Ход урока:
1. Организация урока.
2. Чистоминутка.
- Найдите одинаковый звук в словах:
Лимон, ива, индюк, иней(И)
- Какой звук обозначает эта буква? (гласный)
- Спишите, продолжив закономерность
и ии И и ии И( запись на доске)
- Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.
Нет друга – ищи, а нашел береги.
-Спишите, обозначьте ударение.
- А теперь посмотрите на слова (слова на слайде). Вам нужно списать и вставить пропущенные буквы:
З.писать, д.делать, з.болел, н.писал, пр.ворчал, .ткусил.
- Что можете сказать об этих словах? У слов есть приставки)
- Выделите приставки.
- Что называют эти слова? (действия)
- Какой же вывод мы сделаем? (вспоминают)
- Значит, приставки употребляются со словами-названиями действий, а со словами-названиями предмет не встречаются.
- Какие приставки мы еще знаем?
3. Формулирование проблемы урока
- В правиле среди приставок с буквами о и а есть приставки ПРО- и ПРА-. Чаще всего встречаются приставки ПРО-.
-Приведите примеры с приставкой ПРО-
Дети приводят примеры с приставкой, например: прочитал, пробежал, проспал, промолчал,…
- А теперь, послушайте следующие слова: ПРАБАБУШКА
ПРАДЕДУШКА
ПРАВНУЧКА
- Какую букву гласного нужно написать в приставке О или А?
- Что необходимо сделать, чтобы ответить на вопрос? Ваши версии. (подобрать проверочное слово, посмотреть в словаре, вывести новое правило)
- Итак, как различать приставки ПРО- и ПРА-? На этот вопрос будем искать ответ на уроке.
4Открытие новых знаний.
Работа по учебнику.
- Откройте учебники, найдите упражнение 154.
- Прочитайте слов.
-Слова разбиты на три группы. Найдите слова ПРОБЕЖКА и ПРАБАБУШКА.
- В каких группах они встречаются? (пробежка – во 2-ой группе слов, прабабушка – в 3-ей группе слов)
- Ребята, а почему слова с приставкой ПРО- находятся в двух группах? ( I группе- О находится под ударением, а во II – без ударения)
- Какое общее значение есть во всех словах III группы с приставкой ПРА- ? ( Названия родственных отношений со значением «старый, древний»)
- Можно ли среди этих слов найти проверочные слова для каждого вида приставок ПРО- и ПРА-? Какие это слова? ( это слова с ударным гласным в приставке)
-Давайте сделаем вывод: как отличить приставку ПРО- от приставки ПРА-?
-ВЫВОД: Приставка ПРА- пишется в словах, указывающих на степень родства, имеет значение «старый, древний». В остальных случаях приставка ПРО-.
- Молодцы! А теперь спишите, выделите приставки и подчеркните орфограмму – букву безударную гласную в приставке.
-Следующее задание – упражнение 155. Прочитайте задание. (читают)
-На какой вопрос мы должны ответить? (как различить приставки ПА- и ПО-)
-Запишите слова и выделите приставки.
-В каких словах встречается приставка ПА-? (пасынок, падчерица)
-Какое значение она имеет в этих словах? (неродной)
-В чем ее особенность? В каком положении находится гласный в приставке? (гласный находится под ударением)
-Как же отличить приставку ПА- от приставки ПО-?
-ВЫВОД: Приставка ПА- редко встречается в словах, она всегда ударная.
- Выпишите слова пасынок и паводок, разберите по составу. (со словами работают двое ребят возле доски)
5. Закрепление материала.
Ребята самостоятельно выполняют следующее упражнение. Затем проверяется учителем.
6. Итог урока.
- Что нового вы узнали на роке?
- Что помогает отличить приставку ПРА- и ПА- от сходных с ними приставок ПРО- и ПО-? (значение, ударение).
|