Конспект урока по физике: "Механические колебания" (в разработке)
Submitted by Светлана Кучер on чт, 30/01/2014 - 16:48
Повторительно-обобщающий урок.
Цели:
систематизировать и обобщить знания учащихся по теме,
углубить представления о гармонических колебаниях и их характеристиках (амплитуде, периоде, частоте),
закрепить умения определять эти характеристики,
решать графические, расчетные и качественные задачи на определение параметров колебательной системы и применение закона гармонического колебания и закона сохранения энергии;
развить навыки самостоятельной работы и исследовательской деятельности, а также навыки работы с ИКТ
Задачи:
1) Обучающие
Обобщение знаний
Систематизация знаний
Организовать проверку знаний учащихся
2) Развивающие
· Умение работать с графиками
· Умение сравнивать
· Умение анализировать
· Умение делать выводы
· Умение обобщать
· Умение систематизировать
3) Воспитательные
Методы:
· Беседа
· Самостоятельная работа
· Проблемное обучение
План урока:Слайд №3
Организационный этап (постановка целей урока)
Вопросы для повторения
Решение тестовых и качественных задач
Аукцион формул. (Решение расчётных задач)
Кроссворд
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Ход урока:
I. Организационный этап (постановка целей урока)
II. Вопросы для повторения:
Перед тем как приступить к решению задач, необходимо повторить весь теоретический материал по изученной теме, остановиться на основных терминах, определениях и соотношениях.
1) Что такое механические колебания?
2) Что называют маятником?
3) Назовите виды маятников и дайте им определения.
4) Приведите примеры свободных и вынужденных механических колебаний.
5) Какие колебания являются гармоническими?
6) Перечислите основные характеристики колебательного движения и дайте их определения. Слайд №4
7) От каких параметров зависят период и частота нитяного маятника? Назовите формулу. Слайд №7
8) От каких параметров зависят период и частота пружинного маятника? Назовите формулу. Слайд №7
9) Какие превращения энергии происходят при механических колебаниях?
По ходу опроса учитель (ученики) выписывают основные соотношения на доске
III. Решение тестовых и качественных задач
1) Поставьте соответствие между физическими величинами и их обозначением:Слайд №5
1. период колебаний а) v
2. частота колебаний б) ω
3. циклическая частота в) А
4. амплитуда г) х
5. смещение д) Т
2) Поставьте соответствие между физическими величинами и их единицами измерения:Слайд №6
1. период колебаний а) рад
2. частота колебаний б) рад/с
3. циклическая частота в) м
4. амплитуда г) Гц
5. фаза д) с
3) Если массу груза увеличить в 4 раза, то как изменится период пружинного маятника?Слайд №6
А) в 4 раза увеличится
Б) в 4 раза уменьшится
В) в 2 раза увеличится
Г) в 2 раза уменьшится
4) Подвешенный на нити груз совершает малые колебания. Считая колебания незатухающими, выберите правильные утверждения:Слайд №8
1. Чем длиннее нить, тем больше частота колебаний
2. При прохождении грузом положения равновесия скорость груза максимальна
3. Частота колебаний зависит от массы груза
5) Подвешенный на пружине груз совершает малые колебания в вертикальном положении. Считая колебания незатухающими, выберите правильные утверждения:Слайд №9
1. Чем больше коэффициент жесткости пружины, тем больше период колебаний
2. Период колебаний зависит от амплитуды
3. Период колебаний зависит от массы груза
6) Определите основные характеристики гармонических колебаний по графику:Слайд №10
7) Сравните основные характеристики гармонических колебаний для двух графиков:Слайд№11
8)Определите основные характеристики гармонических колебаний для энергии.Слайд №12
IV. Аукцион формул. Слайд №13-16
Задание1: Учитель предлагает учащимся формулу .
Ученики выясняют: речь идет о теле, совершающем гармонические колебания, устанавливают фв, характеризующие эти колебания:
1) амплитуда колебаний
2) циклическая частота
3) фаза колебаний
4) начальная фаза
5) частота колебаний
6) период колебаний
7) закон изменения скорости
8) амплитуда скорости
9) закон изменения ускорения
10) амплитуда ускорения
11) длина маятника (если речь идет о колебаниях математического маятника)
Когда возможности учащихся исчерпываются, учитель дает им еще одну величину, массу колеблющегося тела.
Игра возобновляется:
12) коэффициент жесткости пружины (в случае пружинного маятника)
13) кинетическая энергия тела, когда оно проходит положение равновесия
14) потенциальная энергия тела в момент максимального отклонения от положения равновесия
15) полная энергия системы
Итак, удается установить 15 ФВ. Побеждает тот, кто назовет наибольшее их число.
Задание2. построить график или получить график в компьютерной программеProject2.exe, выставляя соответствующие значения физических величин.
Задание3. исследовать график в компьютерной программе: Project2.exe
(программа разработана в средеBorlandDeveloperStudio)
1) Изменить параметры колебаний: амплитуду, период, циклическую частоту, начальную фазу
2) Сравнить основные характеристики для двух графиков
3) Исследовать графики энергий
V. Кроссворд - “Поднимитесь по ступенькам” Слайд №17и №18
Вопросы:
1. наибольшее отклонение колеблющегося тела от положения равновесия
2. отклонение колеблющегося тела от положения равновесия
3. число колебаний в единицу времени
4. время одного полного колебания
5. физическая величина, от которой зависит период колебаний пружинного маятника
6. величина, стоящая под знаком косинуса или синуса в уравнении гармонических колебаний
7. внесистемная единица времени
8. математическая константа, входящая в формулы для периодов нитяного и пружинного маятников
VI. Подведение итогов урока:
Подводятся итоги урока, комментируется работа класса.
VII. Домашнее задание Слайд №19
a) Даны формулы периодов нитяного и пружинного маятников,
получить формулы для длины маятника, ускорения свободного падения, массы груза, жесткости пружины
b) Составить кроссворд по теме “Механические колебания” (для желающих)