Программа дополнительного образования дошкольников
«Фитнес-данс»
С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечнососудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям.В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека. В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики — ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, шейпинг, каланетика, суставная и дыхательная гимнастика, восточные оздоровительные системы упражнений: ушу, китайской гимнастики, йоги и многое другое. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, возвращение радости жизни и повышение функциональных возможностей человека.
В то же время, несмотря на большую популярность физической культуры, ее пока нельзя назвать образом жизни каждого человека.В связи с этим актуальным является поиск эффективных путей оздоровления и физического развития детей и подростков, повышения уровня их физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни. Одним из путей решения этой проблемы является развитие детского фитнеса и внедрение его технологий в систему физкультурного образования детей дошкольного возраста.
Охватывая различные формы двигательной активности, фитнес удовлетворяет потребности различных социальных групп населения в физкультурно-оздоровительной деятельности за счёт разнообразия фитнес-программ, их доступности и эмоциональности занятий. Он содействует повышению не только двигательной, но и общей культуры занимающихся, расширению их кругозора.
Направленность программы
Программа «Фитнес-данс» предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста (от 4 до 7 лет) и направлена на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействует оздоровлению различных функций и систем организма.
С целью профилактики различных заболеваний у детей разработаны комплексы упражнений коррекционной гимнастики и лечебной физкультуры. Все комплексы упражнений выполняются под специально подобранную музыку в едином темпе и ритме, преимущественно поточным способом.
Направленность упражнений «Фитбол-гимнастики»:
• укрепление мышц рук и плечевого пояса
• укрепление мышц брюшного пресса;
• укрепление мышц спины и таза;
• укрепление мышц ног и свода стопы;
• увеличение гибкости и подвижности суставов;
• развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата;
• формирование осанки;
• развитие ловкости и координации движений;
• развитие подвижности и музыкальности
• расслабление и релаксация;
• профилактика различных заболеваний опорно-двигательногоаппарата, внутренних органов.
Актуальность и новизна
С 1996 года активно развивается новое, современное направление оздоровительной аэробики — аэробика на фитболах. Фитбол-аэробики по сравнению с другими видами занятий аэробикой, дает уникальную возможность тренировки сердечно-сосудистой системы, повышения возможностей организма занимающихся. Так как мяч создает хорошую амортизацию, во время динамических упражнений осевая нагрузка на позвоночник менее интенсивна, чем при ходьбе. Работа идет в щадящем режиме, ударная нагрузка на суставы ног гораздо меньше, чем при других занятиях аэробикой, что снимает ограничения для людей, которые в силу избыточного веса или различных отклонений в здоровье не могут заниматься этими видами спорта. Комплексы фитбол-аэробики включают упражнения фитбол-гимнастики, базовые шаги классической и различные направления танцевальной аэробики.
Это практически единственный вид аэробики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.
Занятия фитбол-гимнастикой вызывают большой интерес, как у детей, так и у взрослых. Они уникальны по своему физиологическому воздействию на организм.
Яркий, большой мяч, музыкальное сопровождение и многообразие упражнений создают положительный эмоциональный настрой у занимающихся.
За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча активизируются регенеративные процессы, улучшается кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов. Это позволяет использовать фитболы в период реабилитации после различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Занятия сидя на мяче, сходны с верховой ездой, положительное влияние которой описано Гиппократом. В специальной медицинской литературе езда описывается как один из методов лечения остеохондроза, сколиоза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, ишемической болезни сердца, ожирения, простатита, неврастении. Покачивания в положении сидя на мяче, центрируют межпозвонковые диски, нормализуя в них обменные процессы, мобилизуя тонус различных отделов позвоночника. Легкое покачивание на фитболе благотворно влияет на работу внутренних органов, улучшает отток лимфы и венозной крови, легочное кровообращение, способствует откашливанию при заболеваниях легких, нормализует перистальтику кишечника,
Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений как предмет, тренажер или опора. Комплексы упражнений на мячах, в зависимости от поставленных задач и подбора средств, могут иметь различную направленность и сочетать гимнастические упражнения с мячом и на мяче в различных танцевальных стилях, создавая единую, законченную композицию танца на мяче. Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс и корригировать имеющиеся нарушения осанки.
Предполагается, что освоение танцевальных комплексов поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию и коррекции его отдельных органов и систем, профилактике различных заболеваний.
Цель и задачи программы
Основной целевой установкой «Фитнес-данс»является содействие всестороннему развитию физических и духовных сил занимающихся.
Основная задачапри занятиях — это укрепление здоровья ребенка, профилактика наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста и коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
К частным задачамотносятся:
Øоптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки ,профилактика плоскостопия );
Øразвитие и функциональное совершенствование органов дыхания кровообращения, сердечнососудистой, нервной систем организма,
Øсовершенствование психомоторных способностей: развитиемышечной силы, подвижности в различных суставах (гибкости), выносливости, скоростных, силовых и координационных способностей.
Øсодействие развитию чувства ритма, музыкального слуха памяти, внимания, умению согласовывать движения с музыкой;
Øоказание благотворного влияния музыки на психосоматическуюсферу ребенка;
Øформирование навыков выразительности, пластичности,
грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;
Øсодействие воспитанию умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении.
Структура программы
Программа «Фитнес-данс» состоит из трех разделов:
Iразделвключает: общие основы применения лечебно-профилактического танца, задачи, методы и средства, организация и проведение занятий.
IIраздел представлен: комплексами танцевальных упражнений общеразвивающего воздействия. Это строевые и общеразвивающие упражнения, танцевальные упражнения при ходьбе, на месте и в передвижениях, беге и прыжках, суставная гимнастика. С целью снятия напряжения и раскрепощения различных мышечных групп разработаны упражнения на расслабление мышц и связок, дающие возможность применить приемы поглаживания, растирания, разминания и вибрации для снижения физической нагрузки и расслабления. Такие приемы самомассажа, как «постукивания», можно использовать для мобилизации занимающихся к началу занятий или как отвлекающие упражнения.
В IIIразделе представлены упражнения и танцы специального воздействия. Это упражнения, направленные на формирование осанки, коррекцию и исправление дефектов позвоночника и стопы. Упражнения дыхательной гимнастики, развивающие и укрепляющие мышцы, способствующие правильному дыханию, танцевальные упражнения на больших гимнастических мячах-фитболах, баланс-гимнастика.
Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования «Фитнес-данс»
Iгод обучения
На конец Iгода обучения воспитанник умеет:
Øходить ритмично под музыку с выполнением различных заданий;
Øвыполнять несложные связки ОРУ под музыку без предметов и с предметами (гимнастические палки, ленты, обручи, мячи, скакалки);
Øбегать и прыгать под музыку, выполняя движения по кругу, змейкой, в колонне по два;
Øзнать, что такое «фитбол», правильно садиться, держать осанку, выполнять несложные упражнения на равновесие, удержание;
Øвыполнять с помощью инструктора элементарные упражнения игрового стретчинга, суставной гимнастики, приемов самомассажа (поглаживание и разминание).
IIгод обучения
В конце IIгода обучения воспитанник умеет:
Øритмично двигаться в соответствии с темпом музыки, осознанно владеть своим телом, держать осанку;
Øвыполнять ОРУ (по выбору педагога) непрерывна под музыку в различном темпе;
Øосознанно выполнять упражнения суставной гимнастики и стретчинга, преодолевая мышечное напряжение;
Øвладеть техникой самомассажа (поглаживание, разминание, постукивание);
Øсочетать двигательные упражнения с дыханием;
Øвыполнять комплексы упражнений на фитболах, соответствующие возрасту и подготовке (предложенные педагогом).
Наконец II года обучения воспитанник знает:
Øпоследовательность выполнения упражнений: для шеи, рук, плечевого пояса, туловища и ног;
Øразные исходные положения: стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку, в различных упорах.
III год обучения
В конце IIIгода обучения образования воспитанник:
Øвладеет элементами ритмической гимнастики, выполняет движения в разном ритмическом темпе;
Øвладеет элементарными приемами выполнения упражнений художественной гимнастики (с лентой, скакалкой, мячом, обручем);
Øсамостоятельно выполняет под музыку комплексы фитнес-упражнений, разученных ранее;
Øвыполняет с помощью педагога упражнения хатха-йоги («Приветствие солнцу»), знают названия поз, стремится контролировать движения и дыхание;
Øиспользует различные приемы самомассажа, соблюдая их последовательность
|