Официальный сайт all-remont 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Каримова М.Р.-воспитатель МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 5 "Умка" г. Балаково Саратовской области

Выберите действие:

 

Планирование работы по организации исследовательской деятельности  для детей старшего дошкольного возраста.

Каримова М.Р. - воспитатель МБДОУ - детский сад комбинированного вида №5 "Умка"

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».

(Р. У. Эмерсон)  

 

     В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую деятельность. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику.

     На подготовительном этапе внедрения детского экспериментирования  следует создать в группе все оптимальные условия для исследовательской деятельности дошкольников, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность:

- Поддержание повышенного интереса детей к образовательной деятельности, содержащей опыты,  эксперименты, исследования, наблюдения.

- Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию с предметами окружающей среды.

- Создание в группе  комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.

- Преобразование  предметно – развивающей среды, создающей ребенку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей.

     Необходимо усовершенствовать воспитательно-образовательную работу с детьми (пополнение методической и познавательной литературы, картотеки  опытов, медиатеки дисками с интересными явлениями живой и неживой природы, подбор диагностических методик для определения эффективности работы по развитию познавательной активности средствами детского экспериментирования).     Предварительно провести  тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что хотят  исследовать, и помочь им реализовать их планы.

     Очень важно в начале года разработать перспективное планирование исследовательской  деятельности. Существует большое количество методических разработок и рекомендаций  современных исследователей, на которых можно опираться при планировании работы по организации исследовательской деятельности:

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом.;
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред.Л.Н. Прохоровой;

Е.В. Марудова. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование;

Н.В. Исакова. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментирование.

Куликовская И. Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование.  

И многие другие.

     При планировании  нужно основываться на  принципы, на которые опирается     всяработа  по организации исследовательской деятельности:

•        Демократичности (планирование совместно с родителями, педагогами, т.е. прозрачность действий;

•        Участия (вовлечение всех участников образовательного процесса во все стадии планирования, реализации и оценки);

•        Динамичности (развитие от простого к сложному);

•        Непрерывности (начало – результат в большом и малом, чувство связи: ребёнок -  родители – детский сад);

•        Целостности (укрепление физического, умственного, социального и духовного здоровья);

•        Реалистичности (жизнеспособность);

•        Интеграции (сотрудничество с другими организациями из различных областей);

•        Измерение успеха (оценка деятельности).

     Планируя  работу  по организации детского исследования и экспериментирования, учитывается то, что в процессе исследовательской деятельности ребенок должен приобретать опыт:

1. Физический: учиться управлять своим телом и определенными органами.

2. Природоведческий: знакомиться с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире.

3. Социальный: запоминать индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого).

4. Познавательный: тренировать мыслительные процессы, осваивать разнообразные мыслительные операции.

5. Лингвистический: заниматься словотворчеством, обсуждать итоги эксперимента, играть в словесные игры, то есть экспериментировать со словом.

6. Волевой: запоминать, как он сам может влиять на других людей.

7. Личностный: узнавать свои личностные возможности.

8. Поведенческий: моделировать свое поведение в различных ситуациях.

     Исходя из этого ожидаемого результата ставится  цель и обозначаются задачи опытно – исследовательской деятельности.

     При планировании работысо старшими дошкольниками нужно учесть, что

работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

     Планирование детской экспериментальной деятельности включает в себя:

- экспериментальную деятельность, организованную педагогом;

- познавательную образовательную деятельность с элементами экспериментирования;

- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;

- долгосрочные наблюдения-эксперименты.

     Для отслеживания результатов  овладения детьми экспериментальной деятельностью необходимо разработать диагностические методики или использовать уже существующие в дошкольной педагогике.

  Содержание опытно-экспериментальной деятельности строится   исходя из трех блоков педагогического процесса. Это:

-специально-организованное обучение;

-совместная деятельность взрослого с детьми;

-свободная самостоятельная деятельность детей.

     Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно - экспериментальной деятельности.

Здесь  планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных  представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать.

С детьми планируются  экологические игры, чтение художественной  и познавательной литературы, можно использовать  мультимедийные ресурсы (презентации), игры на интерактивной доске: «Что притягивает магнит», «Отгадай загадку», «Звуки воды», «Последовательность роста растения» и др .

     В блоке организованного  обучения планируется  образовательная деятельность обобщающего характера, целью которой является обобщение  знаний,  полученных детьми в ходе проведения опытно-экспериментальной работы с взрослым и индивидуально в свободной деятельности. Итоговая – проводится 1раз в месяц.

     Образовательная деятельность по экспериментированию  строится  на совместном творчестве педагога  и детей.

Оно стимулируют  познавательную и творческую активность детей и в полной  мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.

     Планирование работы в блоке  свободной самостоятельной деятельности  предполагает в первую очередь создание  педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей.Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и др., любят играть: с ветром, со звуками, с цветными стеклами, с красками. На прогулке наши юные исследователи решают очень важные проблемы:  что произойдет со снежинкой, если она  упадет на ладошку? Как освободить бусинки из ледяного плена? и т. п. Дети проводят опыты в “лаборатории” и в “Уголке природы”, используя пособия и  материал для проведения исследования.

     Система планирования работы по организации исследовательской деятельности в нашей группе основана на материалах авторского методического сборника  «Неизведанное рядом» О. В. Дыбиной, Рахмановой Н.П., Щетининой В.В.

     Приступая к планированию работы по организации исследовательской деятельности со старшими дошкольниками  в своей группе мы поставили цель:

 -практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка.

Исходя из цели, поставили  задачи:

·        формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;

·        формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления;

·        развитие поисково – познавательной, интеллектуальной активности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

  • развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств.

     В планировании мы обозначили следующие этапы  развития экспериментирования:

1 этап - изучение личностных качеств детей, их индивидуальные возможности, диагностика  знаний детей о свойствах  и признаках объектов и предметов живой и неживой природы, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.  

2 этап– создание  предметно-развивающей среды, обеспечивающей возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.

    Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности  мы в группе оборудовали  детскую мини – лабораторию «Эврика», состоящую из нескольких зон:

мини - лаборатории, где представлены различные материалы и приборы для исследования;

методического центрас  перспективными  планами  запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов, картотеки опытов и экспериментов по блокам, всевозможных алгоритмов познавательной деятельности;

центра «Хочу всё знать» со всякой познавательной и энциклопедической литературой, коллекциями, макетами;

игротекой, мини - музеем «Чудесная кладовая».

3  этап– составление учебно-тематического плана.

    Планирование работы в нашей группе основано на трёх взаимосвязанных направлениях, каждая из которых включает в себя подразделы:

 

1.живая природа.

     Здесь мы запланировали опыты и эксперименты, расширяющие знания детей о строении растений, значении растений, функционировании растений, условиях жизни растений, особенностях поверхности овощей и фруктов, их форме, цвете, вкусе, запахе. Это и рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений.

 

2.неживая природа(вода, воздух, почва, звук, свет, магнетизм, превращение веществ).

      По этому направлению мы запланировали цикл опытов и экспериментов  «Волшебница-вода», «Невидимка - воздух», целью которых было  расширение и углубление представлений об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твёрдое, газообразное), знакомство  с основными свойствами воды, воздуха, формирование  представлений о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое, знакомство со значимостью и ценностью воды и воздуха в жизни человека. Для знакомства с почвой  мы запланировали цикл опытов «А что у нас под ногами?» (из каких слоёв состоит почва, знакомство со свойствами каждого слоя (песка, глины, камней), знакомство со  значимостью почвы для жизни живых организмов.) Это  целый цикл опытов про магнетизм «Удивительный магнит»,   (его скрытые  свойства, использование свойств магнита человеком, знакомство с компасом, цикл опытов «Свет и цвет», «Звук».

 

3.материал и их свойства

Это цикл опытов, направленных на формирование представлений о материалах (ткани,  бумаге, стекле, фарфоре, пластике, металлах, керамике, поролоне).

     Реализацию поставленных перед собой задач мы запланировали осуществлять  во время проведения непосредственно организованной образовательной деятельности по познанию, в интеграции с другими видами детской деятельности (наблюдениями и трудом  на прогулке, чтением, дидактической игрой), во время проведения «часа самостоятельности», проводимой 1 раз в неделю в свободное время, на лабораторных работах, проводимых детьми в свободной деятельности в пространственной среде группы (работа с магнитами, вертушками, игры с шарами, мыльными пузырями и так далее), во время проведения плановых долгосрочных экспериментов (это наблюдения за развитием растений, это выращивание кристаллов и др.)

     В планирование работы по организации исследовательской деятельности дошкольников мы включали и проведение досугов  с проведением интересных опытов. Так, например, у нас была запланирована «Неделя маленьких учёных», организованная для обмена опытом с коллегами, во время которой малыши самостоятельно выдвигали гипотезу, искали пути  доказательств выдвинутой гипотезы, проводили опыты и эксперименты, делали вывод.

    Большие возможности предоставляет для развития исследовательской деятельности дошкольников кружковая деятельность. Планирование работы на занятиях кружка даёт возможность организовать специально-организованное обучение  детей экспериментированию, знакомству  с различными свойствами веществ, получению  элементарных знаний об основных физических и химических явлениях.

    В нашей группе  мы вели кружок «Маленькие исследователи», результативность которого по развитию исследовательской деятельности  показала диагностика уровня знаний, умений и навыков, а также уровень развития познавательных способностей.

    Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Поэтому в планирование работы по организации исследовательской деятельности  старших дошкольников необходимо включать  работу с родителями, целью которой является приобщение родителей к популяризации детского экспериментирования (поощрение  экспериментирования, формирование  в детях мотива, связанного с внутренними желаниями узнавать новое, помощь ребёнку в экспериментировании своим участием). Мы, например, планировали для родителей консультации по познавательно-исследовательской  деятельности детей,  практические занятия, распространение буклетов, памяток, рекомендаций  по проведению простейших опытов с детьми, привлечение  к созданию энциклопедий, фотоальбомов.

     Таким образом, правильно распланированная работа по организации исследовательской деятельности способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта, развитию детских способностей и мыслительных процессов.

      Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.      Если ребенок – исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

 


»  Размещено в сообществах:   
СоцОбраз

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн