Размещено: Любовь Федоровна Гуркович - пт, 24/01/2014 - 15:07
Урок в 7 классе по теме: «Плотность вещества»
Этот урок рассчитан на класс, который занимается по учебнику А. В. Перышкина 2 ч в неделю.
Цель урока:изучение физической характеристики – плотность вещества.
Задачи:
обучающие:
- выяснить зависимость массы тела от объёма тела и рода вещества;
- ввести понятие плотности вещества, выяснить её физический смысл;
- продолжить формирование умений и навыков работы со справочным материалом; развивающие:
- содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания: наблюдение, гипотеза, эксперимент;
-развивать умения анализировать знания и делать выводы;
- развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке
воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к новым знаниям;
- воспитывать культуру логического мышления.
Оборудование:весы, наборы тел равного объема, но разной массы, тела одинаковой массы, но разного объема, вареное яйцо, насыщенный раствор поваренной соли, чистая вода, масло подсолнечное, посуда для опытов, штатив.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1) Упражнение 6 на стр.46 № 1, 2 и 3 – письменно на доске (3 чел.).
2) Фронтальная беседа:
- Что такое масса тела? (Физическая величина, которая является мерой инертности тела.)
- В каких единицах измеряется масса? (В СИ – кг, на практике, кроме того, в т, г и мг)
- Как определить массу тела? (С помощью весов.)
- Каким еще способом можно определить массу? (Используя взаимодействие тел.)
- Когда пользуются этим методом? (Для определения масс атомов, молекул, небесных тел.)
3) Проверка выполнения упражнения 6 № 1, 2 и 3 учениками у доски.
III. Изучение нового материала.
Объявление темы урока и домашнего задания.
Д/з: §21-22, упр.7, подготовка к лаб. работе № 5 (стр. 164-165)
1) Постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке мы с вами должны:
- выяснить зависимость массы тела от объёма тела и от рода вещества;
- ввести понятие плотности вещества и единиц измерения плотности;
- вывести формулу для расчёта плотности вещества;
- выяснить физический смысл плотности вещества.
- научиться с помощью таблиц определять плотность вещества
2) . Эксперимент «Удивительное яйцо».
На демонстрационном столе стоит сосуд, наполовину заполненный жидкостью.
- Что произойдет с яйцом, если его осторожно опустить в сосуд? (Яйцо утонет.)
Опускаем яйцо в сосуд – оно всплывает.
- Что будет с яйцом, если подлить в сосуд воды? (Яйцо всплывет.)
Подливаем в сосуд чистую воду – яйцо тонет. Доливаем раствор из другого флакона – яйцо всплывает. Подливаем воду – опять тонет.
Задание классу: к концу урока объяснить наблюдаемое явление.
- Ребята, сегодня, мы изучим одну из физических величин, характеризующих вещество.
3) Фронтальная практическая работа.
- Рассмотрите тела из наборов, которые находятся на партах. Что у них общего? (Это тела равного объёма.)
- Что можно сказать о веществах, из которых они изготовлены? (Тела изготовлены из разных веществ.)
- Сравните массы этих тел с помощью весов. (Учащиеся убеждаются, что два цилиндра равного объёма, но изготовленные из разных веществ (алюминия и латуни) имеют разные массы. Опыт показывает, что масса латунного цилиндра больше массы алюминиевого.)
- Почему так происходит? От чего зависит масса? Ваши гипотезы... (Учащиеся предполагают, что масса тела зависит не только от объёма тела, но и от рода вещества.) Вывод. Тела, имеющие равные объёмы, но изготовленные из разных веществ имеют разные массы.
4) Демонстрация: взвешивание двух цилиндров разного объёма, изготовленных из разных веществ, но имеющих равную массу.
- Почему так происходит? От чего же ещё зависит масса? Ваши гипотезы... (Учащиеся предполагают, что масса тела зависит не только от объёма тела, но и от рода вещества.) Вывод. Тела с равными массами, изготовленные из разных веществ имеют разные объёмы.
- Это объясняется тем, что разные вещества имеют разную плотность.
5) Работа с определением на стр.49.
- Что такое плотность? (Ученики читают вслух определение и делают записи в тетрадь.)
В тетрадь: Плотность – физическая величина, равная отношению массы тела к его объему:
- Запишем и запомним формулы:
- В каких единицах измеряется плотность?
- Единицы измерения плотности:
- Как связаны между собой плотности, выраженные в кг/ м3 и в г/ см3?
- Что показывает плотность? Найдите ответ в книге на стр. 49. (Ученики находят нужный текст, читают его вслух и записывают в тетрадь: Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м3.)
- Это физический смысл плотности.
- Физики измерили плотности всех известных веществ и занесли их в таблицы.
6) Работа с таблицей.
- Рассмотрим таблицы в учебнике на стр. 50.
- Чему равна плотность золота? (19300 кг/м3) Серебра? (10500 кг/м3) Мрамора? (2700 кг/м3) Стали? (7800 кг/м3 )
- Что показывает это число? (Это число показывает, чему равна масса вещества, взятого в объёме 1 м3)
- Какое твердое тело из представленных в таблице имеет наибольшую плотность? (Осмий) Наименьшую плотность? (Пробка)
- Плотность вещества 8500 кг/м3. Какое это вещество? (Латунь)
- Каковы плотности воды чистой и морской ? (1000 кг/м3 и 1030 кг/м3 ) Воздуха? (1,290 кг/м3 )
- Сравните плотности твердых тел, жидкостей, газов. Чем объясняется такое различие? (У твердых тел плотность большая, у газов – самая маленькая. Это объясняется различием в строении твердых, жидких и газообразных тел.)
- Прочитайте замечание под заголовком таблицы. Зачем авторы учебника сообщили нам температуру и давление? (Значит, плотность зависит от этих характеристик вещества.)
- Как зависит плотность от температуры и почему? (При нагревании объем тела увеличивается, промежутки между молекулами увеличиваются, следовательно, в 1 м3 молекул становится меньше, следовательно, плотность уменьшается.)
- Запомните: плотность данного вещества зависит от агрегатного состояния и от температуры.
- Как будут вести себя масло подсолнечное и вода, если их смешать?
Ученики высказывают гипотезу, что масло и вода смешиваться не будут, масло окажется вверху, а вода внизу, т.к. плотность масла меньше, чем плотность воды.
Гипотеза учащихся проверяется экспериментально, они убеждаются в справедливости своего предположения.
Это интересно!
- Средняя плотность Земли 5500 кг/м3, Солнца – 1400 кг/м3, Луны – 3300 кг/м3.
- Плотность крови человека 1050 кг/м3.
- Средняя плотность тела человека 1036 кг/м3. Подумайте, можете ли вы определить плотность своего тела? (Учащиеся предлагают способы определения массы и объёма своего тела, чтобы по формуле рассчитать плотность.)
- Плотность – замечательная характеристика!
- Определив плотность, можно по таблице узнать, из какого вещества изготовлено тело. Зная плотность, можно определить объем или массу тела.
- Давайте выразим из формулы для плотности массу и объем. На доске с помощью учащихся записываются формулы:
- Получили еще один способ определения массы: массу тела можно подсчитать, если известно вещество, из которого изготовлено тело и объем этого тела!
IV. Закрепление.
- Пользуясь таблицей плотностей, устно определите, чему равна масса 3 м3 воды? (3000 кг) 5 м3 воды? (5000кг)
- Когда без этого способа не обойтись? Например, при определении масс очень больших тел: массы большой каменной глыбы, массы нефти в нефтяном месторождении.
- Лаборант, идущий на склад, получил задание: принести 0,5 кг бензина для исследования. Он взял с собой пол–литровую банку. Не придется ли ему возвращаться за дополнительной посудой? (Учащиеся определяют по таблице плотность бензина 710 кг/м3, а это значительно меньше плотности воды. Для 0,5 кг воды подошла бы пол-литровая банка, а для бензина нужна банка большей ёмкости.)
- А как объяснить явление, которое наблюдали в начале урока?(Учащиеся предполагают, что плотность раствора и чистой воды разная).
- Да, это раствор поваренной соли.
Учащиеся сравнивают плотности яйца, чистой воды и солевого раствора и делают вывод о том, что,
· если плотность раствора больше плотности яйца, то яйцо всплывает на поверхность;
· если плотность раствора равна плотности яйца, то яйцо плавает, полностью погрузившись в раствор;
· если плотность раствора меньше плотности яйца, то оно тонет.
V. Итоги урока.
- Что узнали нового на уроке?
Познакомились с новой физической величиной – плотностью.
- Что такое плотность? Что показывает плотность? (Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму. Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объёме 1 м3.)
Научились определять плотность по массе тела и объему.
- Что для этого надо сделать? (Надо массу разделить на объём)
Научились пользоваться таблицами плотностей: определять плотность вещества и по плотности определять вещество, из которого изготовлено тело.
Научились определять массу новым способом – по формуле.