Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Петровска Саратовской области»
Поисково-исследовательский проект:
«Школьный музей
как центр гражданско-патриотического воспитания и духовно-нравственного развития»
(Направление - поиск исторического материала для школьного музея)
Руководители проекта
Голованева Нина Георгиевна, учитель географии
Ермакова Ольга Николаевна, учитель технологии
Участники: обучающихся 8а класса
Состав команды:
Корзун Анастасия-координатор
Клопкова Марина-корреспондент
Максимова Дарья-экскурсовод
Хрипунова Олеся-фотограф
Сороченко Ольга-архивариус
Тюльпина Оксана-экскурсовод
Молчанов Данила-исследователь
Дыдышко Александра-исседователь
Староверова Юлия-исследователь
г. Петровск
2014г
Гипотеза.
Если в школе будет грамотно спланирована и правильно организована учебно-воспитательная работа школьного музея,будут реализованы специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, то следовательно будут достигнуты высокие результаты в художественно– эстетическом развитии детей, их самореализации.
Проблемный вопрос проекта:
Как сделать экспозицию интересной разным посетителям музея?
Объект исследования:
Музей образовательного учреждения
Цель:
Совершенствовать работу школьного музея.
Задачи:
1. Определить направления выставочных экспозиций.
2. Организовать поисково-исследовательскую работу
3. Оформить школьный музей с учетом интересов посетителей.
4. Развивать школьное самоуправление в процессе работы над проектом
План работы.
5. Проведение социологического опроса по выявлению интересов посетителей.
6. Установление контакта с архивами, музеями, привлечение к проекту учеников, родителей учащихся, общественности.
7. Поиск и сбор материала.
8. Оформление экспозиций.
9. Проведение экскурсий.
10.Презентация работы.
Направления деятельности:
· Поисково-собирательское
· Экспозиционное (оформительское)
· Экскурсионное
· Культурно-массовые мероприятия, дела.
Описание основной проблемы и обоснование актуальности её разработки
В настоящий момент ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства. На наш взгляд, это актуальная проблема сегодняшнего общества: возрождение и развитие духовно-нравственных ценностей, необходимость формирования высоких морально-этических принципов у молодёжи.
Мы считаем, что решению этой проблемы может способствовать эффективная работа школьных музеев. Ведь цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, то есть чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.
Но в последнее время возникает проблема: отсутствие положительных контактов проявляется в нехватке информации о музее или непрофессиональная подача и описание тех или иных культурных событий. и ,как следствие,отсутствие должного внимания и интереса к музею со стороны его потенциальных пользователей.
Как сделать выставочные экспозиции и работу школьного музея в целом более интересной и привлекательной для современного подростка, а также посетителей всех возрастов и послужило выбору темы нашего исследования.
Таким образом, данный проект является актуальным и носит инновационный характер – направленность на будущее.
Выполняя работу над данным проектом, мы применяли новые формы музейной педагогики.
- активное применение ИКТ;
- разработка мультимедийной продукции.
Сроки и этапы реализации проекта
|
№ п/п
|
1 этап - подготовительный
|
2 этап - практический
|
3 этап - обобщающий
|
1 октября по 1 ноября 2013 года
|
1 ноября по 15 января 2013 – 2014 года
|
16 января по 1 февраля 2013 года
|
1
|
Обсуждение актуальности темы проекта
|
Активизация работы краеведческого актива класса
|
Анализ результатов работы над проектом
|
2
|
Создание в классе краеведческого актива
|
Консультации преподавателей
|
Систематизация результатов Проекта
|
3
|
Распределение обязанностей
|
Корректировка и обобщение данных, оформление материалов
|
Развитие и обобщение опыта, для специалистов, представителей общественности, родителей
|
4
|
Организация поисковой – исследовательской работы
|
Создание электронных экспозиций, интерактивного экспозиционно-выставочного пространства
|
|
5
|
Обсуждение источников информации и методов ее сбора
|
Включение школьного виртуального музея в единую локальную сеть школы, перенос накопленной информации и материалов в Internet на Web-сайте школы
|
|
6
|
Составление плана и работы проводимых работ по сбору экспонатов
|
Расширение и обновление экспозиций, пополнение фонда музея
|
|
7
|
Оформление экспозиций музея и организации его работы
|
Проведение экскурсионно- лекторской и массовой работы для обучающихся, учителей и родителей
|
|
8
|
Развёртывание планомерной работы по обучению и воспитанию обучающихся на основе работы по формированию экспозиций и сбору материалов основного фонда
|
Организация презентации школьного интерактивного музея
|
|
9
|
|
Корректировка хода реализации проекта
|
|
Реализация проекта:
1. Для реализации проекта, мы разработали анкету и провели опрос среди обучающихся школы, учителей и родителей, тем самым изучив общественное мнение по совершенствованию и созданию новых экспозиций школьного музея.
Результаты анкетирования показали следующее:(Приложение1).
2. Составлен, с учётом предложений участников анкетирования по организации работы музея, план работы(Приложение 2)
3. Организовали поиск деловых партнеров.
Наши деловые партнеры: администрация школы, районный музей, музеи воинской славы. Они дали нам советы по организации музея. Это: администрация школы - Писарева С.И. завуч по воспитательной работе, Ганьшина Т.Н. - консультант районного краеведческого музея, музей современной истории - Ивлиев Владимир Николаевич - участник боевых действий в Афганистане.
4. Созданная и представленная презентация по теме «Визитка школы» является информационным материалом - одним из основных источников знаний о тех людях, которые стояли у истоков создания школьного педагогического коллектива, о событиях сопровождавших жизнь школы, о традициях, составе школьного коллектива. Здесь зритель является участником, каждое изображение побуждает интерес, получает больше необходимой информации. Данная работа представляет интерес как для участников учебного процесса так и их родителей. (Приложение3)
5. Были ли среди ваших учеников такие, о которых с гордостью можно сказать: "Они прославили нашу школу"? В нашей - они есть. Такой ответ можно услышать от активных участников создания направлений работы музея. Это:
Биатлонистка Елена Маслова - трехкратная чемпионка Всемирной Универсиады в Сеуле;(Приложение 4)
Коровин М. – неоднократный призёр первенства России по толканию ядра;
Маслова Е.- чемпионка Всемирных студенческих игр в Сеуле по биатлону;
Заварзина С.- победитель международных и Российских соревнований по биатлону;
Переслегина Е.- лауреат премии по поддержке талантливой молодежи, установленной Указом Президента РФ.
6. В созданной ленте времени отражены исторические события связанные с нашей школой с момента её создания до настоящего времени. (Приложение5)
7.В сознании детей прошлое устойчиво ассоциируется с традиционным музеем.Здесь можно "ощутить" его,"окунуться"в его атмосферу,"перенестись в него"из настоящего.Именно такую особую роль и выполняют экскурсии и презентация музея МБОУ"СОШ№8г.Петровска".
Такая презентация позволяет быстро и наглядно представить свой школьный музей, показать используемые формы работы, рассказать о наиболее интересных экспонатах, хранящихся в школьном музее.
В этом году исполнится 100 лет с момента открытия нашей школы.И сегодняшним школьникам интересно узнать,какой была школа в то далекое время,кто работал учителями,как учились в годы войны,кем стали выпускники школы,что изменилось в школьной жизни.Для этого мы выполнили поисково-собирательную работу и провели экскурсии по темам:
- история школы,
- они руководили школой,
- ветераны труда,
- ими гордится школа
- история детских школьных организаций (о пионерской и комсомольской организациях)
- выпускники школы.
В ходе работы систематизировался и обобщался тот материал,который был уже собран.а также пополнили экспозиции музея новыми фотографиями,сведениями,воспоминаниями по истории школы.Участвуя в поисково-исследовательской работе,учащиеся соприкасаются с историей войны,города,школы независимо от того,какую тему они изучают.Сами "пользователи"(по данным социологического опроса)указывают на большой потенциал и реальную возможность историко-краеведческого профиля на учебный процесс и сферу дополнительного образования детей.Собранные многочисленные материалы об учениках и преподавателях одной из старейшей школ района активно используется учениками для подготовки творческих, исследовательских работ, докладов на научно – практических конференциях.(Приложение6)
8. Освоение духовного наследия Сталинградской битвы приобретает сегодня, спустя 70 лет, особую актуальность как одно из важных условий, способных возродить героические традиции нашего народа, развивать его патриотические чувства, формировать у молодежи ответственность и гордость за будущее нашей великой Родины. Учащиеся в ходе своей поисково - собирательной работы рассматривали не только ход военных действий, но и другие важные вопросы, например, о массовом героизме наших воинов, ратных и трудовых подвигах трудящихся города и области, о тех усилиях, которые все народы страны предпринимали в дни битвы на Волге.
Созданная на основе материалов музея и дополнительно собранного из других источников, презентация «Сталинградская битва», как один из материалов проекта. Её содержание донесли до аудитории и использовали для расширения дополнительного образования учащихся, а также в качестве дополнительного информационного источника при подготовке учебных занятий.(Приложение 7)
9. Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на её благо, приумножает её богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на её защиту, в том числе с оружием в руках.
И в рамках реализации патриотического воспитания молодежи мы тесно сотрудничаем с музеями города. Организуем встречи с ветеранами ВОВ, локальных войск, организовали участие учеников школы в акциях: «Вахта памяти»,"Стена памяти" .После посещения музея обязательно осуществляется обратная связь.(Приложение8)
10. Экспозиции тяготеют к динамике, сближая экспозиционный жанр со спецификой театрального действа, с неким сценографическим построением музейной среды, которая становится всё более игровой. Именно в такой форме происходит формирование целостного представления о культуре и традициях на примере праздновая Рождества.Обряда и былины Рождественского периода таят в себе неизъяснимое очарование, доступное сердцу каждого, в ком жива любовь к Родине, к природе, ко всему живому, а верования наших предков показывают богатство великой русской души.(Приложение 9)
11 Отвечая на прямо поставленный вопрос «Чем, по Вашему мнению, музей в школе»? выделяют две его особенности.
Это адресность и прямое участие детей в его создании. Т. е. опрос подтвердил, что основные «потребители» считают главной чертой специфики школьного музея как «музей для детей и руками детей». Последнее (руками детей), трактуется широко и подразумевает участие школьников во всех видах деятельности музея.
Переход музеев к коммуникативной модели функционирования, привел к основополагающей роли экспозиции на восприятие различными категориями посетителей, и кратковременность существования многих экспозиций и, прежде всего выставок, ставит проблему их фиксации и анализа с целью осмысления и закрепления достигнутых результатов.
Исходя из этого, обучающимися были организованы сменные выставки поделок. Например, выставки декоративно – прикладного искусства, выполненные руками обучающихся школы, их родителей и учителей. Такого рода выставки предполагается сформировать как передвижные. (Приложение10)
12 Изучение народных традиций и ремёсел, а так же сбор других материалов, связанных с народным промыслом, постепенно привели к необходимости в живом общении с людьми, имеющими непосредственное отношение к продолжению народных традиций.
Участвуя в поисково-собирательской работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей края независимо от того, какую тему они изучают, прикасаясь к экспонатам, держа в руках «живую историю». Не следует игнорировать стремление учащихся видеть в музее собственные экспонаты, коллекции и находки.
Как результат поисково – собирательной работы - полученные в дар старинные предметы быта, к которым были собраны краткие исторические сведения.(Приложение 11,Приложение 12)
13. Благодаря Internet-ресурсам появляется возможность найти единомышленников, установить связи с другими музеями, оперативно обмениваться опытом.
Использование электронного формата даст возможность делать выставки и тематические экскурсии более доступными и мобильными, позволит заинтересовать и познакомить с ними широкий круг людей.(Приложение13)
14. Рекламные листовки всегда были одним из самых популярных и эффективных методов воздействия на пользователей и мы посчитали, что создание рекламных листовок или рекламных буклетов, является отличным решением при необходимости продемонстрировать возможности нашего музея, и школы в целом. С этой целью мы, решили создать рекламный буклет. Перед созданием воспользовались методические рекомендациями по подготовке буклета через сеть интернета. (Приложение 14)
В результативности рекламного хода мы убедились в самые ближайшие дни. И в первую очередь, поступившие от обучающихся и педагогов, предложения на участие в поиково – собирательной деятельности.
Ожидаемые эффекты реализации проекта
· Привлечение к научно-исследовательской и проектной работе учителей и учащихся.
· Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, религиозным убеждениям и образу жизни представителей народов России.
· Рост интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, района, страны, развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю.
· Рост числа детей, посещающих школьный музей, использующих фонды музея для подготовки рефератов, творческих работ, заданий по предметам школьной программы.
· Рост количества учителей, использующих возможности музея для проведения уроков по программе школьных предметов, классных часов, других мероприятий воспитательного характера.
· Достижение учащимися своего личностного успеха в музейном деле.
· Позитивная динамика в общественном признании образовательного и воспитательного потенциала школьных музеев.
Участие детей в поисково-собирательской работе,изучение и описание музейных предметов,создание экспозиции,проведение экскурсий,вечеров,конференций способствует заполению их досуга,овладение ими различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности(функции профессиональной ориентации).
Материалы проекта могут использоваться для расширения дополнительного образования учащихся, при создании новых школьных музеев, а также в качестве дополнительного информационного источника при подготовке учебных занятий.
Данный проект может быть реализован не только в нашей школе, но и в любой другой, где есть заинтересованность краеведческой работой и творчество.
Используемые интернет ресурсы:
· http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/muzeinaya-pedagogika-opredelenie-ponyatiya-istoriya-formy-raboty-per
· http://s_9.tat.edu54.ru/galeva/p4aa1.html
· http://copy.yandex.net/?lang=ru&fmode=envelope&tld=ru&text=ожидаемые%20результаты%20
· http://www.uchportal.ru/publ/12-1-0-351
· http://copy.yandex.net/?lang=ru&fmode=envelope&tld=ru&text=программы%20школьного%20музея
|