Размещено: Мария Евгеньевна Белозёрова - вт, 28/01/2014 - 20:24
Урок по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
(учебник: автор: А.А.Плешаков «Окружающий мир, УМК «Школа России», учебник для образовательных учреждений в 2-х частях. Издательство: «Просвещение», М., 2012 г.)
Учитель начальных классов: Петрова Надежда Никифоровна
Тема: «В царстве грибов»
Тип урока: ОЗН
Цель урока: сформировать представление о разнообразии и строении грибов, роли грибов в природном сообществе.
Планируемый результат:знать строение грибов, значение их в природе, научиться различать съедобные и несъедобные грибы, научиться правильному сбору грибов.
Задачи урока:
Воспитывающие:
-воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать культуру общения при фронтальной и индивидуальной работе;
- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Развивающие:
-развивать умение работать с учебником, выделять главную мысль, обобщать;
-развивать любознательность,
- активную речь учащихся, умение работать с книгой, выделять главную мысль, обобщать
Обучающие
-их разнообразием и строением;
-со значением грибов в природе;
-с некоторыми видами, занесёнными в Красную книгу;
-охраной грибов.
Формирование УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Коммуникативные: слушать и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной форме;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения в общении и следовать им.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Оборудование:
-ноутбук учителя;
-индивидуальные листки учащихся;
- статья из газеты «Неделя Геленджика» № 41 от 14 – 21 октября 20013 года;
-разновидности древесных грибов.
Ход урока.
Организационный момент.
Слайд №1
II Актуализация опорных знаний.
- Сейчас у нас урок окружающего мира. Как всегда начнём мы его с повторения.
Расскажите о правилах друзей природы.
(Ученик отвечает, идёт обсуждение ответа.)
- А мы продолжаем знакомиться с природой дальше.
III. Определение темы урока. Постановка проблемного вопроса.
Слайд №2
- Посмотрите на экран. На сколько групп можно разделить предметы живой природы, изображённые на картинках?
Итак, это представители царства растений, животных, грибов.
Слайд №3
-Как вы думаете, почему под этой стрелочкой нет подписи?
-Совершенно верно, есть ещё одно царство – царство бактерий.
- Чтобы узнать с каким царством мы сегодня познакомимся поближе, отгадайте загадку:
Землю пробуравил, корешок оставил,
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.
-Что это? К какому царству они относятся?
- Назовите тему нашего урока. (Грибы).
- Зачем нам необходимо изучать эту тему?
Слайд №4
-. Сегодня мы познакомимся с грибами, а точнее с царством грибов, их значением в природе, узнаем, какие бывают грибы?
- Готовясь к уроку, я обнаружила в газете «Неделя Геленджика» статью о грибах.
(зачитываю отрывки об отравлении людей грибами). После этой статьи я подумала:
«Грибы - наши враги или друзья?»
- Может быть, вы мне поможете ответить на этот вопрос?
(Идёт обсуждение вопроса. Дети предлагают свои варианты ответов)
У нас разделились мнения. Давайте ответ на этот вопрос мы дадим в конце урока. Итак, главный вопрос урока:
Слайд №5
«Грибы – враги или друзья?»
IV. Открытие новых знаний.
-Какие грибы вы знаете? (Дети называют грибы.)
А знаете ли вы, что на нашей планете растёт около 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить везде: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, на складах, в лесу и даже в музеях. (Показываю грибы, которые выросли на ветках и стволах деревьев.)
Грибы, которые нам хорошо знакомы, и о которых вы говорили, называются шляпочными. Они часто напоминают зонтики. Но есть грибы, похожие на цветы, другие – на округлые белые камни, третьи – на бокальчики, наполненные монетами, четвёртые – на вязаные шапочки, красные и с крупными дырочками, пятые – на оленьи рожки. Всех не перечислишь.
Сегодня мы будем говорить о шляпочных грибах.
2. Работа с учебником.
- Сейчас мы будем продолжать учиться работать с учебником. Откройте учебник на странице № 112. Перед вами лежат индивидуальные листочки с написанными на них вопросами. Ответы на эти вопросы мы будем искать в учебнике. Для того, чтобы правильно на них ответить, надо быть очень внимательными и сосредоточенными. Я вам желаю, удачи и уверена, что у вас всё получится.
-Прочитайте первый вопрос.
1. Из каких частей состоит гриб?
-Чтобы ответить на него, рассмотрите внимательно рисунок и запишите ответ.
-Кто справился? Вы согласны? У кого другое мнение? Давайте проверим, правы ли вы?
Слайд № 6
-Шляпка и ножка – это плодовые тела, сам гриб спрятан в почве. Состоит он из тонких белых ветвящихся нитей – грибницы. Учёные называют грибницу красивым словом мицелий. Грибница растёт более 100 лет, а плодовое тело 3 – 7 дней. Когда грибу достаточно тепло, много влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела, которые мы с вами видим в лесу и на картинках.
-Прочитайте 2 вопрос.
2. Какое значение имеют грибы в природе?
-На этот вопрос мы будем искать ответ коллективно. Найдите второй абзац, прочитайте и постарайтесь найти часть ответа на наш вопрос.
(Грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя.)
-Поэтому их называют санитарами леса. Не будь грибов, ежегодно опадающие листья, хвоя, ветки накопились бы в огромном количестве и препятствовали возобновлению леса.
Прочитайте третий абзац. Что вы нашли?
(Грибы помогают деревьям всасывать из почвы воду и соли, получают от деревьев питательные вещества.)
Слайд №7
- Многие грибы «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками, селятся под ними. Грибы способствуют лучшему росту деревьев, а так же предохраняют корни деревьев от поражения болезнетворными бактериями. Учёные установили, что некоторые породы деревьев (например, сосна) при отсутствии грибов не могут расти и развиваться. Грибы же в свою очередь очень часто не могут существовать без дерева. Белый гриб растёт только в лесу. Если его грибницу перенести на грядку, то плодовые тела образовываться не будут потому, что рядом нет сосны или ели. Русские люди очень наблюдательны. Они давно заметили дружескую связь грибов с деревьями. Может быть, кто-нибудь из вас догадается, какие слова подчёркивают эту «дружбу»? (Подберёзовик, подосиновик, боровик.)
Прочитайте первый абзац на странице 113.
-Что мы можем записать?
(Грибами питаются животные и люди.)
Слайд № 8
-Статья закончилась, а у нас ещё не заполнен один пункт. Для чего ещё нужны грибы?
(Украшают лес, люди любуются ими.)
Слайд № 9
-Давайте ещё раз прочитаем о том, какую пользу приносят природе и людям грибы?
Если грибы приносят так много пользы, какой мы можем сделать вывод?
(Грибы нужно беречь.)
Слайд №10
-Что обозначает этот знак?
-Посмотрите внимательно, какой гриб нарисован на знаке?
-Почему же создали этот знак, ведь на нём – мухомор, всем известный ядовитый гриб?
-Беречь и охранять нужно все грибы. Некоторые виды грибов занесены в Красную книгу. Они нуждаются в особой охране. Прочитайте и постарайтесь запомнить их названия.
V. Физминутка
VI. Знакомство с отличительными признаками грибов – двойников.
-В русском языке есть пословица. Прочитайте её.
Слайд № 11
Грибы, растущие в наших лесах делятся на съедобные и несъедобные. Несъедобные грибы опасны тем, что очень похожи на съедобные. Не зная отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.
Сейчас ребята познакомят вас с отличительными признаками похожих между собой съедобных и несъедобных грибов.
(Учащиеся делают сообщения.)
Слайд №12
Слайд № 13
Слайд № 14
-Постараемся запомнить эти отличительные признаки грибов.
-Можно ли срезать гриб, в съедобности которого вы не уверены
Многие грибы имеют несъедобных двойников и нужно уметь различать.
Помните, что детям собирать грибы можно только со взрослыми.
4. Коллективная работа с учебником.
-На этом уроке мы с вами убедились, что грибы приносят огромную пользу природе. Что их необходимо беречь. Поэтому нам с вами нужно научиться правильно собирать грибы.
Давайте о том, как правильно собирать грибы, прочитаем в учебнике на странице 115.
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Сегодня мы много говорили о грибах. А сейчас мне бы хотелось узнать, что же вы поняли и запомнили.
В ваших индивидуальных листочках есть тест. Отметьте плюсом высказывание, с которым вы согласны.
Тест.
1. Ядовитые грибы в лесу не нужны.
2. Ядовитые грибы надо уничтожать.
3. В лесу нужны только съедобные грибы.
4. В лесу нужны все грибы: и съедобные и ядовитые.
-Какое высказывание вы считаете верным?
-А теперь ответьте на главный вопрос урока:
Слайд №15
-Что нужно делать, чтобы грибы были друзьями и для человека? (Грибы нужно хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут нанести большой вред нашему здоровью.)