вторая – «против», третья выступает в роли экспертов. Группы рассаживаются «буквой П». Учитель – в роли ведущего. 

2. МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Эпиграф

Русская мысль относилась различно к этому великому человеку и его деятельности. Различия взглядов происходило, во-первых, от громадности дела, совершенного Петром, и продолжительности  влияния этого дела.

                                                                 В. Соловьев.

Современники называли Петра 1 человеком необыкновенным. И, действительно,  поражает разносторонность его дарований:  он был незаурядным полководцем и дипломатом, флотоводцем и законодателем, его можно было встретить с топором в руке и пером в руках, вырезывающим новый шрифт, и сидящим за чертежом нового корабля, озабоченного постигшей неудачей и ликующим по поводу одержанной победы, за изучением какой-либо диковинной машины и размышляющим над устройством правительственного механизма обширного государства.

Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А немного позже историк Карамзин обвинял Петра в измене "истинно русским" началам жизни, а его реформы назвал "блестящей ошибкой".

  Умер Петр. «Закатилось солнце земли русской»- эти слова произнес Феофан  Прокопович, один из самых  преданных сподвижников Петра. Вот такие разные оценки.  Эти споры продолжаются и по сей день.

В чем же суть спора?

Так кто же он? Царь-преобразователь, великий реформатор или жестокий тиран? 

           Давайте и мы включимся в этот спор, используя знания, полученные на уроках истории, литературы, при изучении исторических источников, попробуем ответить на вопрос: «Каким был Пётр?» Что вас привлекает в нём, а что вы осуждаете и почему?

«Что такое Пётр? Чудо или чудовище?» - Д.С.Мережковский.

 

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ. Мы сегодня продолжим формирование умений вести дискуссию. Напоминаю вам правила её ведения. (У всех учащихся 3-х групп лежат памятки на столах).        

  ПРАВИЛА ДИСКУССИИ:

- Во время дискуссии вести себя спокойно и достойно.

- Говорить убедительно, не горячиться.

- Внимательно и терпеливо выслушивать мнение оппонента.

- Анализировать объективно замечания противника: или приводить новые аргументы или признать его правоту. 

  

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСКУССИИ ПО ПЛАНУ:

                1. Личность Петра1. Оценки Петра.

                2. Реформы, их значение. Оценки реформ.

Группы оппонентов обсуждают вопросы плана под руководством учителя, показывают свои подготовленные презентации, используют исторические источники.

Эксперты получают памятки и карточки чёрного и белого цветов.

 

ПАМЯТКА ЭКСПЕРТАМ:

Проанализируйте деятельность групп, отметьте сильные и слабые стороны, чьи аргументы вы считаете наиболее убедительными.

 

 

 

5. РАЗМИНКА.

ВИКТОРИНА «ВПЕРВЫЕ»

1. В 17 веке в России впервые был изготовлен двойной трон. Для кого?

 

2. В 1698 году был Пётр учредил первый орден. Как он назывался?

 

3. В 1703 году вышла первая общероссийская газета. Как она называлась?

 

4. В 1696 году появилось звание генералиссимуса в России. Кто стал первым?

 

5. Кто и когда стал первым императором в России?

 

6. Когда появилась первая Академия наук в России?

 

7. Как назывался первый русский музей, учреждённый указом Петра?

 

8. Когда в России впервые встречали Новый год 1 января?

 

9. Какие продукты и растения впервые появились у русских при Петре?

 

10. Когда появились первые губернии?

 

11. Как назывались собрания петербургского общества, где впервые женщины смогли

    приобщиться к культурному досугу?

 

12. Какой вид казни впервые введён при Петре?

 

13. Обычай дарить младенцам одежду голубого цвета для мальчиков и розового для           

      девочек укоренился при Петре. Почему?

 

14. В эпоху Петра Великого многое появилось впервые: флот, фейерверки, новая одежда.

      Что ещё?

 

15. Какие знаки воинского отличия появились в 1700г.? Более 100лет их носили только

      на левом плече.

 

ПЁТР – «ЧУДО»                                          

 

Позиция 1. Петр направил Россию к свету европейской образованности, ввел в число европейских держав.

 

Куда ты скачешь , гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

        А.С. Пушкин   

            

ПЁТР – «ЧУДОВИЩЕ»

 

Позиция 2. Петр подверг жестокому испытанию национальную самобытность русского народа, заразил ее скверной подражательства чужому.

 

Нет, не змия Всадник Медный

Растоптал, стремясь вперед, -

Растоптал народ наш бедный,

Растоптал простой народ

Н.Ф. Щербина

Уточнение: Эпиграмма – это остро сатирическое произведение, зачастую несущее в себе сверхгиперболу, но вместе с тем, основанное на определенных реальных событиях.

 

Правомерна ли, с точки зрения исторических фактов, подобная оценка деяний Петра. На нашем  занятии  мы порассуждаем о деятельности императора, по двум, исключающим друг друга  позициям.  Кстати, памятные даты февраля тесно связаны с законодательной и градостроительной деятельностью Петра 1. (плакат на стенде)

 

6.  ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ДИСКУССИИ. РЕФЛЕКСИЯ.

 

ВОПРОСЫ КЛАССУ: Как мы работали? Что у нас получилось лучше? Что хуже?

 

Эксперты анализируют деятельность групп, отмечают сильные и слабые стороны, «голосуют» – кладут карточки на весы, чтобы определить, кто выиграл спор.

 

Учитель предлагает оппонентам высказаться и тоже «проголосовать».

 

 

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Вокруг имени любого великого человека всегда ведутся страстные споры и дискуссии. Собственно, они и являются своеобразным показателем масштаба личности. Что касается ПЕТРА 1, то истина, видимо, заключается в противоречивости самого царя, в сочетании хорошего и плохого, великого и злого в нём и его делах.

 

          В.О.Ключевский: «Самовластие само по себе противно как политический принцип, его никогда не признает гражданская совесть. Но можно мириться с лицом, в котором эта противоестественная сила соединяется с самопожертвованием, когда самовластец, не жалея себя, идёт напролом во имя общего блага, рискуя разбиться о неодолимые препятствия и даже о собственное дело. Так мирятся с бурной весенней грозой, которая, ломая вековые деревья, освежает воздух и своим ливнем помогает всходам нового посева».

 

          Вернёмся к словам Д.Мережковского: «Что такое Пётр? Чудо или чудовище? Я опять-таки решать не берусь. Он слишком родной мне, слишком часть меня самого, чтобы я мог судить о нём беспристрастно…».

 

ЗАДАНИЕ: подобрать материал о наградах петровской эпохи, изучить истории их возникновения, материал данных исследовательских работ предоставить на следующем заседании.

Темы:

- награды для солдат

- награды для командиров

- награды женщинам

 

 

 

 

 

 

Источники:

  1. http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=9&ved=0CFYQFjAI&url=http%3A%2F%2Fnewosschool3.narod.ru%2FUrok_Petr1.doc&ei=J_PuUoGDB6r64QSuhYGQCw&usg=AFQjCNHDvgJBIjTq4MJR257Owje0RZjmcw&bvm=bv.60444564,d.bGE&cad=rjt
  2. http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/urok-diskussiya-spory-o-petre-i

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Урок-дискуссия.doc 45.5 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн