Размещено: Анна Николаевна Сидорова - вт, 14/01/2014 - 21:27
Формирование навыков самоконтроля и самооценки в 1 классе.
Выполнил: учитель нач. классов
Сидорова Анна Николаевна
Дзержинск
2013
При традиционном обучении главное внимание педагога направлено не на процесс учебной деятельности ребенка, а на ее результат. Сейчас в обучении ставится следующая задача: не только обеспечить усвоение ребенком требуемых обществом научных знаний, но и добиться, чтобы на каждом уроке ученик овладевал, а затем самостоятельно использовал сами способы добывания знаний. Так, если раньше контроль и оценка осуществлялись только педагогом, то теперь эти компоненты учебной деятельности формируются у школьников и даже старших дошкольников.
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности в 1 классе начинается в период обучения грамоте с работы с эталонами, под которыми понимается точный образец.Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному.
Пример урока русского языка по теме «Заглавная буква И».
На интерактивной доске представлены схожие элементы букв, среди которых есть составляющие заглавную букву «И».
Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на первых этапах данной работы утверждают, что все поняли и все знают. Своеобразным тестом для данного утверждении является прогностическая оценка. Ученикам дается небольшое задание: составить букву И.
После того, как школьники познакомились с заданием, им предлагается оценить свои возможности в его выполнении: учитель спрашивает «Кто сможет это сделать?» Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руку. Один из учеников выполняет задание, коллективно проверяют правильность, после чего учитель спрашивает: «Ты справился с заданием?» Т.е. ученик сравнивает уровень своих притязаний с возможностями.
Или при выполнении других заданий, поставить на полях тетради знак, «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь, который отражает прогностическую оценку ученика. Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником. В результате, на доске появился эталон. Затем дети составляют букву И у себя на наборном полотне самостоятельно, сверяя с образцом.После объяснения, показа учителем и практической тренировки учащимся дается задание: «Пропишите заглавную букву И, соблюдая параметры эталона (наклон, высота, ширина)». Ученики должны соблюдать уже несколько критериев, входящих в эталон, т.е. работа, проводится на достаточно высоком уровне трудности. После того, как ученики самостоятельно прописали строку, учитель дает задание: «Подчеркнуть буквы, которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых букв на поля». Во время проверки учитель выполняет аналогичную работу, т.е. подчеркивает буквы (элементы) соответствующие эталону, исправляет ошибки учащегося и выносит на поля свое число верно написанных букв (элементов).
Работа с эталонами - это основа содержательной оценки учащегося. Приучив учащихся работать с эталонами такого вида, они будут готовы выработать собственные эталоны, которые помогут осуществить объективное оценивание своей работы.
В учебниках по новым ФГОС, уже содержатся задания на формирование самоконтроля.
Осуществление контроля процесса и результатов деятельности: задания типа «Миша сказал, что ему два раза встретился звук [о] в детских именах. Проверь: прав ли Миша? Для этого вернись к звуковой записи слов», «Маша сказала, что каждому твёрдому согласному звуку обязательно соответствует мягкий согласный звук. Проверь: права ли Маша? Исследуй для этого звуковой столбик»;
Самоконтроль процесса и результатов деятельности:Задания типа: Расставить книги по алфавиту. «Проверь, на какие буквы на твоих полках нет фамилий писателей? (Самоконтроль) А у твоего соседа?» (Взаимопроверка); «Тяни первый слог. Что у тебя получилось? Проверь: совпадает ли это с указанием звукового столбика?»;
«Вернись к упражнению № 26. Перечитай слова, выделенные жирным шрифтом. Какие два слова ты теперь сумеешь записать правильно?»
С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, учителю следует практиковать приемы самопроверки и взаимопроверки текста. А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия. Предлагаемые приемы вырабатывают не только навык самоанализа и самоконтроля, но и повышают эффективность усвоения материала, вызывают у детей интерес, развивают умение самостоятельно работать, воспитывают уважение друг к другу и доброжелательность.Дети, объединенные в пары, могут обмениваться тетрадями, для того, чтобы проверить самостоятельно выполненную каждым их них работу.При взаимопроверке учащиеся должны знать, что цель таких работ не в получении оценки, а в том, чтобы проверить, насколько глубоко и правильно понята тема, может ли ученик самостоятельно найти решение той или иной задачи, может ли проанализировать чужую работу. Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).
Итак, организация контроля, самоконтроля и самооценки учебной деятельности способствует не только воспитанию у детей способности самостоятельно мыслить, добывать знания, формированию у школьников важных личностных качеств, но и повышению эффективности и результативности самостоятельной работы.