Submitted by Марина Анатольевна Полох on пн, 03/02/2014 - 06:48
УРОК - ДИСКУССИЯ ПО ТЕМЕ «ПЁТР ПЕРВЫЙ – «ЧУДО» ИЛИ «ЧУДОВИЩЕ»?
ЦЕЛИ:
-образовательная: способствовать становлению умения оценивать историческую личность и результаты ее деятельности;
-развивающая: развитие критического мышления на основе анализа оценки личности Петра I;
-воспитательная: расширение круга чтения учащихся, формирование умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы, обращаясь к разным источникам, доказывать свое мнение, правильно строить речь.
ЗАДАЧИ:
- обобщить и расширить знания учащихся о Петре, его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу России;
- развивать умения аргументировано отстаивать свое мнение, продолжить работу по отработке навыков дискуссии;
- предоставить учащимся возможность озвучить материал, собранный по теме, и сделать выводы о роли и месте Петра 1 в отечественной истории.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: создается объективное представление о сути научного спора о личности Петра I, учащиеся определяются в своем отношении к исторической личности и итогах его преобразований.
ВИД: регламентированная дискуссия.
ФОРМА: групповая дискуссия.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Выставка книг по теме.
2. Карта «Россия в 1 половине 18 века».
3. Презентации учеников.
4. Компьютер и проектор.
5. Памятки по ведению дискуссии и для экспертов.
6. Весы и карточки двух цветов.
ЭТАПЫ УРОКА:
1. ОРГМОМЕНТ. Класс поделён на три группы: первая – «за» Петра, вторая – «против», третья выступает в роли экспертов. Группы рассаживаются «буквой П». Учитель – в роли ведущего.
2. МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
Эпиграф
Русская мысль относилась различно к этому великому человеку и его деятельности. Различия взглядов происходило, во-первых, от громадности дела, совершенного Петром, и продолжительности влияния этого дела.
В. Соловьев.
Современники называли Петра 1 человеком необыкновенным. И, действительно, поражает разносторонность его дарований: он был незаурядным полководцем и дипломатом, флотоводцем и законодателем, его можно было встретить с топором в руке и пером в руках, вырезывающим новый шрифт, и сидящим за чертежом нового корабля, озабоченного постигшей неудачей и ликующим по поводу одержанной победы, за изучением какой-либо диковинной машины и размышляющим над устройством правительственного механизма обширного государства.
Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А немного позже историк Карамзин обвинял Петра в измене "истинно русским" началам жизни, а его реформы назвал "блестящей ошибкой".
Умер Петр. «Закатилось солнце земли русской»- эти слова произнес Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра. Вот такие разные оценки. Эти споры продолжаются и по сей день.
В чем же суть спора?
Так кто же он? Царь-преобразователь, великий реформатор или жестокий тиран?
Давайте и мы включимся в этот спор, используя знания, полученные на уроках истории, литературы, при изучении исторических источников, попробуем ответить на вопрос: «Каким был Пётр?» Что вас привлекает в нём, а что вы осуждаете и почему?
«Что такое Пётр? Чудо или чудовище?» - Д.С.Мережковский.
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ. Мы сегодня продолжим формирование умений вести дискуссию. Напоминаю вам правила её ведения. (У всех учащихся 3-х групп лежат памятки на столах).
ПРАВИЛА ДИСКУССИИ:
- Во время дискуссии вести себя спокойно и достойно.
- Говорить убедительно, не горячиться.
- Внимательно и терпеливо выслушивать мнение оппонента.
- Анализировать объективно замечания противника: или приводить новые аргументы или признать его правоту.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСКУССИИ ПО ПЛАНУ:
1. Личность Петра1. Оценки Петра.
2. Реформы, их значение. Оценки реформ.
Группы оппонентов обсуждают вопросы плана под руководством учителя, показывают свои подготовленные презентации, используют исторические источники.
Эксперты получают памятки и карточки чёрного и белого цветов.
ПАМЯТКА ЭКСПЕРТАМ:
Проанализируйте деятельность групп, отметьте сильные и слабые стороны, чьи аргументы вы считаете наиболее убедительными.
5. РАЗМИНКА.
ВИКТОРИНА «ВПЕРВЫЕ»
1. В 17 веке в России впервые был изготовлен двойной трон. Для кого?
2. В 1698 году был Пётр учредил первый орден. Как он назывался?
3. В 1703 году вышла первая общероссийская газета. Как она называлась?
4. В 1696 году появилось звание генералиссимуса в России. Кто стал первым?
5. Кто и когда стал первым императором в России?
6. Когда появилась первая Академия наук в России?
7. Как назывался первый русский музей, учреждённый указом Петра?
8. Когда в России впервые встречали Новый год 1 января?
9. Какие продукты и растения впервые появились у русских при Петре?
10. Когда появились первые губернии?
11. Как назывались собрания петербургского общества, где впервые женщины смогли
приобщиться к культурному досугу?
12. Какой вид казни впервые введён при Петре?
13. Обычай дарить младенцам одежду голубого цвета для мальчиков и розового для
девочек укоренился при Петре. Почему?
14. В эпоху Петра Великого многое появилось впервые: флот, фейерверки, новая одежда.
Что ещё?
15. Какие знаки воинского отличия появились в 1700г.? Более 100лет их носили только
на левом плече.
ПЁТР – «ЧУДО»
Позиция 1. Петр направил Россию к свету европейской образованности, ввел в число европейских держав.
Куда ты скачешь , гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
А.С. Пушкин
ПЁТР – «ЧУДОВИЩЕ»
Позиция 2. Петр подверг жестокому испытанию национальную самобытность русского народа, заразил ее скверной подражательства чужому.
Нет, не змия Всадник Медный
Растоптал, стремясь вперед, -
Растоптал народ наш бедный,
Растоптал простой народ
Н.Ф. Щербина
Уточнение: Эпиграмма – это остро сатирическое произведение, зачастую несущее в себе сверхгиперболу, но вместе с тем, основанное на определенных реальных событиях.
Правомерна ли, с точки зрения исторических фактов, подобная оценка деяний Петра. На нашем занятии мы порассуждаем о деятельности императора, по двум, исключающим друг друга позициям. Кстати, памятные даты февраля тесно связаны с законодательной и градостроительной деятельностью Петра 1. (плакат на стенде)
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ДИСКУССИИ. РЕФЛЕКСИЯ.
ВОПРОСЫ КЛАССУ: Как мы работали? Что у нас получилось лучше? Что хуже?
Эксперты анализируют деятельность групп, отмечают сильные и слабые стороны, «голосуют» – кладут карточки на весы, чтобы определить, кто выиграл спор.
Учитель предлагает оппонентам высказаться и тоже «проголосовать».
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Вокруг имени любого великого человека всегда ведутся страстные споры и дискуссии. Собственно, они и являются своеобразным показателем масштаба личности. Что касается ПЕТРА 1, то истина, видимо, заключается в противоречивости самого царя, в сочетании хорошего и плохого, великого и злого в нём и его делах.
В.О.Ключевский: «Самовластие само по себе противно как политический принцип, его никогда не признает гражданская совесть. Но можно мириться с лицом, в котором эта противоестественная сила соединяется с самопожертвованием, когда самовластец, не жалея себя, идёт напролом во имя общего блага, рискуя разбиться о неодолимые препятствия и даже о собственное дело. Так мирятся с бурной весенней грозой, которая, ломая вековые деревья, освежает воздух и своим ливнем помогает всходам нового посева».
Вернёмся к словам Д.Мережковского: «Что такое Пётр? Чудо или чудовище? Я опять-таки решать не берусь. Он слишком родной мне, слишком часть меня самого, чтобы я мог судить о нём беспристрастно…».
ЗАДАНИЕ: подобрать материал о наградах петровской эпохи, изучить истории их возникновения, материал данных исследовательских работ предоставить на следующем заседании.