"Тайна имени Шекспир". Интегрированный урок для 9-11 классов ( английский, литература, МХК).
Submitted by Ирина Холина on вс, 12/01/2014 - 20:26
Интегрированный урок по литературе и английскому языку.
«Тайна имени Шекспир». Анализ 130 сонета В.Шекспира.
Время проведения - 2 урока.
Цель урока: знакомство учащихся с сонетами Шекспира, с личностью великого поэта.
Задачи:
• Обобщить знания учащихся о творчестве В.Шекспира;
• Научить переводить сонеты Шекспира на русский язык;
• Научить декламировать стихи на английском языке;
• Научить проводить лингвистический анализ сонета Шекспира.
• Развивать творческие способности и переводческие навыки учащихся
• Навыки анализа художественного текста и выразительного чтения
• Воспитывать интерес к иноязычной литературе и культуре;
• Расширять кругозор учащихся;
• Воспитывать эстетический вкус.(слайды2-5).
Ход урока.
1 шаг. Приветствие, орг.момент. Работа с эпиграфом.
«Мозговой штурм». Что вы знаете о Шекспире?
Учащиеся зачитывают свои мнения, заполняют «бортовой журнал».
Бортовой журнал.
Я знаю
Я хочу узнать
Шаг.2Учитель предлагает познакомиться с высказываниями о Шекспире разных известных людей и добавить информацию в «Бортовой журнал». Учитель
Если Господь по праву претендует на первое место в деле Творения, то Шекспиру по праву принадлежит второе (Генрих Гейне).
"Шекспир помирил поэзию с жизнью. Он был яркою зарею и торжественным рассветом эры нового истинного искусства" (Белинский)
:Сыграть Гамлета для актера — все равно, что защитить диссертацию». (Высоцкий Владимир Семёнович).
Первая половина нашего урока будет посвящена личности этого уникального человека.
Шаг3. Англичане уверены, что изображённый на слайде человек и есть Шекспир (слайд6).
Дома я попросила прочитать вас его признанную биографию и поискать другие мнения, о том, кто может срываться под этим именем. Что вы можете об этом рассказать?
Ответы учащихся. Разговор о графе Рэтленде (слайд 7-8).
Шаг 4. Правда всегда где-то рядом.Но для поэта слово является вершиной и мерилом всего. А как вы думаете, в каких жанрах писатель может быть более откровенен, где скорее всего мы можем найти правду о жизни автора?
- Конечно, в лирических откровениях, в стихотворениях.
Шекспир писал сонеты.
Шаг 5. Что такое сонет? (ребята вспоминают определение сонета, его построение).
Шаг 6. С.Маршак, один из первых переводчиков Шекспира, так охарактеризовал творение и его автора. Сформулируйте, опираясь на стихотворение С.Маршака, как он определяет главные темы сонетов Шекспира и как он это объясняет.
Я перевел Шекспировы сонеты.
Пускай поэт, покинув старый дом,
Заговорит на языке другом,
В другие дни, в другом краю планеты.
Соратником его мы признаем,
Защитником свободы правды, мира.
Недаром имя славное Шекспира
По-русски значит: потрясай копьем.
Три сотни раз и тридцать раз и три
Со дня его кончины очертила
Земля урочный путь вокруг светила,
Свергались троны, падали цари...
А гордый стих и в скромном переводе
Служил и служит правде и свободе.
Шаг 7.А вот что расскажут нам о сонетах Шекспира литературоведы:
Рассказ подготовленных учащихся об издании сонетов, об их тематике ( слайды 9-11).
Шаг 8. А вот теперь мы подходим к главному этапу нашего урока.
Вам предстоит перевести один из сонетов Шекспира. Переводить достаточно трудно. Ваша задача - понять и сформулировать тему и идею сонета.
Чтение сонета подготовленным учеником. Работа над переводом (слайд12).
Шаг 8. Этот сонет переводили многие до вас. Но лучшим, на мой взгляд является перевод С.Маршака. С ним мы и будем работать.
Шаг 9. Чтение наизусть перевода с.Маршака учителем ( тексты лежат на столах учащихся).
Ее глаза на звезды не похожи
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.
И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.
Перевод С.Маршака
Шаг 10. Этот перевод сонета я и предлагаю для анализа. Литературоведы уже говорили о принятой норме красоты во времена Шекспира: в рыцарских романах воспевали прекрасных блондинок ангельской внешности, их добрый нрав и смирение. Похожа ли героиня сонета на героинь куртуазных произведений ? ( слайд 13).
- Какая она составьте её словесный портрет. Что подчёркивает автор в своей возлюбленной?
- Каков главный приём сонета? ( автор подчёркивает земную сущность любимой, противопоставляя её неземным несуществующим красавицам. Главный приём сонета - антитеза). ( слайд 14)
Шаг 11. Мы видим, что автор в описании не использует ни одного особенного слова, всё просто лаконично, но сонет звучит как гимн, гимн любимой женщине.
- Как это удаётся? Какие ещё приёмы помогают автору? ( слайд 15)
Размер – Ямб.
Синтаксис - сложные предложения.
Морфология - преобладают существительные.
Опорные слова - богиня шествует –милая ступает.
Шаг 12. Согласны ли вы с утверждением: 130 сонет – это не только посвящение любимой женщине, но и отстаивание своих убеждений, право на другую, отличную от принятого точку зрения.
Опровергните или докажите данное утверждение.
Главным героем в сонете является всё- таки не героиня, а…..лиричесий герой. Помните ли вы задачу, которую ставили вначале первого урока: Разгадать тайну личности Шекспира? Можете ли вы после разбора сонета добавить что- то новое в портрет великого автора? ( слайд 16)
Учащиеся пишут заключительное эссе «Человек по имени Шекспир» (17 слайд).
Рефлексия: напишите фразу или слово, которое отражала бы ваше впечатление о нашем уроке. ( слайд 18).
Д.З: выучить любой сонет Шекспира на английском и русский перевод.