- развивать навыки беглого выразительного чтения - формирование нравственных качеств учащихся на примере художественного произведения В.Драгунского.
Оборудование:презентация для урока, выставка книг, смайлики, компьютер, проектор, экран.
I.Орг. Момент (слайд)
Вот и прозвенел звонок
Начинаем наш урок
Парта это не кровать
И на ней нельзя лежать
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
II. Разминка.
Начинаем урок чтения с разминки.
Посмотрите на экран: перед вами четверостишье (слайд )
Ваня сливу съесть решил,
А что сделал – утаил.
Отец об этом разузнал.
Поступок Вани явным стал.
-прочитайте четверостишье жужжащим способом
прочитает четверостишье вопросительно
-прочитайте четверостишье жалостливо
- прочитает его быстро
III. Итог.
- Ребята, подумайте, зачем мы читали одно и то же четверостишье разными способами и интонациями?
Совершенно верно подобные упражнения развивают быстроту чтения, чтение должно быть выразительным иногда нужно прочитать жалостливо, в другой раз раздражённо или вопросительно? Всё зависит от того как вы к этому относитесь, как воспринимаете.
-А вы узнали героя?
-Из какого произведения и кто автор? (слайд )
-Как вы понимаете слова «явным стал»? (узнали все)
Прочитайте высказывание, записанное на слайде:
Тайное становится явным (слайд )
-Как вы понимаете смысл этих слов?
IV. Постановка темы и цели урока.
- Сегодня мы будем читать произведение с таким названием. А кто же его автор?
Посмотрите очень внимательно на экран и попробуйте найти неповторяющиеся буквы (слайд ), назовите эти буквы (слайд )
Какая фамилия у вас получилась?
(Драгунский) появляется (слайд ) с его фотографией и биографией.
Совершенно верно, сегодня мы поговорим именно о писателе Викторе Драгунском.
Биографию читает учитель (слайд )
Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов, но главная его книга – «Денискины рассказы». Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя.
- Посмотрите внимательно на выставку его книг. Это только маленькая часть его произведений.
Как вы думаете, о ком и для кого писал Виктор Драгунский?
(о детях и для детей)
Кто заинтересуется его жанром, то добро пожаловать в школьную библиотеку. Нина Валерьевна всегда рада будет помочь вам в выборе заинтересовавших вас произведений.
V. Итог. - Так каким человеком был Виктор Драгунский?
(он был весёлым человеком и очень любил детей)
- Как называется его главная книга? (Слайд )
(Денискины рассказы)
Совершенно верно, поэтому множество своих произведений он посвятил детям.
И сегодня на уроке мы познакомимся с одним из его произведений
Vl. Прочитайте название произведения (слайд )
( 1 ученик читает)
В. Драгунский
« Тайное становится явным»
Прежде чем приступить к чтению произведения разберем слава, которые вам встретятся.
VIll. Словарная работа: (посмотрите на экран)
Первое слово - «Грановитая палата» - Кто знает, что такое Грановитая палата – давайте прочитаем: (слайд )
Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола.
Следующее выражение …..
Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным . Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре. (Слайд) про себя
Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.
Следующее слово клевета – что оно обозначает? (Слайд )
Прочитаем значение этого слова из толкового словаря.
Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
Подберите синонимы к этому слову.
Какие слова мы называем синонимами?
Ложь, враньё, выдумка, наговор.
И последнее слово язвительный – что это значит? (Слайд )
Злобно-насмешливый, стремящийся досадить
Подберём синонимы:
злой, обидный, резкий, ядовитый, , колкий.
VIl. Физкультминутка (слайд )
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
(Повторяйте за мной)
А теперь все дружно сели.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
XlX. Знакомство с текстом.
- Открыли учебники на стр.
- Взяли указки и следим за моим чтением.
Чтение рассказа вслух учителем, все дети следят, до слов: «А я остался с кашей наедине»
- Как вы думаете, что может произойти дальше?
Продолжают читать 2 ученика.
Чтение до слов: «А в это время вошла мама».
- Как вы думаете, мама догадалась, что Дениска вылил кашу?
Заканчивает рассказ читать учитель.
- Понравилось вам произведение?
- Чем понравилось?
-Какой жанр этого произведения? (жанр- юмористический рассказ) (слайд
XX. Тест. ( слайд ) Асейчас давайте проверим внимательно ли вы прослушали рассказ. Прочитайте и выберите правильный ответ.
1. Как зовут главного героя?
- Мишка
- Дениска
- Вовка.
2. Куда хотела мама отвести Дениску?
- в Мавзолей
- в Грановитую палату
- в цирк.
3. Какая каша была предложена на завтрак?
- манная
- гречневая
- овсяная.
4. Что сделал Дениска с кашей?
- съел
- выбросил в окно
- отдал собаке.
5. Куда шел гражданин, на шляпу которого упала каша?
- в магазин за покупками
- в театр на спектакль
- фотографироваться.
6. Как мама отнеслась к поступку Дениски?
- обрадовалась
- заплакала
- ужасно рассердилась.
7. Какой вывод для себя из этого случая сделал Дениска?
- Я все равно пойду в Кремль!
- Тайное всегда становится явным.
- Я весь вечер проведу в углу.
Молодцы! Хорошо запомнили содержание текста.
XXI. Работа в паре.
- На стр……найдите вопрос №3 и обсудите с соседом по парте. Даю 1минуту.
-Какая пара готова?
Молодцы! Справились с заданием.
XXll. Итог.
- Какое произведение мы читали на уроке?
- Кто его автор?
- Какой урок для себя вы извлекли из этого произведения?
XXlll. Дом. задание.
Перечитать рассказ и найти подтверждение отрывками из произведения на вопрос - «Дениска он какой ? »
XXIV. Рефлексия.
Продолжите фразы: (Слайд )
- На этом уроке я похвалил бы себя за……..
- Мне было сложно…………
- После урока мне захотелось……..
- А теперь оцените свою работу сегодня на уроке. У вас на столах лежат смайлики. Если вы считаете что поработали на отлично возьмите смайлик зеленого цвета. Если считаете, что поработали на оценку хорошо возьмите желтый смайлик, а если вы считаете, что могли б лучше работать, но сегодня не получилось, возьмите красный смайлик (слайд )