МКДОУ д/с «Светлячок»
г. Хвалынска, Саратовской области
Принято на заседании педагогического совета
протокол №____ «__»___________2013г
|
Утверждаю:
Заведующий МКДОУ
Д\с «Светлячок»
________Л.В.Лашевская
|
Рабочая программа
по подготовительной группе «Колокольчик»
МКДОУ д/с «Светлячок»
на 2013-2014 учебный год
Воспитатели:
Иванченко И.В.
___________
г.Хвалынск
2013 год
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………..
Принципы и подходы к формированию Программы …………………………
Возрастные особенности детей подготовительной группы …………..................
Основная часть
Организация жизни и воспитания детей. Режим дня…….……………………….
Перечень основных видов непосредственно образовательнойдеятельности…..
Объем образовательной нагрузки………………….………………………………
Комплексно-тематическое планирование НОД ………………………………….
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных
областей ……………………………………………………………………………..
Планируемые результаты освоения Программы ………………………………...
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов…………………….
Работа с родителями ………………………………………………………………..
Комплексно-тематическое планирование совместной деятельности……………
Список литературы …………………………………………………………………
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы «Колокольчик» разработана в соответствии с Уставом и основной общеобразовательной программой детского сада и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с программой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».Приоритетным направлением в д/с «Светлячок» в 2013-2014 учебном году является Художественно-эстетическое воспитание детей.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конвенция о правах ребенка (1989г.);
- Закон РФ «Об образовании»
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное пр.№2562 Мин.образования РФ от 27.10.11.
-"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"2.4.1.2660-10 № 164 20.12.2010 г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
-Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ);
- Методические рекомендации по составлению образовательной программы ДОУ N 655 от 23 ноября 2009 г.
-Устав МКДОУ д\с «Светлячок».
-Годовой план работы МКДОУ д\с«Светлячок».
Программа основывается на положениях:
1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста;
2) научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования;
3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования.
Программа:
- разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста;
- направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие;
- отвечает принципу внутренней непротиворечивости выдвигаемых основных теоретических положений, формулируемых целей и задач, форм и методов работы;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»);
- строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми;
- в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников строится с учетом принципов целостности и интеграции содержания дошкольного образования;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: 1) совместную деятельность взрослого и детей, 2) самостоятельную деятельность детей;
- предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми от 6 до 7 лет в качестве средства подготовки воспитанников к обучению в начальной школе;
- учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;
- обеспечивает преемственность с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования, исключающую дублирование программных областей знаний и обеспечивающую реализацию единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства;
- направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, обеспечения равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
Цели Программы:
1.Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
2.Формирование основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
3.Подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Задачи:
Педагоги
|
Дети
|
Родители
|
1.Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.
2.Построение комплексно-тематической модели образовательного процесса.
3.Обеспечение познавательно, социально-нравственного, художественно-эстетического и физического развития детей.
4. Обеспечение рациональной
организации и реализации
приоритетных направлений в ДОУ.
5.Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.
6.Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
|
Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной и трудовой).
|
1.Осуществление преемственности детского сада и семьи в воспитании и обучении детей.
2.Повышение компетентности родителей в области воспитания.
3.Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей
|
Возрастные особенности детей 6 – 7 лет
Направления развития
|
Возрастные особенности детей 7го года жизни
|
Познавательно-речевое
|
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова.
Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т.п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах). Причем детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым.
В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. С тем, чтобы его речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам появляется речь-рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода она становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Его интерес к процессу чтения становится все более устойчивым. В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире. В условиях общения и взаимодействия со взрослым он активно участвует в многостороннем анализе произведения (содержание, герои, тематика, проблемы). Ребенок знаком и ориентируется в разных родах и жанрах фольклора и художественной литературы. Достаточно просто узнают и пересказывают прочитанный текст с использованием иллюстраций. Дети проявляют творческую активность: придумывают концовку, новые сюжетные повороты, сочиняют небольшие стихи, загадки, дразнилки. Под руководством взрослого инсценируют отрывки из прочитанных и понравившихся произведений, примеряют на себя различные роли, обсуждают со сверстниками поведение персонажей. Знают наизусть много произведений. Дети сравнивают себя с положительными героями произведений, отдавая предпочтение добрым, умным, сильным, смелым. Играя в любимых персонажей, дети могут переносить отдельные элементы их поведения в свои отношения со сверстниками.
В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник не только может различать основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и темно-красный), так и по цветовому тону (например, зеленый и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы – ребенок успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так и их разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы и т.п. При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форму, величину и др.).
|
Социально-личностное
|
В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.
Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («добрый человек – это такой, который, всем помогает и хорошо относится, защищает слабых») и достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова «экономный» и отрицательную - слова «жадный».Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека). Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.
К 6-7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья (здоров он или болен), а также состояние здоровья окружающих. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, «хорошо», и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает «плохо». Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, которое формируется под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере.
Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека - сочувствие - даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым.
|
Художественно-эстетическое
|
Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получения знаний о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).
Дети знают, что они изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования.
В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный).
В аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями. Путем складывания бумаги в разных направлениях делать игрушки. Из природного материала создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений.
Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной) с учетом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Они могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше.
Дети проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна.
|
Физическое
|
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике.
Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками. В этом возрасте дети овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега при скоординированности движений рук и ног (зрительно-моторная координация девочек более совершенна). Могут выполнять разнообразные сложные упражнения на равновесие на месте и в движении, способны четко метать различные предметы в цель. В силу накопленного двигательного опыта и достаточно развитых физических качеств дошкольник этого возраста часто переоценивает свои возможности, совершает необдуманные физические действия.
|
Возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в группе «Колокольчик»
МКДОУ д/с «Светлячок»
Список детей
|
Дата рождения
|
|
|
1.Аксиньина Настя
|
09.08.2007
|
|
2.Алтаева Вика
|
09.10.2007
|
|
3.Арзамасова Яна
|
29.02.2008
|
|
4.Аргеткин Илья
|
04.04.2008
|
|
5.Аюкаев Алмаз
|
11.10.2007
|
|
6.Балашкина Настя
|
13.10.2006
|
|
7.Власов Алексей
|
30.03.2007
|
|
8.Ильина Диана
|
07.02.2008
|
|
9.Ильинская Саша
|
10.04.2007
|
|
10.Казаков Тимур
|
11.12.2007
|
|
11.Калашян Зинаида
|
27.11.2007
|
|
12.Калинина Настя
|
24.09.2007
|
|
13.Кобина Дарина
|
01.09.2007
|
|
14.Муткина Оля
|
25.12.2006
|
|
15.Парамонова Кристина
|
15.01.2007
|
|
16.Парамонов Дмитрий
|
24.09.2007
|
|
17.Привалов Артём
|
03.12.2007
|
|
18.Садовникова Настя
|
28.09.2007
|
|
19.Точилин Илья
|
03.08.2007
|
|
20.Шишонков Глеб
|
30.08.2007
|
|
|
|
|
|
|
|
Параметры здоровья
|
6-7 год
жизни
|
Качественные показатели
|
Количественные показатели
|
Группа здоровья
|
Первая
|
45%
|
Вторая
|
55%
|
Третья
|
|
|
четвёртая
|
|
№ п/п
|
Показатели
|
Количество %
|
1.По социальному составу семей
|
2.1
|
из полных семей
|
70%
|
2.2
|
из неполных семей
|
30%
|
2.3
|
воспитывающихся в приемных семьях
|
-
|
2.4
|
из многодетных семей
|
10%
|
2.5
|
из малообеспеченных семей
|
50%
|
2.По очередности рождения
|
3.1
|
Первый ребенок в семье
|
70%
|
3.2
|
Второй ребенок в семье
|
20%
|
3.3
|
Третий и последующие дети
|
10%
|
Социальный статус семей
Возрастная характеристика контингента родителей такова: 25% - люди в возрасте до 30 лет, 65% - старше 30 лет,10% - старше 40лет
Национальный состав семей:
Русские-65 %, другие национальности – 35%
15%- родителей наших воспитанников имеют высшее образование, 40% - средне-специальное,25% - среднее образование.
.
Приоритетное направление деятельности группы по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования – обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.
Проведя анализ деятельности группы, выяснили, что имеются дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Эти проблемы в речевом развитии значительно снижают шансы детей успешно обучаться на следующей ступени образования – начальной школе. Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. Для воспитанников были созданы условия для выравнивания стартовых возможностей при поступлении в школу - организована работа по предупреждению и коррекции речевых нарушений (работает логопед).
Организация режима пребывания детей
в образовательном учреждении.
Группа работает 10,5 часов в день при 5-ти дневной рабочей неделе.
Объём самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объём самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН (2—3 ч в день для всех возрастных групп сокращенного 10,5-часового дня).
Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 6-7 лет составляет 5,5-6 часов. Прием пищи осуществляется в строго установленные часы в соответствии с СанПиН 2.4.1.1249-03п.2.10.14.
Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3-4 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха для детей 6-7 лет при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы).
Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводятся в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ.
Дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 2 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр.
Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними.
Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.
Объем недельной образовательной нагрузки для детей не превышает максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки по требованиям СанПиН 2.4.1.1249-03.
Максимально допустимое количество различных организованных образовательных деятельностей в первой половине дня не превышает в подготовительной группе - трех. Их продолжительность для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. В середине организованной образовательной деятельности проводят физкультминутку. Перерывы между различными организованными образовательными деятельностями - не менее 10 минут.
Организованная образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда).
Домашние задания воспитанникам ДОУ не задают.
В летний период организованная образовательная деятельность не проводятся. Рекомендуется проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др., а также увеличивать продолжительность прогулок.
Общественно-полезный труд детей подготовительной группы проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т.п.). Его продолжительность не должна быть больше 20 минут в день.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию.
Утверждаю:
Заведующий МКДОУ
детский сад «Светлячок»
_________Л.В.Лашевская
Р Е Ж И М Д Н Я
Подготовительная группа «Колокольчик»
Приём, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика, дежурство
|
7.30 – 8.30
|
Подготовка к завтраку, завтрак
|
8.30 – 8.50
|
Самостоятельная деятельность
|
8.50 – 9.00
|
Непосредственно образовательная деятельность
|
9.00 – 10.50
|
Игры, подготовка к прогулке, прогулка
(игры, наблюдения, труд)
|
10.50 – 12.35
|
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры
|
12.35 – 12.45
|
Подготовка к обеду, обед
|
12.45 – 13.15
|
Подготовка ко сну, дневной сон
|
13.15 – 15.00
|
Постепенный подъём
|
15.00 – 15.25
|
Подготовка к полднику, полдник
|
15.25 – 15.40
|
Самостоятельная деятельность
|
15.40 – 16.20
|
Чтение художественной литературы
|
16.20 – 16.40
|
Подготовка к прогулке, прогулка
|
16.40 – 17.45
|
Уход домой
|
17.45 – 18.00
|
Утверждаю:
Заведующий МКДОУ
детский сад «Светлячок»
_________Л.В.Лашевская
Р Е Ж И М Д Н Я
Подготовительная группа «Колокольчик»
(теплый период)
Прием и осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика.
|
7.30-8.30
|
Подготовка к завтраку, завтрак.
|
8.30-8.50
|
Самостоятельная деятельность, игры.
|
8.50-9.00
|
Непосредственно образовательная деятельность.
|
9.00-9.30
|
Самостоятельная деятельность
|
9.30-10.00
|
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд).
|
10.00-12.35
|
Возвращение с прогулки.
|
12.35-12.45
|
Подготовка к обеду. Обед.
|
12.45-13.15
|
Подготовка ко сну, дневной сон.
|
13.15-15.00
|
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры.
|
15.00-15.25
|
Подготовка к полднику. Полдник.
|
15.25-15.40
|
Самостоятельная деятельность, игры.
|
15.40-16.20
|
Подготовка к прогулке, прогулка.
|
16.20-17.50
|
Уход домой.
|
17.50-18.00
|
Планирование образовательной деятельности
при работе по пятидневной неделе
НОД
|
Периодичность
|
Интеграция образовательных областей (примерная)
|
Физическая культура[1]
|
3 раза в неделю
|
«Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Труд»
|
Познание.
Продуктивная (конструктивная) и познавательная исследовательская деятельность
· Конструирование
· Экология
· Оригами
|
· 1 раз в месяц
· 2 раза в месяц
· 1 раз в месяц
|
«Познание» (формирование элементарных математических представлений), «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Художественное творчество»
|
Познание.
Формирование элементарных математических представлений
|
2 раза в неделю
|
«Познание» (продуктивная (конструктивная) и познавательно-исследовательская деятельность; сенсорное развитие), «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Художественное творчество»
|
Познание.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
|
1 раз в неделю
|
«Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд»
|
Коммуникация
|
2 раза в неделю
|
«Чтение художественной литературы», «Труд», «Художественное творчество»
|
Художественное творчество
· Рисование
· Лепка
· Аппликация
|
· 2 раза в неделю
· 2 раза в месяц
· 2 раза в месяц
|
«Художественное творчество» (развитие детского творчества, приобщение к музыкальному искусству), «Коммуникация», «Музыка», «Познание» (формирование целостной картины мира), «Труд»
|
Музыка
|
2 раза в неделю
|
«Физическая культура», «коммуникация», «художественное творчество», «Познание»
|
Планируемые промежуточные результаты
освоения Программы
Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в подготовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения Программы, поэтому они изложены в отдельном разделе, завершающем содержательную часть Программы.
Итоговые результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
Интегративное качество «Физически развитый,
овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.
Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Интегративное качество «Любознательный, активный»
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).
Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).
В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»
Откликается на эмоции близких людей и друзей.
Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Интегративное качество «Овладевший средствами общения
и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
Интегративное качество «Способный управлять своим поведением
и планировать свои действия на основе первичных ценностных
представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы
и правила поведения»
Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные
и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»
Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, гак и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Интегративное качество «имеющий первичные представления
о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»
Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
Интегративное качество «Овладевший универсальными
предпосылками учебной деятельности»
Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Интегративное качество «Овладевший необходимыми
умениями и навыками»
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Образовательная область «Здоровье»
Усвоил основные культурно-гигиенические навыки (быстро и правильно умывается, насухо вытирается, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полоскает рот после еды, моет ноги перед сном, правильно пользуется носовым платком и расческой, следит за своим внешним видом, быстро раздевается и одевается, вешает одежду в определенном порядке, следит за чистотой одежды и обуви).
Имеет сформированные представления о здоровом образе жизни (об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье).
Образовательная область «Физическая культура»
Выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье).
Может прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега — 180 см; в высоту с разбега—не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами.
Может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния А-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель.
Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на «первый-второй», соблюдать интервалы во время передвижения.
Выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.
Следит за правильной осанкой.
Ходит на лыжах переменным скользящим шагом на расстояние 3 км, поднимается на горку и спускается с нее, тормозит при спуске.
Участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис).
Плавает произвольно на расстояние 15 м.
Образовательная область «Социализация»
Самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр.
Придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. Находит новую трактовку роли и исполняет ее. Может моделировать предметно-игровую среду.
В дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; проявляет себя терпимым и доброжелательным партнером.
Понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки.
В беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку зрения.
Владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре.
Участвует в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.).
Образовательная область «Труд»
Самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде.
Ответственно выполняет обязанности дежурного по столовой, в уголке природы.
Проявляет трудолюбие в работе на участке детского сада.
Может планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр.
Образовательная область «Безопасность»
Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице и в транспорте, дорожного движения.
Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение.
Понимает значения сигналов светофора.
Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети». «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».
Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».
Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).
Образовательная область «Познание»
Продуктивная (конструктивная) деятельность.
Способен соотносить конструкцию предмета с его назначением.
Способен создавать различные конструкции одного и того же объекта.
Может создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.
Формирование элементарных математических представлений.
Самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находит части целого множества и целое по известным частям.
Считает до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
Называет числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
Соотносит цифру (0-9) и количество предметов.
Составляет и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками (+, —, -=).
Различает величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.
Измеряет длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимает зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
Умеет делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
Различает, называет: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводит их . сравнение.
Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначает взаимное расположение и направление движения объектов; пользуется знаковыми обозначениями.
Умеет определять временные отношения (день—неделя —месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
Знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
Умеет получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
Знает монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
Знает название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
Формирование целостной картины мира.
Имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира.
Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей.
Знает герб, флаг, гимн России.
Называет главный город страны.
Имеет представление о родном крае; его достопримечательностях.
Имеет представления о школе, библиотеке.
Знает некоторых представителей животного мира (звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые).
Знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.
Знает правила поведения в природе и соблюдает их.
Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
Образовательная область «Коммуникация»
Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Различает жанры литературных произведений.
Называет любимые сказки и рассказы; знает наизусть 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.
Называет 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг.
Выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказа.
Образовательная область «Художественное творчество»
Различает виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
Называет основные выразительные средства произведений искусства.
Рисование.
Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
Использует разные материалы и способы создания изображения.
Лепка.
Лепит различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения; создает сюжетные композиции из 2-3 и более изображений.
Выполняет декоративные композиции способами налепа и рельефа. Расписывает вылепленные изделия по мотивам народного искусства.
Аппликация.
Создает изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и способы вырезания и обрывания.
Создает сюжетные и декоративные композиции.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в октябре-ноябре и марте-апреле). В проведении мониторинга участвуют педагоги, психологи и медицинские работники. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Мониторинг образовательного процесса
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы.
Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.
Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. В ходе мониторинга заполняется таблица 1.
Руководитель кружка: ___________________ И.В. Иванченко