Рабочая программа по русскому языку 5 класс под редакцией Быстровой
Submitted by Елена Алексеевна Лебедева on Sat, 11/01/2014 - 17:59
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), Примерной программы «Русский язык» 5—9 классы» и Программы курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5–9 классов общеобразовательных учреждений (М.: Русское слово — учебник, 2013. 64 с. (ФГОС. Инновационная школа)).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных
умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
• освоение знаний о русском языке, об устройстве языковой системы и ее функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.
Задачи обучения русскому языку в основной школе:
• осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка;
• формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной,
учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности в речевом самосовершенствовании;
• усвоение системы знаний о русском языке;
• формирование метапредметных умений и способов деятельности: определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты; опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать ее.
Результаты изучения предмета «Русский (родной) язык»
Личностные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями раз-
личных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков для анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения,
совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о
связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы речи; основные единицы языка,
их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, ор-
фографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования вы-
разительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Нормативные документы
· Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09 марта 2004 года) №1312 ;
· Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
· Примерные программы основного общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки РФ от 7.06.2005 г. № 03-1263);
· Федеральный перечень учебников (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва
"Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год");
· Требования к оснащению образовательного процесса.
Учебно-методический комплект
Для учителя:
1. Русский язык: Контрольные и проверочные работы. 5 класс / Комиссарова Л.Ю. - М.: Издательство АСТ, 2010
2. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 5 класс. / Под ред. Е.А.Быстровой- С.-П..: Просвещение, 2012
3. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 5 класс. - М.: Дрофа, 2005
Шипицына Г.М., Петровская С.С., Черников И.Н. Русский язык. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2005
Для учащихся
1. Граник ГГ., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии.- М, 1994
2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995
3. http://www.yamal.org/ook
Содержание программы
Содержание школьного курса русского языка в 5 классе представлено двумя частями:
1. Система языка (164 ч).
2. Речь. Речевая деятельность (40 ч; из них на раскрытие темы «Речь. Речевая деятельность. Речевое общение» отводится 15 ч, на уроки развития речи (подготовка, написание, анализ различных видов изложений и сочинений) — 25 ч).
В планирование включены различные виды обучающих и контрольных работ: тестовые задания, диктанты, изложения и сочинения.
Количество контрольных работ (диктантов, сочинений, изложений) распределяется следующим образом:
контрольные работы — 12 ч;
контрольные изложения — 2 ч;
контрольные сочинения — 2 ч.
В начале сентября проводится входная диагностика.
Предусмотрен также тематический контроль в виде тестовых заданий, структурно ориентированных на контрольно-измерительные материалы ГИА, ЕГЭ. Эти задания состоят из трех частей:
А — задания с выбором ответа;
В — задания, требующие самостоятельного отбора материала из предложенного текста;
С — написание небольшой творческой работы с опорой на исходный текст.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным (образовательным) учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение русского (родного) языка в 5 классе отводится 204 часов
(6 часов в неделю при 34 неделях в учебном году).
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор гимназии зам. дир. по УВР на заседании кафедры
_________________ ______________ ______________
«___» ___________ «___» _________ «___» _________
Календарно – тематическое планирование учебного материала на 2013-2014 учебный год
Предмет: русский язык
Классы: 5г
Учитель: Лебедева Е.А.
Количество часов:
всего за год: 205, в неделю: 6
Плановых контрольных уроков 200, тестов 3, АКР 2
Программа: авторы: Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, И.Р. Калмыкова, Е.С. Юрьева «Русский язык. 5 класс». Москва, «Русское слово», 2013 г.
№ урока
Содержание учебного материала
Количество
часов
Примерные
сроки
изучения
1
Русский язык — национальный
язык русского народа
(1 ч)
ГлаваI
Речь. Речевое общение. Речевая деятельность
40 ч
2
Язык и речь.
1
3
Речь и речевое общение.
1
4
Речь устная и письменная. Речь книжная и разговорная.
1
5
Речь диалогическая и моноло-
гическая.
1
6
Речь как деятельность.
1
7
Виды речевой деятельности:
чтение, аудирование, говоре-
ние, письмо.
1
8
Речевой этикет.
1
Текст
9
9
Текст как речевое произведение.
Основные признаки текста.
1
10
Тема, структура, основная
мысль текста. Микротема тек-
ста.
1
11
Способы развития темы в тексте.
1
12
Последовательная и параллельная связь предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.
1
13
Абзац — структурно-смысловая часть текста.
1
14
План текста.
1
15
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их строение, смысловые и языковые особенности.
1
16
Сочетание разных типов речи в тексте.
1
17
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте. Сравнение, эпитет, метафора, олицетворение
1
18
Проверочная работа по теме «Текст»
1
Требования к
уровню
подготовки
Осознавать различия языка и речи. Осознавать основные особенности устной и письмен-ной речи, разговорной и книжной речи. Различать диалогическую и монологическую речь. Создавать устные и письменные подготовленные и неподготовленные монологические высказывания, устные диалогические высказывания. Соблюдать при общении нормы речевого этикета Выделять в тексте главную информацию, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Составлять простой план Создавать устные и письменные монологические высказывания небольшого объема на учебно-научные, нравственно-этические, социокультурные темы. Подробно, сжато, выборочно излагать содержание прочитанного текста.Передавать содержание текста в сжатом.
ГлаваII Система языка.
Синтаксис и пунктуация.
165
26 +5
19
Синтаксис – раздел грамматики. Пунктуация – раздел правописания
1
20
Словосочетание, его признаки
1
21-22
Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» (упр.93)
2
23
Предложение, его признаки.
1
24
Средства оформления предложения: интонация, ее функции.
1
25
Логическое ударение
1
26
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
1
27-28
Сжатое изложение «Тетрадки под дождём» (с. 95-96)
2
29
Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения
1
30
Тире между подлежащим и сказуемым
1
31
Распространенное и нераспространенное предложение. Второстепенные члены предложения.
1
32
Определение. Способы его выражения.
1
33
Дополнение. Способы его выражения.
1
34-35
Обстоятельство. Способы его выражения.
2
36-37
Предложения с однородными членами предложения.
2
38-39
Обобщающее слово при однородных членах предложения
2
40
Предложения с обращением
1
41
Предложения с вводными конструкциями.
1
42
Предложения с прямой речью.
1
43
Синтаксический разбор простого предложения
1
44
Изложение «Санькина придумка» (с.140-141)
1
45
Простое и сложное предложение
1
46
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация»
1
47
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками (диктант+изложение)
1
Требования к
уровню
подготовки
Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, в овладении языком как средством общения. Распознавать словосочетание в составе предложения. Определять главное и зависимое слово, виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Конструировать изученные виды словосочетаний. Определять основные признаки предложения. Распознавать вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Анализировать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. Употреблять названные предложения в тексте. Выделять грамматическую основу двусоставного предложения. Разграничивать распространенные и нераспространенные предложения, главные и второстепенные члены предложения. Опознавать однородные члены предложения. Составлять схемы предложений с однородными членами. Осознавать основные функции обращенийэ Опознавать, правильно интонировать, использовать в речи предложения с вводными конструкциями. Правильно интонировать предложения с прямой речью. Опознавать и разграничивать простое и сложное предложение
Фонетика. Орфоэпия (18 ч)
18+4рр
48
Фонетика – раздел лингвистики. Звук – единица языка
1
49
Фонетическая транскрипция
1
50-51
Изложение от 3-го лица «Журавли» (с. 149-150)
2
52
Система гласных звуков
1
53-54
Система согласных звуков. Согласные звонкие и глухие
2
55-56
Согласные твердые и мягкие
2
57-58
Обозначение мягкости согласных с помощью Ь
2
59-60
Сочинение о любимом месте города
2
61
Позиционные чередования гласных и согласных звуков
1
62
Слог. Перенос слов по слогам
1
63
Ударение.Разноместность и подвижность русского ударения
1
64
Орфоэпия как раздел лингвистики.
1
65-66
Основные нормы произношения гласных и согласных звуков
2
67-68
Выразительные средства фонетики
2
69
Проверочная работа по теме «Фонетика»
1
Требования к
уровню
подготовки
Осознавать смыслоразличительную функцию звука в слове. Распознавать гласные (ударные, безударные), согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие. Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, отражать особенности их произношения с помощью транскрипции. Выявлять и оценивать использование выразительных средств фонетики в художественной речи. Членить слова на слоги. Правильно переносить слова с одной строки на другую. Определять место ударения в слове
Графика. Орфография
8+1рр
70
Графика – раздел науки о языке
1
71
Состав русского алфавита. Название букв.
1
72
Орфография – раздел правописания
1
73-74
Правописание гласных в корне слова, проверяемых ударением. Правописание гласных в корне слова, непроверяемых ударением.
2
75
Правописание согласных в корне слова
1
76
Сочинение-рассуждение «Как прекрасен этот мир» (по упр. 305)
1
77
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография».
1
78
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками (сочинение+диктант)
1
Требования к
уровню
подготовки
Осознавать значение письма. Соотносить в словах звуки и буквы. Находить орфо-граммы в морфемах. Владеть приемами определения правописания гласных и согласных в корне.
Глава IV Лексика
15+4рр
79
Лексикология – раздел лингвистики. Слово как единица языка.
1
80
Лексическое и грамматическое значение слова
1
81
Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья.
1
82
Сочинение «История своей фамилии (или семьи)»
1
83-84
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.
2
85-86
Омонимы
2
87-88
Синонимы. Лексическая сочетаемость слова.
2
89-90
Сжатое изложение «Царь-колокол» (с.246-247)
2
91
Антонимы
1
92
Работа с текстом «Музыка» (по К. Булычёву)
1
93
Словари синонимов, антонимов
1
94
Переносное значение слова в основе художественных тропов
1
95
Сочинение-описание по картине И. Шишкина «Перед грозой» или Л. Бродской «В грозу»
1
96
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика»
1
97
Работа над ошибками в диктанте и в творческих работах.
1
Требования к
уровню
подготовки
Осознавать роль слова в выражении мысли, чувства, эмоций. Определять лексическое значение слов, разграничивать его с грамматическим значением слова. Извлекать из толкового словаря информацию о значении, употреблении слова, использование для определения, уточнения его значения. Разграничивать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов, омонимы и многозначные слова. Выявлять смысловое, стилистическое различие синонимов. Употреблять в речи слова-синонимы с учетом их значения, смыслового различия, лексической сочетаемости, стилистической окраски. Извлекать необходимую информацию из словарей синонимов. Оценивать свою и чужую речь с точки зрения использования синонимов в различных ситуациях общения, стилях речи. Осознавать художественную выразительность тропов. Использовать в речи слова в переносном значении
Морфемика. Словообразование. Орфография
22 +3 рр
98
Морфемика – раздел лингвистики. Морфема – минимальная значимая еди-ница языка.
1
99
Основа слова. Окончание – формообразующая морфема
1
100-101
Корень. Однокоренные слова.
2
102-103
Правописание корней
2
104-106
Чередование звуков в морфемах
3
107-108
Изложение «Если посмотреть вокруг…» (с. 19-21)
2
109
Приставка, суффикс – словообразующие морфемы
1
110
Правописание приставок
1
111
Приставки на – з(-с)
1
112-114
Приставки ПРЕ- и ПРИ-
3
115
Сочинение-описание «Изделия мастеров Хохломы»
1
116
Буквы Ы и И в корне после приставок
1
117
Словообразование – раздел языкознания. Морфемный и словообразовательный анализ слов.
1
118-119
Основные способы образования слов
2
120
Основные выразительные словообразовательные средства языка
1
121
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография».
1
122
Работа над ошибками в диктанте и творческих работах
1
Требования к
уровню
подготовки
Осознавать морфемы как минимально значимые единицы языка. Опознавать морфемы, членить слово на морфемы. Различать словообразующие и формообразующие морфемы. Характеризовать морфемный состав слова Проводить морфемный анализ слова. Выделять производящую основу слова и словообразующую морфему. Определять способ образования слова. Проводить словообразовательный анализ слова. Выявлять использование словообразовательных средств в художественной речи
Морфология
70 +11 рр
123
Морфология как раздел грамматики. Слово как часть речи.
1
124
Самостоятельные и служебные части речи
1
125
Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение
Безличные глаголы, их значение, употребление в предложениях с одним главным членом (односоставных)
2
195
Морфологический разбор глагола.
1
196-197
Изложение «Белоствольное чудо»
2
198
Повторение по теме «Глагол»
1
199
Контрольный диктант по теме «Глагол»
1
200
Анализ контрольной работы и тестирования по теме «Глагол». Работа над ошибками.
1
Требования к
уровню
подготовки
Опознавать различные части речи по их существенным признакам Разграничивать самостоятельные и служебные части речи. Выявлять грамматическое значение, определять морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного. Опознавать имена существительные среди слов других частей речи по значению и основным грамматическим признакам. Производить морфологический разбор имени существительного. Выявлять грамматическое значение, анализировать морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль. Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного. Морфологический разбор имени прилагательного. Сопоставлять морфологические признаки имени прилагательного и имени существительного. Выявлять грамматическое значение глаголов, их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении. Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола. Морфологический разбор глагола. Использовать глаголы в речи с учётом их смыслового значения, речевой ситуации.
Повторение в конце года
6
201
Синтаксис и пунктуация
1
202
Фонетика
1
203
Орфография
1
204
Лексика
1
205
Морфемика. Словообразование
1
206
Урок «Оцените свои успехи» (упр.378)
1
ИТОГО: 205 часов
рр – 45 часов
пр – 9 часов
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса. Прогнозируемые результаты
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
К концу 5 класса учащиеся должны уметь:
речевая деятельность:
чтение:
• владеть техникой чтения;
• выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
• разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
• отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
• извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
• выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
• доказательно отвечать на вопросы учителя;
• подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
• создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
• выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
• подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
• создавать письменные высказывания разных типов речи;
• составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
• определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы;
• писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
• пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
• находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
• подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
фонетика и орфоэпия:
• выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
• различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
• использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
• находить в художественном тексте явления звукописи;
• работать с орфоэпическим словарем;
графика:
• правильно произносить названия букв русского алфавита;
• свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
• проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
• выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
• подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
• учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
• пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
• объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
• объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание,
краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
• пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения
слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
• распределять слова на тематические группы;
• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
• различать прямое и переносное значение слов;
• отличать омонимы от многозначных слов;
• подбирать синонимы и антонимы;
• выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
• находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
• владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
• уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в
роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
• отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
орфография:
• находить орфограммы в морфемах;
• группировать слова по видам орфограмм;
• самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
• выделять словосочетания в предложении;
• определять главное и зависимое слово;
• составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
• выделять основы предложений с двумя главными членами;
• конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
• характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
• правильноинтонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдатьверную интонацию конца предложений;
• составлять простые и сложные предложения изученных видов;
• владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
• устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
• самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Основные умения и навыки связной речи
Учащиеся должны уметь:
в аудировании:
— воспринимать на слух содержащуюся в тексте информацию; в чтении:
— читать тексты со снятыми языковыми трудностями изучающим способом чтения (при полноте восприятия до 90% и скорости чтения не ниже 50 слов в минуту);
— читать и пересказывать содержание текста, соблюдая интонацию высказывания, темп речи, паузы, громкость голоса, логическое ударение;
— определять тему текста, формулировать его основную мысль;
— членить текст на смысловые части и составлять план прочитанного;
в говорении:
— отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту, картине, диафильму;
— ставить вопросы к предложениям, абзацам, смысловым кускам;
— подробно излагать содержание небольшого рассказа или отрывка повествовательного характера;
—— вести беседу, подавая реплики-стимулы и ответные развернутые реплики, по предъявляемой теме, тексту или ситуации;
— выделять при устном высказывании из предложения важные по смыслу слова, на которые нужно сделать логические ударения; в письменной речи:
— определять объем (границы) темы, основную идею сочинения;
— систематизировать материал, составлять план сочинения;
— составлять описание знакомого предмета, домашнего животного;
— составлять небольшой рассказ, сочинение по картине, данной теме.
На: Рабочая программа по русскому языку 5 класс под редакцией Бы
Великолепная работа!Спасибо за Ваш труд!