Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Значение развития исследовательского отношения к окружающему миру в формировании умения учиться.

Фото пользователя Елена Сергеевна Усенко
Submitted by Елена Сергеевна Усенко on Fri, 10/01/2014 - 00:33

Образован не тот, кто много знает,

а тот, кто хочет много знать и кто

умеет добывать эти знания.

В. П. Вахтеров

 

Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, пожалуй,  больше всего может помочь человеку не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. С данной точки зрения воспитания у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы. А, значит, весьма  актуальным становится вопрос о том, как создать для детей разных возрастных групп и с разным уровнем развития познавательных потребностей и возможностей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребёнка исследовательского отношения к миру и к самому себе, становлению у него исследовательской позиции.

Хорошо известно, что в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей имеются особо благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру (В. В. Зеньковский, Н. С. Лейтес, А. Н. Поддьяков). Развитие исследовательского отношения к миру непосредственно связано с развитием познавательных интересов, которые становятся пусковым механизмом для осуществления детьми больших и малых исследований, позволяющих им не только узнать много нового об окружающем мире, но и приобрести универсальные способы его познания – исследовательские умения.

Очень важно, чтобы ребёнок на самом первом этапе своего обучения в школе мог прикоснуться к многообразию окружающей действительности, удивиться её тайнам и в процессе их познания испытать радость творчества, восторг открытия. В этом смысле значение такого предмета, как «Окружающий мир»,трудно переоценить.

 

Хочу поделиться своим опытом работы в проведении исследований обучающимися в начальной школе. Представляю вашему вниманию на страницах моего блога исследование, организованное на моих  уроках окружающего мира (осуществлялась  как индивидуальная, так  и групповая форма работы).

 

«Расти, семечко, расти…»

Автор:   Носова Елизавета Юрьевна

Россия , ХМАО – Югра г. Лангепас,  ЛГ МБОУ «Гимназия № 6, 3 А класс

Научный руководитель:   Усенко Е.С., учитель начальных классов

План исследований

Основная функция семян – распространение и размножение растений.

Но семя – это прежде всего зародыш будущего растения. Для того, чтобы дать жизнь новому растению, семя должно прорасти. Появившееся при  прорастании семени молодое растение называют «проростком». Для того, чтобы семечко проросло, зародыш внутри семени должен быть живым. Почему зародыш семени может погибнуть?

В процессе роста растения можно наблюдать последовательное появление всех его частей – корня, стебля, листьев. Но всегда ли соблюдается такая последовательность? Могут ли части растения появляться в другой последовательности? 

Гипотеза исследования:

  • семя может погибнуть   от недостатка света, недостаточного или избыточного  увлажнения, отсутствия тепла;
  • последовательность появления частей у растений  строго определённая, одинаковая.

В процессе  работы был составлен  план проведения исследования:

 I этап:   изучение литературы по теме, подбор условий, покупка материалов и приспособлений;

II этап:   наблюдение за ходом исследования, фиксирование результатов;

 III этап:   анализ результатов исследования;

Для проведения исследования были приобретены следующие материалы: крупные семена фасоли, гороха и подсолнечника; блюдца; вата; бинт; стаканчик; земля; лопатка; лупа; линейка.

Опыт закладывался в классе.  Одинаковые по размеру и форме семена фасоли, гороха и подсолнечника были помещены на блюдца с влажной ватой в  разные условия для прорастания.

Для проведения опыта  были созданы различные   условия для прорастания семян:

  • тёплое тёмное место с поливом;
  • тёплое светлое место с поливом;
  • холодное тёмное место с поливом;
  • холодное светлое место с поливом;
  • на солнце без полива;

Исследовательская работа состояла из наблюдения:

  •   прорастание семян  фасоли, гороха, подсолнечника в различных условиях;
  •  стадии развития растения из семени.

Каждые три дня проводилось  детальное наблюдение за семенами с использованием измерительных приборов (лупа, линейка) согласно инструкции, фиксировались и зарисовывались  изменения. Регулярно поддерживалась  влажная среда для семян кроме одного блюдца с условием без полива. Семена с появившимся проростком с листьями осторожно помещались  в почву, зелёное растение располагалось ближе к свету. В результате данного исследования  были получены следующие результаты, которые представлены в таблице.

Таблица №1.

Развитие фасоли, гороха и подсолнечника из семени

 

Дата

Тёплое тёмное место с поливом

 

Тёплое светлое место с поливом

 

Холодное тёмное место с поливом

 

Холодное светлое место с поливом

 

На солнце без полива

15.09.2011

Сухие семена

Сухие семена

Сухие семена

Сухие семена

Сухие семена

16.09.2011

-

-

-

-

-

17.09.2011

наклёвывающиеся семена (раскрыты семядоли)

наклёвывающиеся семена (раскрыты семядоли)

-

-

-

18.09.2011

 

 

-

-

-

19.09.2011

 

 

-

-

-

20.09.2011

Проросток с корешком

 

Проросток с корешком

-

-

-

21.09.2011

 

 

-

-

-

22.09.2011

 

 

-

-

-

23.09.2011

проросток с изогнутым стеблем

проросток с изогнутым стеблем

-

-

-

24.09.2011

 

 

-

-

-

25.09.2011

 

 

-

-

-

26.09.2011

проросток с листьями

(посадка в почву)

проросток с листьями

(посадка в почву)

-

Наклёвы-

вающиеся семена

-

27.09.2011

 

 

-

-

-

28.09.2011

 

 

-

-

-

29.09.2011

 

 

-

-

-

30.09.2011

-

росток вышел на поверхность почвы

-

-

-

01.10.2011

 

 

-

-

-

02.10.2011

 

 

 

 

 

03.10.2011

-

идёт рост зелёного растения

-

-

-

В процессе наблюдения выявились следующие факты:

  • корешок и стебелёк внутри семени образуют одно целое. Они не прорастают из разных мест, а имеют одно общее начало;
  • от переувлажнения среды семена покрываются плесенью и погибают;
  • от недостатка влаги семена засыхают, проросток погибает;

Преимущество  полученных знаний с помощью опыта состоит в том, что опыт позволяет увидеть изучаемое свойство, явление своими глазами. Но есть и минусы: опыт позволяет сделать выводы только по отношению к тому, что мы наблюдали. Вот почему учёные проводят много опытов. Поэтому вывод, который мы сделали на основании выполненных опытов, справедлив только для тех растений, которые мы изучили.

Чтобы проверить правильность открытия, сделанного с помощью опытов, мы обратились к энциклопедиям. Необходимо выяснить, для всех ли растений характерно такое развитие. Мы узнали, что большинство растений, которые дают цветы и семена, размножаются с помощью семян циклично. Семена превращаются в новые растения, проходя одинаковые стадии развития. Этот естественный цикл перехода от семени к растению, к цветку, к семени происходит в природе постоянно (Л. Колвин, Э. Спиэр «Живой мир. Энциклопедия» - М.: «РОСМЕН», 1999  -  стр. 14)

ЛИТЕРАТУРА.

1.    А.А. Плешаков «Окружающий мир. 3 класс. 1 часть – М. «Просвещение», 2010.

2.  Н.Б. Шумакова «Развитие исследовательских умений младших школьников» - М. «Просвещение», 2011.

3.    Д. Эллиотт, К. Кинг  «Детская  Энциклопедия» - М.: «РОСМЕН», 1994.  

4.    Л. Колвин, Э. Спиэр «Живой мир. Энциклопедия» - М.: «РОСМЕН», 1999.

5.   Интернет-ресурсы:

www.ebio.ru/index-1.html

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Опыт «Развитие растения из семени»

Рабочий лист №1

  1.  Рассмотрите сухие семена. Опишите их (цвет, форма, плотность, покрытие).
  2. Зарисуйте семя.
  3. Возьмите 5-6 целых семян и намочите их.
  4. На блюдце положите смоченную водой ватку.
  5. Положите на вату смоченные семена.
  6. Накройте семена мокрым бинтом.
  7. Поставьте в тёплое место.
  8. Следите за тем, чтобы вата и марля всегда были влажными!

 

 

Рисунок

фасоль                       горох             подсолнечник

 

Рабочий лист №2

 

 

Дата

Описание изменения семени

Рисунок

 

У растения появился _______________

Длина ___________   см   (фасоль)

Длина ___________   см    (горох)

Длина ___________  см    (подсолнечник)

 

Где произошли изменения:

 

Семя

Корень

Стебель

Листья

 

 

фасоль        горох         подсолнечник

 

  1.  Рассмотрите проклюнувшееся семя.
  2. Подумайте, какая часть растения появилась. Зарисуйте.
  3. С помощью линейки измерьте длину этой части.

 

Рабочий лист №3

 

 

Дата

Описание изменения семени

Рисунок

 

 

___________________изгибается так, чтобы расти ____________ (вверх, вниз)

 

Где произошли изменения:

 

Семя

Корень

Стебель

Листья

 

 

фасоль        горох          подсолнечник

 

  1. Рассмотрите корень.
  2. Возьмите лупу, рассмотрите кончик корня под лупой.
  3. Куда устремляется корень?

 

Рабочий лист №4

 

 

Дата

Описание изменения семени

Рисунок

 

 

Корень продолжает свой рост.

Длина ___________   см   (фасоль)

Длина ___________   см    (горох)

Длина ___________  см    (подсолнечник)

Появляется ________________ .

 

Где произошли изменения:

 

Семя

Корень

Стебель

Листья

 

 

фасоль        горох        подсолнечник

 

  1. Рассмотрите корень.
  2. Измерьте его длину.
  3. Появление какой части растения вы заметили?

 

Рабочий лист №5

 

 

Дата

Описание изменения семени

Рисунок

 

 

Длина растущего проростка:

 ___________   см   (фасоль)

 ___________   см    (горох)

 ___________  см    (подсолнечник)

Где произошли изменения:

 

Семя

Корень

Стебель

Листья

 

 

фасоль        горох          подсолнечник

 

  1.  Рассмотрите растущее растение. Какие изменения вы заметили по сравнению с последним нашим наблюдением?
  2. Пересадите растение в почву. Что для этого понадобится?

 

 

Рабочий лист №6

 

 

Дата

Описание изменения семени

Рисунок

 

 

Появились новые _______________ .

Длина стебля с листьями:

___________   см   (фасоль)

 ___________   см    (горох)

 ___________  см    (подсолнечник)

 

Где произошли изменения:

 

Семя

Корень

Стебель

Листья

 

 

фасоль        горох          подсолнечник

 

  1.  Рассмотрите растение и измерьте длину стебля с листьями.
  2. Зарисуйте изменившееся растение.

 

Рабочий лист №7

 

 

Дата

Описание изменения семени

Рисунок

 

 

Растение полностью сформировалось. Оно имеет такие органы (части) ________________________________.

________________________________.

Длина стебля с листьями:

___________   см   (фасоль)

 ___________   см    (горох)

 ___________  см    (подсолнечник)

 

Где произошли изменения:

 

Семя

Корень

Стебель

Листья

 

фасоль        горох           подсолнечник

       

Таким образом, в ходе осуществления исследования дети учатся:

  • ставить исследовательские вопросы;
  • формулировать проблемы;
  • выдвигать гипотезы;
  • составлять план работы;
  • вести наблюдения;
  • планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез;
  • выделять существенную информацию из разных источников (книги, энциклопедии, простейшие графики, таблицы, рисунки,  схемы, модели и т.п.);
  • организовывать (систематизировать) информацию;
  • представлять результаты работы в разных формах (схема, рисунок, график, таблица, устное и письменное сообщение и т. п.).

 

  


»  Размещено в сообществах:   
СоцОбраз

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн