Практические рекомендации преподавателю по обучению гуманитарных дисциплин.
Submitted by Петр Иванович Кузнецов on Sat, 25/01/2014 - 15:21
БОУ Чувашской Республики СПО «Чебоксарский экономико-технологический колледж» Минобразования Чувашии
Самообразование учителя как путь повышения качества преподавания
Преподаватель
Кузнецов Петр Иванович
Чебоксары 2013
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше , чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег. Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию :
· Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
· Желание творчества.Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
· Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
· Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
· Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
· Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
· Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Интерес. Учиться просто интересно.
Говорят : «Врачу – исцелися сам!» А если человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться .Вправе ли он тогда преподавать?
Самообразование учителя
Основным содержанием самообразования является обновление и совершенствование имеющихся у специалиста знаний, умений и навыков с целью достижения желаемого уровня профессиональной компетентности. В современном обществе постоянное самообразование, с одной стороны, все больше становится условием успеха в деятельности, а с другой – и это особенно важно – оно защищает от интеллектуального оскудения личности.
С психологической точки зрения учителю необходимо постоянно заниматься самообразованием, поскольку специфика учительского труда такова, что педагоги: 1) находятся в положении людей, задача которых сообщать истину, которую они нередко интерпретируют в соответствии со своими взглядами, сложившимися за десять и более лет до момента её сообщения; 2) имеют ограниченные по сравнению с учениками временные возможности для получения информации; 3) имеют сравнительно ограниченный круг общения со своими сверстниками и нередко ограниченное профессиональными интересами содержание общения. В результате нередко картина мира, имеющаяся у учителя, может не соответствовать изменившимся реалиям, а следовательно, и существенно расходиться с картиной мира, воспринимаемой его учениками. Поэтому самообразование учителя следует понимать двояко: с одной стороны, как постоянное пополнение профессиональной и общекультурной информации, с другой – как постоянное обновление индивидуального социального опыта в самом широком плане.
Осознание этой необходимости учителем предполагает наличие у него адекватной самооценки. Сама объектная позиция учителя предполагает возможность возникновения убежденности в своем всезнании, ибо, когда постоянно находишься в позиции обучающего и поучающего, надо, обладать немалым мужеством, чтобы сказать самому себе: «Этому мне надо учиться». В то же время подобное понимание для учителя обязательно. Ему необходимо понять, что самообразование – путь развития собственной незаурядности (ребята не любят неинтересных людей). Речь идет о том, чтобы развить в себе незаурядность личности, т.е. нестандартность, оригинальность, умение удивлять и поражать ребят, а если надо – и покорять. Другое дело, что здесь особенно важно чувство меры. Стремление удивить, поразить всегда и везде во что бы то ни стало, грозит учителю педагогическими просчетами. Но пренебрежение успехом у учеников грозит ему педагогической вялостью. Добиться же успеха может лишь учитель, постоянно находящийся на современном уровне знаний, улавливающий новые тенденции жизни.
Как правило, учителя понимают необходимость самообразования и успешно его реализуют. Субъективные мотивы при этом обычно формируются в результате осознания проблем, возникающих перед учителем в педагогической деятельности. Наиболее часто формируются такие мотивы, как желание учить и воспитывать учащихся в соответствии с последними достижениями науки, потребность совершенствовать свое мастерство, ответственность за любимое дело. Таким образом, возникновение программы самообразования у учителя можно представить как следствие осознания им несоответствия между идеальной моделью педагогической деятельности, сформировавшейся под влиянием внешних требований и субъективных представлений о ней, и его оценкой своей готовности к реализации модели.
Программа самообразования включает в себя совершенствование общественно-политических знаний, ознакомление с наиболее выдающимися достижениями различных наук, обогащение литературных и эстетических представлений, знакомство с новыми тенденциями и явлениями культурной жизни. Особо важное место занимает пополнение знаний по преподаваемому предмету и знакомство с новейшими данными соответствующей науки, развитие педагогических, психологических и методических знаний и умений, что возможно лишь при ознакомлении с появляющейся соответствующей литературой и регулярном чтении периодических изданий.
Конкретное содержание и формы самообразования учителя зависят от многих обстоятельств: возраста, педагогического стажа, места жительства, преподаваемого предмета, индивидуальных интересов и увлечений, возраста и уровня подготовленности учащихся, с которыми учитель работает, атмосферы педагогического коллектива и т.д. Самообразование учителя – необходимое условие эффективности педагогической деятельности. Как справедливо полагал К.Д.Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.
Учитель должен отчетливо представлять, что самосовершенствование – это глубоко интимный, личностный процесс, который не терпит шаблонов, стереотипов, жестких рамок и директивных указаний.
Самосовершенствование предполагает не простое приспособление поступков к внешним требованиям, а активное развитие качеств личности в процессе профессиональной деятельности. В любой деятельности вычленяют две стороны – адаптивную и творческую. Адаптация позволяет специалисту ознакомиться и ассимилировать (присваивать) имеющиеся уже наработанные подходы, умения и навыки из арсенала своей профессии, а самостоятельная творческая деятельность должна дать ему возможность попробовать развить собственные силы и возможности путем выхода за рамки стереотипных действий и способов на основе этого «двинуть вперед» себя и свою профессиональную деятельность.
Творческая сторона деятельности является определяющей в процессе самосовершенствования.
Профессиональное самосовершенствование специалистов – это сознательный целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития.
Предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности специалиста, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.
Основные требования общества к профессиональным характеристикам учителя могут быть сформулированы следующим образом:
общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний;
глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены;
фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке;
владение методикой обучения и воспитания;
любовь к делу, умение передать свою увлеченность детям;
творческое отношение к работе;
знание детей, умение понимать их внутренний мир, педагогический оптимизм;
владение педагогической техникой и педагогическим тактом;
постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.
Нужной личностной и профессиональной чертой учителя следует считать любовь к детям, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
Важной предпосылкой, обуславливающей начало процесса самосовершенствования, является отношение самого специалиста к этим предъявляемым требованиям. Вполне понятно, что при индифферентном (безразличном) отношении к ним никакой речи о развитии собственной личности быть не может. Только при осознанном принятии требований специалист будет ощущать потребность в самосовершенствовании. Потребность находит свой предмет в образе «Я - идеальное профессиональное» и становится мотивом в работе над собой. («Я реальное профессиональное» и некоторое воображаемое (модулируемое) его состояние «Я - идеальное профессиональное»). Чем больше специалист отождествляет себя с конечной целью своей конкретной деятельности, тем сильнее его мотивация, эффективнее труд, выше качество.
Профессиональное самосовершенствование специалистов осуществляется в двух взаимосвязанных формах - самовоспитание и самообразование, взаимно дополняющих друг друга, оказывающих взаимное влияние на характер работы человека над собой. Вместе с тем это два относительно самостоятельных процесса, которые предполагают как общие, так и особые условия их организации.
Самовоспитание выступает как активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств личности.
Такт и тактика учителя
Педагогический такт предполагает и гибкость поведения учителя - тактику. Ведь педагог выступает перед детьми в разных ролях. На уроке четкость, корректность. Строгость, когда класс не готов к уроку. Во внеклассной работе непринужденность, задушевность, раскованность. Дружеское общение во время игры, доверие в подходе и т.д.
Педагогическая тактика воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Она результат духовной зрелости учителя, большой работы над собой по приобретению специальных знаний и выработке умений общения с детьми.
Какие знания должен иметь учитель, стремясь овладеть педагогической тактикой:
Знание психологии, возраста и индивидуальных особенностей современных детей. Стиль общения с подростками должен включать оттенки: уважения, признания, доверия в сочетании с твердостью подчеркнутой деловитостью и серьезностью. Не менее важны и знания основ морали, умение видеть нравственный смысл в поступках. Большое значение в формировании правильного стиля общения имеют выдержка, самообладание, справедливость, творческий подход к опыту других, развитие педагогической техники, чувство юмора. При этом учитель всегда должен помнить, что важно в общении с учащимися уважать человека в своих учениках и беречь собственное достоинство
Сущность самообразования заключается в умениях самостоятельно добывать знания из различных источников, воплощать их в практических делах, в развитии личности и совершенствовании профессионального мастерства. Особенно нуждается в повседневном совершенствовании своих знаний учитель. Чтобы успеть за прогрессом науки и техники, чтобы быть на уровне современных требований, предъявляемых обществом к учителю, надо постоянно заниматься самообразованием. Необходимость этого обуславливается и особенностями учительской профессии (необходимо владеть искусством передачи знаний ученикам, умениями и навыками формирования в них личности). Таким образом, для учителя самообразование – ведущая форма интеллектуального развития и совершенствования педагогического мастерства.
Самообразование
Самообразование является составной частью непрерывного образования руководителей и инженерно-педагогических работников профессиональных учебных заведений.
От педагогической квалификации, профессиональной культуры, творческого подхода преподавателей и мастеров производственного обучения и руководителей училищ к обучению и воспитанию учащихся зависит качество профессиональной подготовки рабочих, а следовательно, и уровень производительных сил общества, его материальное и духовное богатство. Повышение квалификации инженерно-педагогических работников—составная часть государственной кадровой политики. Уровень образования инженерно-педагогических работников в настоящее время не соответствует общественной потребности. Только 40% директоров ПУЗ имеют высшее педагогическое образование. Большинство мастеров производственного обучения не имеют педагогического образования, слабо владеют методикой преподавания своего предмета, не знакомы с новыми педагогическими технологиями. Инженерно-педагогические работники училищ нуждаются в постоянном обновлении знаний, повышении профессиональной квалификации. Профессионально-педагогический потенциал работника училища включает в себя мировоззрение педагога, понимание целей своей работы и представление о средствах их достижения: поиск нестандартных решений в обучении и воспитании учащихся; высокий уровень компетентности в области учебной дисциплины.
«Повышение квалификации предполагает организацию обучения на основе определенных принципов. К ним относятся не только общепедагогические, но и специальные, учет взаимодействия которых позволяет по-новому строить систему обучения, а также осуществлять отбор научного материала».
Повышение квалификации руководящих и инженерно-педагогических работников основывается на тесной взаимосвязи курсовой подготовки, методической работы и самообразования. Самообразование имеет целью прежде всего повышение квалификации и непрерывное обновление знании.
Можно выделить следующие общие направления самообразования:
ü повышение педагогической квалификации путем изучения новейших знаний и передового опыта в области педагогики, психологии, методики и организации процесса обучения и воспитания учащихся;
ü совершенствование теоретической и профессиональной подготовки по специальности и предмету путем овладения новейшими научно-техническими знаниями и достижениями в соответствующей области науки, техники, технологии, экономики и организации труда, управления и производства;
ü расширение общекультурного кругозора и уровня обшей образованности в соответствии с личными запросами и интересами, способствующее гармоничному развитию личности.
Педагогическая теория и практика рассматривают следующие формы самообразования.
Индивидуальная — самостоятельная работа педагога над повышением профессионального и педагогического мастерства, методического и общекультурного уровня.
Коллективная — участие педагогических работников в теоретических и методологических семинарах, университетах педагогических знаний, культуры, литературы, искусства, в работе методических секций и комиссий, научно-практических конференциях, педагогических чтениях, школах передового педагогического опыта и т. д.
Основные методы самообразования:
ü самостоятельное изучение научно-педагогической литературы и методических рекомендаций;
ü участие во всех формах методической работы профтехучилища;
ü изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе профессионального образования;
ü взаимопосещение уроков, участие в разборе открытых уроков;
ü анализ своей работы и ее результатов, участие в экспериментальной работе, проводимой в профессиональном учебном заведении научными организациями;
ü разработка материалов по комплексному методическому обеспечению предметов и профессий, подготовка рефератов, методических материалов, докладов, лекции я т. д.
Самообразовательная работа инженерно-педагогических работников направлена, прежде всего на улучшение качества обучения и воспитания, на решение практических задач, обеспечивающих действенную взаимосвязь учебно-воспитательного и производственного процессов, повышения их методического мастерства.
Самообразование всем своим содержанием должно способствовать достижению конечных результатов практической деятельности инженерно-педагогических работников обеспечивать:
ü успешный поиск и внедрение наиболее эффективных путей совершенствования учебно-воспитательного процесса и воспитания учащихся на основе широкого применения н учебном процессе новых методов обучения, современных технических средств;
ü организацию планирования учебно-воспитательного процесса в соответствии с его педагогической логикой и дидактическими принципами;
ü разработку мер по активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их самостоятельности и повышению качества получаемой ими профессиональной подготовки;
ü активное участие руководителей, всех инженерно-педагогических работников училища в методической работе;
ü совершенствование содержания учебных планов и программ и работу на этой основе конкретных мер по реализации современного содержания обучения с учетом специфики изучаемой профессии, новой техники и технологии;
ü установление и осуществление эффективных связей между преподаванием общеобразовательных, общетехнических, специальных дисциплин, производственным обучением и внеклассной воспитательной работой.
Важное значение в организации самообразования имеет планирование самостоятельной работы руководителей и инженерно-педагогических работников профессионального учебного заведения. Личный творческий план самообразования не является обязательным документом и не подлежит утверждению и контролированию вышестоящими органами. Практика показывает, что такой план особенно необходим практическим работникам и, в первую очередь, — начинающим педагогам. В личных творческих планах учитываются особенности каждого педагога, уровень его педагогической и профессиональной квалификации. План составляется исходя из индивидуальных интересов и возможностей конкретного преподавателя или мастера производственного обучения. В плане конкретно указывается что, когда и с какой целью необходимо изучить, усвоить, осуществить, исполнить и разработать в процессе самообразования.
Большое значение в организации работы по самообразованию должен иметь педагогический (методический) кабинет училища. Результатом самообразования являются самостоятельные разработки (методические рекомендации, частные методики, дидактические материалы, материалы передового педагогического опыта, рефераты, доклады), которые рассматриваются на заседаниях методических комиссий и хранятся в педагогическом кабинете профтехучилища.