Официальный сайт pepsilight 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Плотность вещества

Размещено: Любовь Федоровна Гуркович - пт, 24/01/2014 - 15:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гуркович Любовь Федоровна
Место работы, должность: 
МБОУ "Бавленская СОШ" Кольчугинского района Владимирской области
Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 

Изучение физической характеристики – плотность вещества

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Этот урок рассчитан на класс, который занимается по учебнику А. В. Перышкина  2 ч в неделю.

Используемое оборудование: 

весы, наборы тел равного объема, но разной массы, тела одинаковой массы, но разного объема, вареное яйцо, насыщенный раствор поваренной соли, чистая вода, масло подсолнечное, посуда для опытов, штатив.

Краткое описание: 
Урок посвящен изучению плотности вещества в 7 классе. Задачи: обучающие: - выяснить зависимость массы тела от объёма тела и рода вещества; - ввести понятие плотности вещества, выяснить её физический смысл; - продолжить формирование умений и навыков работы со справочным материалом; развивающие: - содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания: наблюдение, гипотеза, эксперимент; - развивать умения анализировать знания и делать выводы; - развивать речь учащихся через организа¬цию диалогического общения на уроке воспитательные: - воспитывать познавательный интерес к но¬вым знаниям; - воспитывать культуру логического мышления.

Урок в 7 классе по теме: «Плотность вещества»

Этот урок рассчитан на класс, который занимается по учебнику А. В. Перышкина  2 ч в неделю.

Цель урока:изучение физической характеристики – плотность вещества.

Задачи:                

 обучающие:

- выяснить зависимость массы тела от объёма тела и рода вещества;

- ввести понятие плотности вещества, выяснить её физический смысл;

- продолжить формирование умений и навыков работы со справочным материалом; развивающие:

- содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания: наблюдение, гипотеза, эксперимент;

-развивать умения анализировать знания и делать выводы;

- развивать речь учащихся через организа­цию диалогического общения на уроке

воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к но­вым знаниям;

- воспитывать культуру логического мышления.

 

Оборудование:весы, наборы тел равного объема, но разной массы, тела одинаковой массы, но разного объема, вареное яйцо, насыщенный раствор поваренной соли, чистая вода, масло подсолнечное, посуда для опытов, штатив.

 

Ход урока:

I.              Организационный момент.

II.           Проверка домашнего задания.

1)                      Упражнение 6 на стр.46 № 1, 2 и 3 – письменно на доске (3 чел.).

2)                      Фронтальная беседа:

- Что такое масса тела? (Физическая величина, которая является мерой инертности тела.)

- В каких единицах измеряется масса? (В СИ – кг,  на практике, кроме того,  в т, г и мг)

- Как определить массу тела? (С помощью весов.)

- Каким еще способом можно определить массу? (Используя взаимодействие тел.)

- Когда пользуются этим методом? (Для определения масс атомов, молекул, небесных тел.)

3)                      Проверка выполнения упражнения 6  № 1, 2 и 3 учениками у доски.

 

III.        Изучение нового материала.

Объявление темы урока и домашнего задания.

Д/з:  §21-22, упр.7, подготовка к лаб. работе № 5 (стр. 164-165)

1)             Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке мы с вами должны:

- выяснить зависимость массы тела от объёма тела и от рода вещества;
- ввести понятие плотности вещества и единиц измерения плотности;
- вывести формулу для расчёта плотности вещества;
- выяснить физический смысл плотности вещества.

- научиться с помощью таблиц определять плотность вещества

2)        .  Эксперимент «Удивительное яйцо».

На демонстрационном столе стоит сосуд, наполовину заполненный жидкостью.

- Что произойдет с яйцом, если его осторожно опустить в сосуд? (Яйцо утонет.)

Опускаем яйцо в сосуд – оно всплывает.

- Что будет с яйцом, если подлить в сосуд воды? (Яйцо всплывет.)

Подливаем в сосуд чистую воду – яйцо тонет. Доливаем раствор из другого флакона – яйцо всплывает. Подливаем воду – опять тонет.

 Задание классу: к концу урока объяснить наблюдаемое явление.

- Ребята, сегодня, мы изучим одну из физических величин, характеризующих вещество.

3)   Фронтальная практическая работа.

- Рассмотрите тела из наборов, которые находятся на партах. Что у них общего? (Это тела равного объёма.)

- Что можно сказать о веществах, из которых они изготовлены? (Тела изготовлены из разных веществ.)

- Сравните массы этих тел с помощью весов. (Учащиеся убеждаются, что  два цилиндра равного объёма, но изготовленные из разных веществ (алюминия и латуни) имеют разные массы. Опыт показывает, что масса латунного цилиндра больше массы алюминиевого.)

-  Почему так происходит? От чего зависит масса? Ваши гипотезы... (Учащиеся предполагают, что масса тела зависит не только от объёма тела, но и от рода вещества.)
Вывод. Тела, имеющие равные объёмы, но изготовленные из разных веществ имеют разные массы.

 

4) Демонстрация: взвешивание двух цилиндров разного объёма, изготовленных из разных веществ, но имеющих равную массу.

- Почему так происходит? От чего же ещё зависит масса? Ваши гипотезы... (Учащиеся предполагают, что масса тела зависит не только от объёма тела, но и от рода вещества.)
Вывод. Тела с равными массами, изготовленные из разных веществ имеют разные объёмы.
- Это объясняется тем, что разные вещества имеют разную плотность.

 

5) Работа с определением на стр.49.

- Что такое плотность? (Ученики читают вслух определение и делают записи в тетрадь.)

В тетрадь:  Плотность – физическая величина, равная отношению массы тела к его объему:

- Запишем и запомним формулы:

 

     

- В каких единицах измеряется плотность? 

- Единицы измерения плотности:

- Как связаны между собой плотности, выраженные в кг/ м3 и в г/ см3?


 

- Что показывает плотность? Найдите ответ в книге на стр. 49. (Ученики находят нужный текст, читают его вслух и записывают в тетрадь: Плотность показывает, чему равна масса  вещества, взятого в объеме 1м3.)

- Это физический смысл плотности.

- Физики измерили плотности всех известных веществ и занесли их в таблицы.

 

6) Работа с таблицей.

- Рассмотрим таблицы в учебнике на стр. 50.

- Чему равна плотность золота? (19300 кг/м3) Серебра? (10500 кг/м3) Мрамора? (2700 кг/м3) Стали? (7800 кг/м3 )

- Что показывает это число? (Это число показывает, чему равна масса вещества, взятого в объёме 1 м3)

- Какое твердое тело из представленных в таблице имеет наибольшую плотность? (Осмий) Наименьшую плотность? (Пробка)

- Плотность вещества 8500 кг/м3. Какое это вещество? (Латунь)

- Каковы плотности воды чистой и морской ? (1000 кг/м3 и 1030 кг/м3 ) Воздуха? (1,290 кг/м3 )

- Сравните плотности твердых тел, жидкостей, газов. Чем объясняется такое различие? (У твердых тел плотность большая, у газов – самая маленькая. Это объясняется различием в строении твердых, жидких и газообразных тел.)

- Прочитайте замечание под заголовком таблицы. Зачем авторы учебника сообщили нам температуру и давление? (Значит, плотность зависит от этих характеристик вещества.)

- Как зависит плотность от температуры и почему? (При нагревании объем тела увеличивается, промежутки между молекулами увеличиваются, следовательно, в 1 м3 молекул становится меньше, следовательно, плотность уменьшается.)

- Запомните: плотность данного вещества зависит от агрегатного состояния и от температуры.

- Как будут вести себя масло подсолнечное и вода, если их смешать?

 

Ученики высказывают гипотезу, что масло и вода смешиваться не будут, масло окажется вверху, а вода внизу, т.к. плотность масла меньше, чем плотность воды.

Гипотеза учащихся проверяется экспериментально, они убеждаются в справедливости своего предположения.

Это интересно!

- Средняя плотность Земли 5500 кг/м3, Солнца – 1400 кг/м3, Луны – 3300 кг/м3.

- Плотность крови человека 1050 кг/м3.

- Средняя плотность тела человека 1036 кг/м3. Подумайте, можете ли вы определить плотность своего тела? (Учащиеся предлагают способы определения массы и объёма своего тела, чтобы по формуле рассчитать плотность.)

- Плотность – замечательная характеристика!

- Определив плотность, можно по таблице узнать, из какого вещества изготовлено тело. Зная плотность, можно определить объем или массу тела.
- Давайте выразим из формулы для плотности массу и объем. На доске с помощью учащихся записываются формулы:     

- Получили еще один способ определения массы: массу тела можно подсчитать, если известно вещество, из которого изготовлено тело и объем этого тела!

IV.             Закрепление.

- Пользуясь таблицей плотностей, устно определите, чему равна масса 3 м3 воды? (3000 кг)  5 м3 воды? (5000кг)

- Когда без этого способа не обойтись? Например, при определении масс очень больших тел: массы большой каменной глыбы, массы нефти в нефтяном месторождении.
- Лаборант, идущий на склад, получил задание: принести 0,5 кг бензина для исследования. Он взял с собой пол–литровую банку. Не придется ли ему возвращаться за дополнительной посудой? (Учащиеся определяют по таблице плотность бензина 710 кг/м3, а это значительно меньше плотности воды. Для 0,5 кг воды подошла бы пол-литровая банка, а для бензина нужна банка большей ёмкости.)

- А как объяснить явление, которое наблюдали в начале урока?(Учащиеся предполагают, что плотность раствора и чистой воды разная).

- Да, это раствор поваренной соли.

Учащиеся сравнивают плотности яйца, чистой воды и солевого раствора и делают вывод о том, что,

·         если плотность раствора больше плотности яйца, то яйцо всплывает на поверхность;

·         если плотность раствора равна плотности яйца, то яйцо плавает, полностью погрузившись в раствор;

·         если плотность раствора меньше плотности яйца, то оно тонет.
 

V.                 Итоги урока.

- Что узнали нового на уроке?

  • Познакомились с новой физической величиной – плотностью. 

- Что такое плотность? Что показывает плотность? (Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму. Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объёме 1 м3.)

  • Научились определять плотность по массе тела и объему. 

- Что для этого надо сделать? (Надо массу разделить на объём)

  • Научились пользоваться таблицами плотностей: определять плотность вещества и по плотности определять вещество, из которого изготовлено тело.
  • Научились определять массу новым способом – по формуле. 

- Как определить массу по плотности?

  • Научились определять объем по новой формуле. 

- Как определить объем по плотности?


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн