А.Твардовский «Василий Теркин»
«Переправа»
- Из скольких частей состоит глава «Переправа»? (3). Почему вы так разделили?
- С какой интонацией в 1-ой части следует читать слова «Переправа, переправа…»? (вздох-возглас)
- Как изображены молодые солдаты? Почему поэт их сравнивает с отцами и воинами прошлых веков? (Это простые ребята, некоторые впервые в бою, но ведут себя геройски. Автор воплотил в них традиции воинов предшедших столетий. Опасная переправа предстает как символ сурового пути к победе, которую всегда добывал в бою «русский труженик-содат»)
- Каким настроением проникнута 1 часть? (грустные, скорбные тона)
- Прочитайте строки, которыми заканчивается 1-ая часть. Назовите слова, с помощью которых поэт передает тревогу и недобрые предчувствия (лес чернеет, холод черта, черная вода).
- Какую картину автор рисует во 2-ой части? Какие чувства выражает? (гибель «наших стриженых ребят», поэт передает чувство горечи утраты).
- Как звучат в этой части слова «Переправа, переправа..?»
- Какие картины фронтового быта показывает автор в 3-ей части?(скорчившись, дремлют солдаты, но чуток их сон, тяжелое забвения, перед ними картиныгибели товарищей).
- Каким настроение проникнута часть? (неизбывная грусть).
- Какие мотивы в ней противоборствуют? (трагизм и утверждение жизни и веры в победу)
- Каким появляется здесь Теркин (впервые)? Почему? (юмористическое появление Теркина снимает высокое напряжение авторских раздумий).
ЧТЕНИЕсценки в конце главы «В дороге».
ВЫВОД: сочетая юмор и патетику, автор обнажает великий смысл событий, создает глубоко правдивую картину войны.
Как звучат в конце слова «Переправа, переправа…»? (возвышенно, с патетикой, в них – авторская оценка событий).
«О награде»
Выразительное чтение.
Беседа:
- Как построена эта глава? (2 части: 1 часть-монолог Теркина, 2-размышление автора о судьбе народа, о единстве малой и большой Родины).
- Как проявляется здесь стилевое многообразие поэмы? (юмор сочетается с героикой).
- Что нового вы узнали о Теркине? (в кругу друзей полушутя-полусерьезно он вспоминает о доли, о детстве, мечтает о том, что после победы вернется домой. Понимает, что достоин награды, но скромно говорит о своих заслугах. Ему нужна награда, чтобы произвести впечатление на девушек. Мечтает о любви.)
- Как он представляет возвращение домой? (с достоинством, с гордостью)
- Можно его осудить за это? (нет, это всего лишь маленькое и невинное хвастовство)
- Каким он выглядит в этой сцене? (простым, человечным, жизнерадостным)
- Что же общего у автора и Теркина? (Теркин из тех же мест, что и автор, оба любят родину)
- Что значит слово «родина» для них? (родина – это не только памятные с детства родимые места, но и вся Россия, дорогая до святости)
- Прочитайте строки, которые являются рефреном произведения
(Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы
ВЫВОД: Ради жизни на земле. Повтор не случаен, в словах заключена важная мысль: судьба каждого человека, судьба его героя, поселка, деревни, «малой родины» слита с судьбой страны, счастье каждого невозможно без счастья народа)
«Гармонь»
Выразительное чтение.
Беседа:
- Какой эпизод лег в основу главы? (случайная встреча Теркина, который возвращается из госпиталя, с танкистами на фронтовой дороге.)
- Каким предстал Теркин в этой главе? (природная тонкость, деликатность, тактичность, он- талантливая личность, напоминает нам деревенского гармониста.)
- Прочитайте диалог Василия Теркина с танкистами, хранящими память о своем погибшем друге. Какие качества характера проявляются здесь? (душевный такт, чуткость, деликатность, он готов помочь товарищам и поднять их настроение. Не обижая танкистов, не тревожа светлую память погибшего, скорбя вместе с ними, Теркин добивается все же, чтобы танкисты взглянули на мир иными глазами.)
- Какую оценку игре Теркина дают танкисты? Как вы понимаете слово «мастак»? (музыка развеяла суровость двух танкистов, разбудила воспоминания. И внезапно образ Теркина – гармониста в их сознании совпал с образом солдата, которого они когда – то раненого доставляли в санбат. Теркин достоин славы их командира; поэтому высоко оценив игру гармониста, они дарят ему памятную реликвию. Мастак – разговорное слово, это искусный и опытный в каком – либо деле человек).
«Два солдата»
Выразительное чтение по ролям.
Беседа:
- Какие стороны характера Василия Теркина раскрываются в этой главе? (ловкий, смекалистый, не теряется в любых обстоятельствах, широкой душ человек, умный, хитрый, мастер на все руки).
- В чем смысл сопоставления солдат двух поколений – старика-хозяина и Василия Теркина? (родство «человеческого материала» двух героев: спокойствие, бесстрашие, рассудительность, чувство юмора, пренебрежения трудностям жизни. Если старик усомнился в победе, то непреложная вера Василия Теркина основана на сознании бессмертной мощи народа, на понимании народного характера войны).
- Прочитайте заключительные строки главы. Почему поэт рифмует слово «Россия» с простым именем Василий? (меняется стиль. Все слова высокого стиля. Они подчеркивают значительность исторического момента. Обращают внимание укрупненные образы: «Россия», «снега», «ветер»;детали портрета героя – «идет против ветра, грудь вперед». Благодаря рифмовке и переносу стиха, имя и фамилия героя поставлены в сильную позицию. Все это сообщает концовке главы смысловую и стилевую выразительность: Теркин – не один, его сила – в единстве с родной страной, и в этой общности судеб отдельной личности и народа – источник победы).
-
|