Submitted by Елена Анатольевна Старовойтова on Tue, 28/01/2014 - 15:09
Задачи:
1. Воспитательные:
- привитие навыков организованного поведения, работы в коллективе;
- формирование положительной мотивации к занятиям.
2. Образовательные:
- учить составлять рассказ с опорой на картинки;
- активизация и расширение словаря по теме «Рыбы»;
- закрепить знания детей о рыбах.
3. Развивающие:
- развитие диафрагмального дыхения;
- развитие координации речи с движением;
- развитие логического мышления;
- развитие зрительного внимания;
- развитие грамматического строя речи (образование относительных прилагательных от существительных; согласование прилагательных и существительных с числительными).
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Приветствие.
Игра «Отгадай загадку»
Плещется в водичке,
Хвостиком виляет.
Своими плавниками
Волны разгоняет.
Воспитатель: «О ком эта загадка?»
Ответы детей: «О рыбе».
Объявление темы занятия.
2. Развитие диафрагмального дыхания.
Игра «Рыбки». Дети стоят возле таза наполненного водой, в котором плавают сложенные в технике оригами рыбки из бумаги. Руку положить на живот, спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начинать медленно постепенно выдыхать, произнося «ф». «Чья рыбка плавно и дальше всех проплывет». Оценка деятельности детей: воспитатель отмечает тех, у кого рыбка красиво, плавно проплыла, не перевернулась и тех детей, у которых дальше всех проплыла.
3. Беседа по теме.
Воспитатель крепит на доску картинку с изображением рыб.
Воспитатель: «Где живут рыбы?»
Ответы детей: «Рыбы живут в воде». (Выставляется картинка с изображением воды).
Воспитатель: «Чем они питаются?»
Ответы детей: «Рыбы питаются водорослями, червяками, насекомыми, а большие рыбы – маленькими рыбками». (Вывешивается на доску картинка с водорослями и червяками).
Воспитатель: «В каких водоемах они могут жить?»
Ответы детей: «Рыбы могут жить в реке, в озере, в пруду, в море, в океане, в аквариуме.
4. Речевая игра.
Воспитатель: « Если рыба живет в реке, значит она какая?» (Ответы детей).
Воспитатель: « Если рыба живет в озере, значит она какая?» (Ответы детей).
Воспитатель: « Если рыба живет в пруду, значит она какая?» (Ответы детей).
Воспитатель: « Если рыба живет в море, значит она какая?» (Ответы детей).
Воспитатель: « Если рыба живет в аквариуме, значит она какая?» (Ответы детей).
5. Продолжение беседы по теме.
Воспитатель: «Каких вы знаете рыб?» Ответы детей.
Воспитатель: «Какая рыба самая опасная и хищная?»
Ответы детей: «Самая опасная рыба акула» (Крепится на доску картинка с акулой).
Воспитатель: «Как называются детеныши рыб?»
Ответы детей: «Детеныши рыб называются мальками». (Выставляется в ряд со всеми предыдущими картинками, картинка с изображением мальков).
Воспитатель: «Из чего они выводятся?»
Ответы детей: «Рыбы выводятся из икринок». (Вывешивается картинка с икринками).
Воспитатель: «Чем покрыта кожа рыбы?»
Ответы детей: «Кожа рыбы покрыта чешуей».
Воспитатель: «Какие звери и птицы питаются рыбой?»
Воспитатель хвалит детей и предлагает самостоятельно составить рассказ по картинкам на доске.
6. Составление рассказа с опорой на картинки.
Дети составляют рассказ по картинкам выставленным на доске.
7. Динамическая пауза. (Координация речи с движением в речевой игре «Аквариум»)
Улитки ползут,
Свои домики везут.
(Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной.)
Рогами шевелят,
На рыбок глядят.
(Останавливаются, делают “рожки”из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево, вправо.)
Рыбки плывут,
Плавничками гребут.
(Передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперед - назад.)
Влево, вправо, поворот,
А теперь наоборот.
(Плавные повороты туловища влево -
вправо и наоборот.)
8. Игра «Рыбалка»
Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, что есть необычные рыбы которые похожи на зверей, они так и называются рыба-жаба, рыба - кролик, рыба- дракончик, рыба-собака, рыба-попугай, рыба-зебра, морской конек, рыба-еж. И сейчас мы их будем ловить, а вы попробуете догадаться, кто какую рыбу поймал.
Дети встают в кружок, посередине стоит таз с перевернутыми картинками необычных рыб. Каждая картинка с металлической скрепкой. Берут «удочки» (деревянные палочки с веревкой и магнитом на конце). Удят рыбок и приговаривают: «Ловись, рыбка, маленькая, ловись, рыбка, большая», называют пойманных рыбок, объясняя, почему их так назвали.
9. Развитие зрительного внимания в игре «Кого не стало».
Воспитатель помещает на доску пять картинок с изображением рыб (морской конек, рыба- зебра, рыба-еж, рыба-жаба, рыба-попугай). Предлагает детям посмотреть внимательно, назвать и запомнить рыб. Затем дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну картинку. Дети, открыв глаза, называют кого не стало.
10. Развитие грамматического строя речи в игре "Посчитай - ка".
Дети считают пойманных рыб. Один морской конек, два морских конька... девять морских коньков.
11. Организация окончания занятия.
Подведение итогов, оценка деятельности каждого ребенка.