Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Играй, весёлая гармонь!

Выберите действие:

Сетевой проект

"Люблю тебя, мой край родной. Семейный альбом"

 

      Конкурс исследовательских работ

"История моей семьи в истории моей страны"

 

 

Играй, весёлая гармонь!

 

Работу выполнили:

обучающиеся 5 «А» класса 

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2

г. Красноармейска Саратовской области»

Водолазов Александр и Водолазова Дарья

Руководитель:

Селезнева Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2

г. Красноармейска Саратовской области»

 

ВСТУПЛЕНИЕ

           24 мая 2012 года на сцене Красноармейского Дворца культуры руководитель ансамбля саратовских гармоник «Озорные колокольчики» Вейс Александр Владимирович отмечал свой юбилей. Всей семьёй мы были зрителями этого замечательного концерта. Ведь на сцене так же выступал и наш папа Водолазов Владимир Александрович, который с детства является членом этого народного коллектива. Дома мы часто слышали звуки этой необычной гармоники с колокольчиками, а посмотрев концерт, решили побольше узнать об этом инструменте и поделиться своими знаниями с одноклассниками. Так возникла тема нашей исследовательской работы.

          Цель исследовательской работы:

  •           выяснить, возможно ли возродить популярность Саратовской гармоники.

      Задачи:

  •   узнать историю возникновения саратовской гармоники;
  •  выяснить, когда и как появился ансамбль «Озорные колокольчики»;
  •  познакомиться с творчеством ансамбля и его историей;
  •  пригласить участников ансамбля для выступления перед учащимися начальной школы.

     Методы исследования:

  • анализ научной литературы;
  •  изучение экспонатов городского музея;
  • беседы с краеведами;
  • беседы с руководителем и музыкантами ансамбля «Озорные колокольчики»;
  • изучение музыкальных инструментов ансамбля;
  • анкетирование;
  • сравнение полученных результатов.

         Мы провели опрос учащихся 2-4 классов нашей школы и выяснили, что только 16% опрошенных слушают народную музыку, хотя любят её 58%.

         74% опрошенных не знают, чем отличается саратовская гармоника от других гармоней, хотят узнать о её особенностях 76% и 82% хотят услышать, как она звучит. Только 45% опрошенных знакомы с ансамблем «Озорные колокольчики и лишь 37% бывали на концерте этого коллектива.

         Результаты опроса показали, что выбранная нами тема актуальна. Жалко, что такой весёлый инструмент незаслуженно забыт в наше время. Ведь в старину без гармоники не проходил ни один праздник, ни одно событие. Саратовская гармоника своими задорными переливами помогала в трудные минуты и минуты радости. В данный момент инструмент переживает трудные времена, он исчезает. Своей работой мы хотим обозначить проблему необходимости возрождения народного инструмента – символа родного края.

          Мы расскажем об этом удивительном инструменте и о музыкантах, которые в совершенстве им владеют. Тем самым, возможно, поможем возродиться саратовской гармонике, и надеемся, что у неё будет больше поклонников.

 

ГЛАВА 1. ИЗ ИСТОРИИ ГАРМОНИ

          Гармонь, как музыкальный инструмент, появилась в России в 30-х годах XIX века. В Россию ручная гармонь пришла из Германии, где была придумана и изготовлена в 1822 году мастером музыкальных инструментов родом из города Фридрихрода (Тюрингия) Кристианом Фридрихом Людвигом Бушманом. Корпусручной гармони состоит из двух частей соединённых мехами. Правая клавиатура предназначена для исполнения мелодии. Клавиши открывают клапаны, пропуская воздух через язычки, которые и звучат, создавая музыку. В левой части корпуса – кнопки для аккомпанемента. Язычки располагаются парами, один из них звучит при сжатии мехов, а второй при растяжении. Если они настроены в унисон, то и при растягивании, и при сжатии мехов звучит один и тот же тон, а если на разные тона – то звук гармоники различается. Именно такая схема и была применена при изготовлении гармоник в Туле, впервые это случилось в 1830-е годы. Другая схема – это когда язычки настроены в унисон (она более прогрессивна) применена в вологодской гармони и хромке, баяне и аккордеоне.

            На протяжении последующих 100 лет в различных областях России было создано множество образцов гармоней отличавшихся конструкцией и звукорядом: тульская, череповецкая, вятская, елецкая и многие другие,ну и конечно Саратовская. Саратовская гармоника – звонкий голосистый инструмент с колокольчиками, издававший неповторимый звук, который сочетался с волжским колоритом, раздольным, удалым, озорным, грустным и весёлым одновременно.

 

 

 

 

Русская гармонь

 

Саратовская гармоника

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ САРАТОВСКОЙ ГАРМОНИКИ

         Саратовская гармоника – разновидность гармони, имеющей колокольчики (Приложение №3). Среди других преимуществ Саратовской гармошки можно отметить её отличие от остальных своеобразным тембром и большей силой звучания. Этосамобытный музыкальный инструмент делался только на земле Саратовской, тесно связан с историей Саратовского края и является его реликвией.

           Впервые саратовская гармоника появилась в 1855-1856 гг. А первое упоминание в печати о гармонике с колокольчиками относится к 1866 году. Тогда на дорогих, заказных гармониках стали появляться колокольчики звучавших при нажатии на кнопки аккомпанемента. Именно они дали саратовской гармонике неповторимый голос. Газета «Саратовский справочный листок» писала о том, что пассажиры парохода, проплывавшие мимо Вольска, попросили капитана подойти ближе к берегу, «дабы господа могли лучше расслышать игру на гармонике с колокольцами».

           Саратовские гармоники изготавливались гармонными артелями в Саратове. Первая гармонная мастерская в городе была открыта Николаем Геннадьевичем Корелиным в 1870 году на Никольской улице (ныне улица Радищева). Первые гармоники были небольшого размера, без металлической отделки. Корпус делался цветной, окрашивался и покрывался лаком, а на заказных инструментах обклеивался шпоном в виде набора из разных пород дерева. Плоскости заказной гармоники украшались инкрустацией с изображением банта и двух стрелок — вверху и внизу. Такая отделка требовала особого умения. Корпусы для лучших заказных гармоник изготовлялись кустарями-мебельщиками, например, в известной мебельной мастерской В. В. Мельникова. Сейчас в живых остался последний мастер по производству саратовской гармоники – Петр Федорович Текучев. Петр Федорович пришел на фабрику в 1947 году и до последнего дня производства работал там.

 

 

 

Последний мастер по производству саратовской гармоники – Петр Федорович Текучев

 

          Огромную популярность приобрела Саратовская гармоника благодаря творчеству Лидии Андреевне Руслановой. Под саратовскую гармонику Лидия Андреевна выступала на фронтах Финской и Великой Отечественной войны в составе фронтовых бригад, которые обслуживали передовые позиции. Вместе с Руслановой саратовская гармоника, как солдат, прошла поля боевых сражений, и дошла до Берлина, до рейхстага. И там, 2 мая 1945 года, на его ступеньках, Лидия Андреевна, под аккомпанемент любимого инструмента пела на концерте для победителей.

 

 

           В Саратове известны имена индивидуальных исполнителей на гармонике: династия Тунаковых, К. Карамышев, Е. Яркин, С. Шалимов, Г. Рычагов, а также солистов профессиональных ансамблей – Д. Пятницын, И. Карлин. Ансамбли п. Дубки (худ. рук. Е. Нахов), «Волгари» ДК «Мир» (худ. рук. В. Шмелев), детский ансамбль ЦДДТ г. Саратова (худ. рук. С. Попов), «Озорные колокольчики» г. Красноармейск (худ. рук. В. Вейс).

           В быт Красноармейского района Саратовской области саратовская гармоника прочно вошла с начала XX века. В селах района и сегодня можно увидеть гармонику в домах, услышать рассказы о том, как на праздниках, свадьбах приходили гармонисты со своими инструментами и удивляли гостей мастерством и виртуозностью игры.

          За информацией о саратовской гармонике, «поселившейся» в Красноармейском районе, мы обратились в Красноармейский краеведческий музей. В музее нам рассказали о том, что интерес к гармонике появился совсем не случайно. Народ нашего района был очень музыкальным. Первым инструментом, на котором играли наши земляки, была мандолина; следом появилась саратовская гармоника со своим неповторимым перезвоном колокольчиков. 

 

 

В Красноармейском краеведческом музее

 

ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВО НАРОДНОГО АНСАМБЛЯ САРАТОВСКИХ ГАРМОНИК «ОЗОРНЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ»

          В 1964г. в Красноармейском Доме культуры на базе ансамбля баянистов Владимиром Ивановичем Вейсом был создан ансамбль саратовских гармоник «Озорные колокольчики». Этот ансамбль представляет собой самодеятельный коллектив, состоящий из людей разного возраста (от 10 до 50 лет), разных профессий. Количество гармонистов основного состава колеблется от 8 до 15 человек.

 

 

Архивные фотографии ансамбля саратовских гармоник "Озорные колокольчики"

 

          На протяжении многих лет Владимир Иванович, занимался поиском музыкального материала. Ему удалось найти уникальные красноармейские наигрыши, для фиксации которых им была разработана система «цифровой нотации».

          Более 20 лет руководил Владимир Иванович ансамблем, а уходя на пенсию, передал его в хорошие руки своего сына Александра. В 1987 году Вейс Александр Владимирович назначен руководителем Красноармейского ансамбля саратовских гармоник «Озорные колокольчики». Он бережно сохранил все лучшее, что сумел создать за свою творческую биографию его отец. Ещё в 1972 году ансамблю было присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив».

         Вейс А. В. с детства был активным участником ансамбля «Озорные колокольчики, играл на баяне, пел и выезжал с ансамблем на концерты, конкурсы и фестивали. Он весь «пропитан» переливами и перезвонами саратовских гармоник.

          За время руководства Вейс А. В. ансамбль заметно вырос на профессиональном уровне. В ансамбле занимаются как молодежь, так и люди старшего возраста, которым руководитель прививает любовь к музыке и пению. Каждому выступлению своего коллектива Вейс А. В. придает огромное значение: вносятся элементы театрализации и подтанцовки.

          Большое значение Александр Владимирович уделяет грамотному подбору репертуара и его постоянному обновлению. Это и русские народные песни, и страдания, и припевки, вариации на тему русских народных песен и народов Поволжья, песни зарубежных композиторов.

          Народный ансамбль саратовских гармоник «Озорные колокольчики» выступает перед ветеранами, молодежью, на концертных площадках города и области, а также на областных фестивалях и ярмарках народного творчества.

           Насыщенный и необычайно интересный творческий путь ансамбля включает в себя выступления перед публикой самых разных городов и стран. Впечатляет даже их перечисление:

          1975 год – выезжают в ГДР;

          1979 год – выступают в республике Мозамбик;

         1987 год – творческая командировка по городам западной Словаки,

         а кроме этого – череда советских, а в более поздние годы и российских городов: Тула, Иваново, Калининград, Липецк, Нижний Тагил и т. д.

          И везде – успешные выступления с аншлагом, удачное участие во всевозможных региональных и международных конкурсах и фестивалях, дипломантами и лауреатами которых они неизменно становились и становятся.

           Вейс А. В. уделяет большое внимание воспитательной работе, как следствие «Озорные колокольчики» – сплоченный, дружный коллектив. Руководитель старается создать в коллективе микроклимат, способствующий настоящей, интересной и плодотворной работе.

          Благодаря организованности, дисциплине, разнообразному репертуару, повышенной творческой работоспособности участников коллектива народного ансамбля саратовских гармоник «Озорные колокольчики» является на сегодняшний день одним из востребованных коллективов в концертной деятельности городов России.

          Нам удалось побеседовать с руководителем народного ансамбля «Озорные колокольчики» Александром Владимировичем Вейсом. Он рассказал нам о том, что до появления саратовской гармоники в том виде, в котором мы видим её сейчас, инструмент конструктивно отличался, и особенностью было то, что один музыкант играл на обычной гармони, а другой использовал колокольчики.

 

 

Встреча с руководителем ансамбля саратовских гармоник Вейс А. В.

 

          Так же он рассказал о становлении ансамбля. Поделился впечатлениями о многочисленных гастролях. О том, как встречают народный инструмент и ансамбль в различных уголках нашей родины и за границей (Германия, Чехословакия, Мозамбик).

          От руководителя ансамбля мы узнали и о проблемах коллектива, одной из которых является низкий интерес подрастающей молодежи к игре на народном инструменте, малое количество участников ансамбля.

С особой теплотой Александр Владимирович рассказал об участниках ансамбля:

Усачев Андрей – гармонист

Остащук Александр – бас-гитара

Никитин Юрий – ударные

Колотухин Сергей – балалайка

Кривошеев Александр – гармоника

Водолазов Владимир – гармоника

Кулагина Анастасия – балалайка

          Вместе с основным инструментом – гармоникой каждый из участников осваивает инструменты «по выбору»: балалайка, духовые (жалейка, свистульки, берёста), шумовые (трещотки, ложки, бубен). В коллективе используются ударная установка, бас-гитара, баян.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Сейчас в моде другая музыка, иные музыкальные инструменты, но забывать саратовскую гармонику нельзя, ведь это символ Саратова и Саратовской области. И ансамбль «Озорные колокольчики» является хранителем жанра и культуры игры на данном инструменте, несет людям традицию и мастерство нашего народа

          Мы пригласили музыкантов к нам в школу, чтобы познакомить учеников начальных классов с их творчеством. Дети были в восторге! Они дружно хлопали в ладоши, сопровождая задорные переливы гармоник, пританцовывали, сидя в зрительном зале. По окончании концерта большинство ребят изъявили желание научиться играть на этом удивительном инструменте – Саратовская гармоника.

 

 

 

 

 

          В 2009 году по результатам опроса населения саратовская гармоника была признана символом города. По иронии судьбы тогда же Саратовская фабрика музыкальных инструментов – единственная в городе, где производили гармонику – обанкротилась и закрылась. Но на главном проспекте города все в том же 2009 году признанному символу Саратова был установлен памятник. Это – бронзовая фигура, изображающая веселого гармониста. Бронзовая фигура работы скульптора Владимира Пальмина изображает сидящего на городской скамейке веселого музыканта в картузе, сапогах и русской рубахе, наигрывающего саратовские переборы на знаменитой гармони с колокольцами. Памятник – «музыкальный». Мелодия гармоники разносится из скрытых динамиков дважды в день – в полдень и шесть часов вечера.

 

 

          В 2010-2011 году на базе СГТУ была создана пробная мастерская по производству Саратовской гармоники. Туда приняли несколько молодых людей, желающих попробовать себя на этом поприще, в итоге весной 2011 года состоялась официальная презентация новой Саратовской гармоники выполненной с нуля саратовскими умельцами. Этот эксперимент по возрождению, практически утраченного, мастерства получился удачным и теперь эта мастерская производит постоянные наборы для обучения по специальности «мастер по производству Саратовской гармоники».

          Подводя итог проделанной работы, мы пришли к выводу: саратовская гармоника будет жить! Мы верим, мальчишки и девчонки нового поколения придут в ансамбль «Озорные колокольчики», чтобы научиться играть на саратовской гармонике и продолжить традиции народного коллектива.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мациевский И.В. Гармоника в системе традиционной музыкальной культуры / / Гармоника: история, теория, практика. Матер. Межд. научно-практич. конф. / Ред.-сост. А.Н.Соколова. - Майкоп: 2000.
  2. Мирек А. Гармоника. Прошлое и настоящее. Научно-историческая энциклопедическая книга. – М.: «ИНТЕРПРАКС», 1994.
  3. Газета «Новая жизнь №73-74 (10056-57) 20 сентября 2012 года.
  4.  http://www.saratov-kultura.ru/garmonika.html
  5.  http://russian-garmon.ru/articles/5344-semantika-zvuka-saratovskoj-garmoniki-k-voprosu-artikulyacii-i-tembra
  6.  http://saratov.rusarchives.ru/publication/saratov_garmoshka/index.html
  7. http://www.saratov-kultura.ru/garmonika.html
  8. http://sargarmonika.3dn.ru/news/2008-12-01-13

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Людмила Павловна Крышковец

На: Играй, весёлая гармонь!


Крышковец Людмила Павловна




Фото пользователя Светлана Алексеевна Сомова

На: Играй, весёлая гармонь!


Люблю гармошку!!!! Произносишь это слово, и ноги сами идут в пляс! Прекрасная работа! от семьи Сомовых

сомишна




Фото пользователя Оксана Викторовна Иргалиева

На: Играй, весёлая гармонь!


Водолазов Александр и Водолазова Дарья, мне ваши работа понравилась. Вы не только провели исследовательскую работу, но и заинтересовали  других ребят.

Комментарий был изменен с момента создания (IrgalievaOksanaViktorovna, чт, 03/04/2014 - 23:40).



Фото пользователя Оксана Викторовна Иргалиева

На: Играй, весёлая гармонь!


Молодцы!

Комментарий был изменен с момента создания (IrgalievaOksanaViktorovna, чт, 03/04/2014 - 23:42).



Фото пользователя Татьяна Владимировна Селезнева

На: Играй, весёлая гармонь!


Всем спасибо за проявленный интерес к нашей работе и за высокую оценку.



МНЛ Саратовского муниципального района

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн