Лозунг проектной деятельности:
"Просто знать - ещё не всё, знания нужно уметь использовать".
Гёте
Проектная деятельность на уроках в начальной школе.
1. Обоснование. Актуальность проекта.
2. Проектная цель.
3. Определение задач.
4. Объект и предмет проектирования.
5. Гипотеза.
6. Ожидаемые результаты.
7. Проектировочная часть.
8. Проект «Когда появилась одежда?»
Исходя из социального заказа общества, требований модернизации образования и задач опытно-экспериментальной работы школы, передо мной встал вопрос: «Как организовать деятельность всех участников образовательного процесса в режиме школы?». Инновационный поиск новых средств привел к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех субъектов, нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям является метод проектов.
В чем преимущества метода проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.
В проектном обучении ценны не результаты, а сам процесс.
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Проект – это творческое решение учебных и практических задач, самостоятельное выполнение творческих работ – создание собственных произведений, идеальных или реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе использование мультимедийных технологий.
Позволяет учиться на собственном опыте и опыте других людей в конкретном деле.
Позволяет совместить акцент процесса пассивного накопления учеником сумм знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способных решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.
Проектный метод позволяет дифференцированно подходить к обучению и воспитанию ребят.
Происходит развитие навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных. (работа в группе – не подвести товарища, соперничество – кто лучше?)
Умения непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.
Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:
1. Обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации, обилие информации не приводит к системности знаний;
2. Отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;
3. Ведущий тип деятельности, осваиваемый учащимися – репродуктивный, воспроизводящий, знания оторваны от жизни.
Проект – это буквально «брошенный вперёд», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Метод проектов это «способ обучения через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, приобретает учебный и жизненный опыт.
Что требуется от учителя?
· Умение видеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
· владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
· Владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом;
· Умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый положительный эмоциональный настрой;
· Владение компьютерной грамотностью;
· Умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
От учащихся требуется:
· Знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем);
· Владение компьютерной грамотностью, что предполагает: умение вводить и редактировать информацию, обрабатывать получаемые количественные данные с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатка информации на принтере;
· Умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным предметам для решения познавательных задач.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены:
- Видеофильм;
- Альбом;
- Бортжурнал «путешествий»;
- Компьютерная газета;
- Альманах;
- Доклад;
- Рекламный проспект;
- Набор открыток;
- Планшет;
- Плакат;
- Инструкция и т.д.
Этапы выполнения проекта
1. Начинание (определение темы, целей, исходного положения, формирование рабочих групп)
2. Планирование – анализ проблемы, постановка задач, уточнение информации, синтез идей, планы.
3. Принятие решений – «мозговой штурм», обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта.
4. Работа по выполнению проекта
5. Проверка и оценка результатов – анализ выполнения проекта, выяснение причин удач и неудач.
6. Защита проекта – коллективный анализ деятельности.
Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание обучения, а на процесс применения имеющихся знаний.
Система проектной работы охватывает как урочную, так и внеурочную деятельность.
Для формирования проектных умений используется два вида урочных занятий.
Первый вид – проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Оптимально использовать такие уроки 1-2 раза в год по какой-то определенной теме. (Интегрированный урок – пример ИЗО и литература. Разбирали тему «смешное в литературных произведениях и в произведениях художников», учителя подводили детей к пониманию того, какими художественными средствами писатели и художники смогли выразить своё отношение к иронии, к смеху. Итогом урока является задание для детей – написать свой рассказ и нарисовать к нему иллюстрацию – вот проект).
Второй вид – урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам предметного содержания, или межпредметные проекты. На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Учащиеся приучаются к тому, что коль скоро поставил цель, распределил задачи, выполнил работу, расскажи, что получилось, сделай вывод, разрекламируй свою работу.
Каждый проект – это творчество, это личностное знание. Он расскажет о своем создателе гораздо информированнее, чем безликая оценка.
В начальной школе 1-4 классы проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.
В основной школе 5-9 классы проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.
Особенностью проектов на старшей ступени образования 10-11 класс является их исследовательский, прикладной характер.
Учение — направленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей. Идеальным результатом обучения считается достижение такого уровня, когда учащийся готов к самообразованию, самовоспитанию, самоменеджменту, что невозможно без универсального качества личности — самостоятельности.
Актуальность проекта мотивирована тем, что современная парадигма образования предусматривает значительное увеличение доли самостоятельности ученика как субъекта учебного процесса, способного успешно самореализоваться в стремительно изменяющемся мире, и осуществлять непрерывное образование в течение всей жизни.
2. Проектная цель
Цель проекта: разработать методические рекомендации по определению путей и способов развития навыков самостоятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.
3. Определение задач
-анализ литературы по проблемам самостоятельной деятельности учащихся,
- отбор, систематизация, адаптация, разработка путей и способов развития самостоятельности учащихся,
- определение структуры методических рекомендаций,
- составить методические рекомендации.
4. Объект и предмет проектирования
Объект — методология организации и развития самостоятельности в урочной и внеурочной деятельности.
Предмет – методические рекомендации о путях развития самостоятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
5. Гипотеза
Если учителем будут применяться разработанные методические рекомендации, то это будет способствовать систематизации представлений о путях повышения самостоятельности учащихся в учебном процессе, так как будут формироваться ключевые компетентности.
6. Ожидаемые результаты
Проект методических рекомендаций поможет учителю сформировать систему в работе по развитию самостоятельной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.
7. Проектировочная часть
Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах К.Д.Ушинского, Н.Г.Чернышевского, Д.И.Писарева и др. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.
В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески.
Главная задача учителя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению творчеству. Ведь интерес — это инструмент, побуждающий учеников к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащимся понятно то, о чем говорит преподаватель, когда интересы по содержанию задачи и упражнения, которые побуждают ученика к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат делать выводы и обобщения, видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают их индивидуальные особенности.
Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закреплялись в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом. Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские поисковые и прочие методики.
8. Проект «Когда появилась одежда?»
Самоанализ внеклассного мероприятия
Темой своего внеклассного мероприятия я выбрала "Выбор профессии – взгляд в будущее, взгляд внутрь себя". Эта тема является неотъемлемой частью в жизни каждого человека, т.к. перед каждым из нас рано или поздно стоит выбор будущей профессии.
Цель данного мероприятия – показать разнообразие специальностей; развивать творческий потенциал у учащихся для выбора профессии; приложить творческие способности к той или иной деятельности.
Исходя из этой цели, мной были поставлены следующие практические задачи:
1) формировать представления о роли профессии в жизни человека;
2) расширять представления о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой профессии;
3) представить современные профессии, их виды;
4) ознакомить с ситуацией на рынке труда;
5) выявить психологическую компетентность учащихся;
6) формировать умение вести дискуссию, рассуждать и воспитывать толерантное отношение к другим мнениям.
Все поставленные задачи были выполнены учащимися успешно, поставленная мною цель урока достигнута.
Мероприятие соответствовало возрастной аудитории. Ребята работали активно, что значительно облегчало работу учителя. Проводилась групповая и индивидуальная работа. Интерес учащихся поддерживался на протяжении всего урока различными видами занятости. Смена видов деятельности не позволяла учащимся уставать.
В ходе урока была организована опора на предыдущие знания материала, на жизненный опыт учащихся. Учебный материал был актуален. Весь труд учеников был показан и оценен. Это было сделано быстро и эффективно. Ребята сами были заинтересованы в данном мероприятии.
Дети были настроены к учителю доброжелательно, все участники урока взаимно заинтересованы. Мое настроение до начала урока было хорошим. После окончания урока стало замечательным, так как ребята активно приняли участие в моем сценарии и остались довольными. А для учителя это самое главное в работе – чтобы учащиеся с его урока не хотели уходить.
|