Размещено: Ольга Викторовна Быкова - чт, 30/01/2014 - 12:38
УРОК № 1 .
ТЕМА УРОКА : «Назначение одежды человека».
№ недели учебного года - 19 неделя.
Класс 5
Цели урока:
Образовательная:
· сформировать представление о классификации одежды человека по назначению
· изучить требования, предъявляемые к одежде
· ознакомить с названиями деталей изделия - фартук.
· сформировать умения классифицировать одежду по ее назначению и видам
· сформировать начальные конструкторские навыки и умения
Развивающая:
· развить эстетический вкус и умение правильно классифицировать вид одежды
· расширить представление о видах одежды современного человека
· расширить познавательный интерес в области исторического костюма
Воспитательная:
· воспитать чувство вкуса на основе сопоставления исторической и современной одежды
· закрепить ранее полученные графические навыки работы
· воспитать культуру ведения домашнего хозяйства
Профориентационная:
· познакомить с профессией швеи, технолога, модельера, дизайнера
· содействовать ознакомлению с учебными заведениями города технологического и и художественного профиля.
Материалы:
· план-конспект занятия «Назначение одежды человека».
· учебник «Технология. Обслуживающий труд» для 5 класса под реакцией В.Д.Симоненко – Москва. Издательский центр «Вентана - Граф» 2010 г.
· плакаты, схемы по охране труда
Оборудование:
Инструменты и приспособления согласно технической документации, линейка, угольник, карандаши, линейка закройщика Манекен. Модели фартуков, юбки и сорочки из различных тканей. Выкройка изделия в натуральную величину. сантиметровая лента и шнурок (узкая тесьма, резинка) для опоясывания талии – по 1шт на каждую пару учащихся, цветная бумага, компьютер, проектор, колонки, презентация.
Демонстрационный материал, наглядные схемы и таблица, картины Бенуа.
Дидактическое обеспечение:
Программа начального и основного общего образования. Москва. Издательский
центр: « Вентана - Граф», 2010 г.
И.Н.Федорова « Занятия по обслуживающему труду в 4-8 классах»
Методические разработки уроков. М. «Просвещение» 2008г.
Методы проведения урока: объяснительно – иллюстрационный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.
Форма урока: групповая, индивидуальная.
Ход занятия:
1. Организация учащихся (2 мин.)
Приветствие учеников и разрешение учителя сесть за свои рабочие места, сообщение дежурных об отсутствующих и о дежурных по классу
2.Сообщение новой темы урока и целей урока (2 мин.)
«Назначение одежды человека».
Ознакомление с целью урока: изучение видов одежды и ее назначения, изучение эксплуатационных и эстетических требования к ней.
3. Объяснение нового теоретического материала. (5 мин.)
Компьютерная презентация « Поэзия народного костюма». Работа с учебниками. Объяснение новых теоретических понятий. Демонстрация фартуков, мини- выставка поясных изделий .
Слово учителя: Одежда – это изделие (или несколько изделий) надеваемое человеком и несущее утилитарные и эстетические функции.Демонстрация наглядных пособий«Мини-фартуки»
Актуализация знаний учащихся посредством беседы и презентации « Поэзия народного костюма»:
В зависимости от назначения одежда делится на бытовую и производственную.
Бытовая одежда предназначена для ношения в различных бытовых и
общественных условиях жизни. К бытовой одежде относятся:
Повседневная одежда – для повседневного ношения;
Торжественная одежда – для ношения в торжественных случаях;
Домашняя одежда – для работы и отдыха в домашних условиях;
Рабочая одежда - для работы в бытовых условиях (вид домашней одежды);
Спортивная одежда – предназначена для занятия спортом.
Национальная одежда – отражает специфику национальной культуры и
быта народа.
Форменная одежда – одежда школьников, военных, и т.д.
Производственная одежда – предназначена для ношения в
производственных условиях различных отраслей народного хозяйства.
К производственной одежде относятся:
Специальная одежда – для защиты работающего от воздействия опасных и
вредных производственных факторов.
Ребята, скажите, пожалуйста, как по вашему , кто изготавливал одежду в старину и кто сейчас ( люди каких профессий?) изготавливает одежду для людей? (швея- мотористка , конструктор ,модельер, дизайнер)
Презентация компьютерная на тему :« Поэзия народного костюма»(4 мин.).
4.Изучение нового материала(15 мин.)
Диалог учителя с учениками и активизация их познавательных способностей в диалоге .Комплект одежды – это одежда, состоящая из двух или более изделий, каждое из которых является составной частью комплекта.
Ребята, скажите, пожалуйста ,комплект состоящий из фартука и головного убора к какой одежде относится?
(спецодежда – если его используют для ношения в производственных условиях;
рабочая одежда – если его надевают для выполнения работы в бытовых условиях).
Фартук (или передник) – широко распространённая и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времён до наших дней.
История его начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепляемой спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные (сплетённые) тростниковые стебли.
С течением времени фартук становится повсеместно распространённым видом одежды.
Начиная с эпохи средневековья, фартук становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Фартук носили кузнецы, сапожники, повара… цеховые мастера считали фартук неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.
Женский фартук со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. В XVI в. два фартука составляли юбку. В XVIIв. фартук непременно украшал жён именитых горожан.
Традиционный русский фартук изготовляли из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками- это русский северный костюм.Именно такой костюм носили женщины и девушки в Нижегородской губернии 200 лет назад.
Как и любая одежда - спецодежда имеет эксплуатационные требования, которые заключаются в том, что эта одежда должна быть удобной для работы и соответствовать своему назначению:
· Нарядные фартуки для сервировки стола при обслуживании гостей;
· Для кулинарных работ на предприятиях и в домашних условиях используются спецодежда состоящая из фартука и головного убора (косынка или шапочка), которые шьются из хлопчатобумажной и льняной ткани – белой или светлых тонов, гладкоокрашенной или с мелким рисунком;
· Фартук является красочным дополнением народного костюма;
· Фартуки для уборки помещения изготавливались из более тёмной ткани.
Ребята, а где может ещё использоваться фартук, как спецодежда?(в магазине у продавцов, у хирургов, сталеваров, кузнецов).
Но спецодежда должна быть не только удобной, но и иметь красивый вид т.е. эстетические требования. Поэтому при создании моделей как бытовой так и производственной одежды необходимо выбрать удобные формы едеталей, использовать красивые ткани и различную отделку (тесьма, ткань другого цвета, аппликация, вышивка, кружева, шитьё).
Готовый фартук состоит из следующих деталей:
пояс, нижняя часть, карман, бретели, нагрудник.
Но фартук может быть и без бретелек, т.е. крепится на брошке, и без нагрудника.
Чтобы выкроить изделие из ткани, нужно иметь образец каждой детали, выполненный из бумаги – выкройку.
Выкройку строят по чертежу согласно снятым с фигуры человека меркам.
Итак, чтобы изготовить швейное изделие что необходимо?
(мерки, чертёж, выкройку).
По выкройке из ткани вырезать детали кроя, из которых и изготавливают
швейное изделие.
5.Закрепление вновь полученных знаний(7 мин.)
Работа с учебником, чтение праграфа , фронтальный опрос, работа в тетради, запись новой темы урока и нового материала. Построение диаграммы - схемы
(10 мин.)
А теперь давайте подведём итог, представьте назначение и виды одежды в виде схемы.
1 обход – проверить, все ли учащиеся приступили к снятию мерок.
2 обход – проверить организацию рабочего места и соблюдение правил ТБ.
3, 4 обходы – с целью оказания помощи.
5 обход – с целью приема работы.
6.Подведение итогов урока: заключительный инструктаж по первому
уроку (2 мин.)
· Общая характеристика работы класса в целом.
· Индивидуальная оценка работы активных учеников класса над новой темы: «Назначение одежды человека».
7.Выдача домашнего задания:составить по 3 вопроса и по 3 понятия по новой теме урока «Назначение одежды человека». Узнать у близкого вам человека и записать в тетради, где можно получит профессию швеи, дизайнера , художника в нашем городе ( 3-4 мин.).
8. Завершение 1 урока: наведение порядка на рабочих местах учащихся. Учащиеся покидают класс, уходя на перемену, Проветривание помещений мастерской – кабинета технологии.
Назначение дежурных по классу. Дежурные обязаны сосчитать количество учебников на столах, подготовив класс к новому уроку.