Научно- исследовательская деятельность учащихся: проблемы и перспективы
Нет ответов
чт, 09/01/2014 - 16:25
Татьяна Юрьевна Уварова
На сайте с: 09/01/2014
Баллы: 17
На сегодня в учебно-воспитательном процессе (УВП) обозначился ряд серьёзных противоречий. Одно из них – перегруженность содержания базовых курсов школьных предметов, приводящая к снижению мотивации учебной деятельности, и необходимость введения новых современных учебных дисциплин и элективных курсов, позволяющих повысить конкурентоспособность выпускников школы. Другое – ориентация школьных предметов на формирование знаний, умений и навыков и необходимость формирования научного мышления и освоения различных способов деятельности в том числе и научно – исследовательской.
Выходиз сложившейся ситуации, свою миссию я вижу в интеграции основного и дополнительного образования, создании условий для формирования у ученика комплекса компетенций, в том числе и общеучебных, в соответствии с социальным заказомчерез совершенствование форм организации учебной деятельности, широкое использование современных педтехнологий, целенаправленное развитие научного мышления учащихся, их творческой и познавательной активности.
Цель– обеспечение оптимальных условий для качественного усвоения учащимися базового и профильного стандартов содержания образования и устойчивое инновационное развитие научно- исследовательской деятельности.
Задачи:
- развивать в каждом школьнике творческий потенциал и природные способности, пробуждать деятельностное начало пронизывающее все ступени обучения с учётом образовательных потребностей социума.
- готовить личность к жизни в современном мире, характеризующимся нестабильностью, наличием проблем и проблемных ситуаций во всех потенциальных сферах деятельности.
- создавать условия для обретения учеником универсальных умений и способов деятельности (компетентностей), овладения поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами деятельности.
Для решения этой проблемы использую различные подходы: установление соотношения индукции и дедукции в логической структуре знаний и процессе их получения, формирование системности знаний у учащихся, реализация методических концепций, формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения, научной картины мира, трансформация предметных знаний в методы познавательной деятельности, вооружение учащихся системой научных понятий.
Эта работа стала необходимостью в нашей гимназии, УВП которой направлен на подготовку учащихся к поступлению в ВУЗы, так как 99% наших выпускников становятся студентами, то есть, ориентированы на интеллектуальный труд, основой которого является научное мышление.
С 1988 года я преподаю в гимназии № 87, педагогический коллектив которой работает под девизом: «Уча других, учимся сами». Более того, я считаю, что только тот, кто сам учится, имеет моральное право учить других. Курсы повышения квалификации в Краснодаре, Обнинске, Москве, сотрудничество с Институтом проблем образовательной политики «Эврика», общение с такими учеными, как Лазарев, Поташник, Фирсов, Решетников и другие, заставляет задуматься над проблемами образования и попытаться их решать.
Проблема, над которой работает педколлектив гимназии: «Поиск и создание путей развития в поэтическом переходе школы к современному учебному заведению - многопрофильной гимназии, цель которой качественно новый уровень образования» стала особо актуальна в свете развития системы образования г. Краснодара в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование» и комплексного проекта модернизации образования, который определяет новые подходы к оценке качества образования., включая показатели: индивидуальных достижений обучающихся (ИДО)- портфолио учащегося и результативности труда учителя (РТУ)- портфолио учителя.
Поставленные перед собой задачи решаю через разработку инновационных образовательных программ и проектов, совершенствование интерактивных методик, использование современных педтехнологий (исследовательская, проектная), коллективных способов деятельности, индивидуальной и групповой работы. Участвую в работе творческих групп учителей по реализации инновационных проектов на федеральной экспериментальной площадке (ФЭП) по теме «Формирование индивидуальных образовательных программ в условиях многопрофильной гимназии», краевой экспериментальной площадке (КЭП) по теме «Становление профильного обучения старшеклассников через эффективное внедрение элективных курсов», муниципальной экспериментальной площадке (МЭП) по теме «Интеграция основного и дополнительного образования как путь формирования научного мышления учащихся». Работаю в классах химико-биологического профиля и МОУДОД ЦДОД «Малая академия наук» в естественнонаучном направлении (секция «Химические аспекты экологии; решение задач»). Руковожу секцией химии в научном обществе учащихся (НОУ) гимназии «ЛоМиВас», активно участвую в программе «Творческие интеллектуальные способности учащихся».
На протяжении ряда лет учащиеся гимназии выбирают химико-биологический профиль, успешно сдают выпускные экзамены и поступают в ВУЗы г. Краснодара и г. Москвы, такие как: МФТИ, МГУ, МГА тонкой химической технологии и др.
Десять моих учеников являются призёрами окружных, городских и краевых олимпиад по химии, девять – призёрами школьных научно-практических конференций, двое – призёрами краевых научно-практических конференций «Эврика» и краевой конференции «Малой сельскохозяйственной академии учащихся Кубани».
Р Е З У Л Ь Т А Т И В Н О С Т Ь Т Р У Д А У Ч И Т Е Л Я
1996-1998гг.
Программа «РОСТ»
«Педагогическая диагностика» и «Уровневая дифференциация»
1999- 2001 гг.
ФЭП по теме
«Формирование индивидуальных образовательных программ (ИОП) в условиях многопрофильной гимназии»
2002-2005 гг.
КЭП по теме
«Становление профильного обучения старшеклассников через эффективное внедрение элективных курсов»
2006-2007 гг.
МЭП по теме
«Интеграция основного и дополнительного образования как путь формирования научного мышления учащихся»
Проведение мониторинга результативности уровня обученности по этапам тестовых срезов и результативности зачётов, использование этих знаний для планирования работы по устранению пробелов в знаниях учащихся, для выбора оптимальных методов и приёмов при изложении трудно усваиваемых тем программы
Формирование ИОП, соответствующих потребностям и возможностям интеллектуально продвинутых учащихся. Использование нетрадиционных видов деятельности в которых происходит перевод процесса познания в деятельность. Работа НОУ «ЛоМиВас», секция химии «ХимБиАс».
Научно-исследовательские проекты
«Блок программ-модулей элективных курсов по химии для организации профильной подготовки учащихся 10 и 11 классов» - победитель городского конкурса лучших элективных курсов 2005 г.
Сотрудничество с ЦДОД «Малая академия наук». Программы дополнительного образования: «Химические аспекты экологии», «Решение олимпиадных задач по химии». Призёры краевой НПК «Эврика» и Краевой конференции Малой сельскохозяйственной академии
Портфолио
учителя
Новизна и оригинальность заключаются в передаче учащимся инициативы в организации своего развития, переориентации педагога и учащихся в рамках предметного обучения на исследовательскую, поисковую, проектную, творческую работу (индивидуальную, парную, групповую), привлечении в образовательный процесс родителей учащихся и выпускников, которые оказывают научно-практическую поддержку исследовательской деятельности учащихся (проведение практических и лабораторных работ на базе ВУЗов, лечебных учреждений, предприятий пищевой промышленности; подготовка и проведение ролевых деятельностных игр, разбор олимпиадных заданий федерального и международного уровней).
Р Е Ф Л Е К С И Я
стою на правильном пути .
стою на правильном пути !
стою на правильном пути ?
стою… а надо вновь идти !
Ведь только идущий осилит дорогу!
Принцип моей работы: поиск идей от ученика – только тот способ эффективен, который наиболее удобен для учащихся, подходит их типу мышления. Учащиеся с большим интересом выбирают такие формы, в которых ученик является не пассивным слушателем, а активным участником, получающим конкретную задачу и решающим её самостоятельно, например: работу в НОУ с творческими проектами, работу с помощью учителя-консультанта, работу в качестве ученика-консультанта, самообразование по определённой теме и т.д.
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО УЧЕНИК
Мои ученики несколько лет работают над темой: «Большая химия маленького района». Опыты проводятся в лаборатории физической химии химического факультета КубГУ, под руководством профессора доктора химических наук Кононенко Н. А. Научно-исследовательский проект по химическим аспектам экологии Юбилейного микрорайона г. Краснодара (ЮМР) по теме «Мониторинг качественного и количественного состава воды реки Кубань и водопроводной воды в домах ЮМР» стал в 2007 году призером краевой научно-практической конференции «Эврика» и краевой конференции малой сельскохозяйственной академии наук.
В чем я вижу преимущество проектной и исследовательской деятельности? Любое образование развивает. Но что? Сегодня в мире обозначился кризис образования. Инновационное общество требует инновационное образование. Интеллектуальный потенциал нации становится главным фактором конкурентоспособности. В мире произошли значительные изменения приоритетов в школьном образовании в сторону переориентации на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями, умения сотрудничать и работать в группах. Исследования PISAпоказывают, что российская школа не обеспечивает достаточной готовности выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Стало ясно, что традиционные академические знания и умения российских школьников не позволяют применять их в ситуациях близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией представленной в различных формах, т.е. не имеют сформированных компетентностей во всех аспектах – когнитивном, операционно-деятельностном и ценностно-смысловом.
Я считаю, что основой ученической компетенции является самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Опыт показывает, что она складывается только в условиях личностно ориентированного обучения, когда ученик по собственной инициативе выбирает предмет, объем, форму занятий. В методах учебных проектов и ученических исследований я придаю большое значение самооценке учащихся и развитию у них рефлексивных умений и навыков. Чтобы учебная ситуация приобрела личностную значимость, использую интерактивные формы занятий (урок фантастического проекта, урок - рассказ об ученых, урок – творческий отчет, урок – деловая игра, урок “Что? Где? Когда?”, урок – эстафета, урок - зачет, урок – общественный смотр знаний, урок – исследование, урок открытых мыслей и т.д.). Считаю, что важно научить учащихся критически мыслить. Для этого создаю ситуации, провоцирующие неправильные ответы, предлагаю задания на обнаружение ошибок в решениях, тесты, в которых заложены ошибочные ответы, задачи с избыточными или недостаточными данными.
Повысить интерес к изучению химии мне помогает активная внеклассная работа. Много лет возглавляю химическую секцию «ХимЭра»(химическая эра) химико-биологического отделения «ХимБиАс» (химико-биологические ассы) НОУ(научного общества учащихся) «ЛоМиВас»,названного в честь великого российского ученого Ломоносова Михаила Васильевича, потому что учителя и ученики нашей гимназии считают, что
Может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Девиз членов НОУ «ЛоМиВас»: «Науки юношей питают,
Науки пользуют везде»
Члены химической секции принимают активное участие в проведении “Неделихимии”, включающей занимательные опыты по химии для учащихся начальной школы “Волшебница химия”, викторину “Элементы жизни” для учащихся средней школы, для старшеклассников - Бутлеровские чтения к юбилеям создания теории химического строения органических соединений, театрализованные решения задач Менделеевской олимпиады к юбилеям Периодического закона, ежегодные соревнования команд клуба веселых и находчивых химиков и др.
Но ближе всего мне исследовательско–проектировочная деятельность в которой ученик учится ставить цели и достигать их, т.е. развивает деятельностные способности (компетенции).
Главные требования к проекту:
- умение сформулировать проблему,
- найти способ решения этой проблемы.
Однако жизнь показывает, что метод проектов является эффективным инструментом самостоятельной познавательной деятельности только в том случае, если темы проектов интересны, социально и личностно значимы, усложняются в зависимости от возраста и уровня подготовленности учащихся к самостоятельной работе; если реализуется вся последовательность работы – от замысла, формулировки темы и цели, до защиты, рефлексии и самооценки; если роль учителя меняется от этапа к этапу.
Мои ученики на вопросы в анкетах: «Какие новые навыки вы приобрели в процессе исследований?», «Какое практическое применение и где могли бы иметь ваши выводы?» отвечают:
В.Т. « Я научилась формулировать научные гипотезы, проводить эксперименты, составлять таблицы мониторинга, выражать свои мысли в научной форме. Считаю, что наша работа поднимет интерес общественности к главной водной артерии Краснодарского края – реке Кубань и ее состоянию».
Ю.А. «Моя работа посвящена экологии ЮМР, и так как я живу в этом районе, для меня эта проблема очень актуальна. Теперь я знаю, что значит писать научные работы, научилась делать мультимедийные презентации, приобрела некоторые навыки публичных выступлений, уверенней стала чувствовать себя на сцене, к тому же теперь я лучше знаю общественные организации, отвечающие за вопросы экологии. В результате работы я собрала большой материал, с помощью которого, думаю, можно повлиять на общественность и работу властей с целью улучшения экологической обстановке в нашем микрорайоне».
Д.Е. «Кроме решения чисто научных проблем было еще одно обстоятельство, заставившее нас взяться за научную работу. Как известно: «Всяк грозится, да не всяк возьмется». Представьте себя шестнадцатилетними парнями, бегающими по библиотекам и лабораториям, проводящими настоящие взрослые опыты и получающими реальные результаты. Заманчиво, не так ли? Кроме того, мы могли это сделать! Мы должны были это сделать! И мы это сделали!»
Одним словом, чтобы научится исследовать, нужно исследовать. Ученик не должен получать готовые знания, а должен добывать их сам. Ценность научного знания – руководство к действию. А проект – это способ фиксации деятельности учащихся и дальнейшей мотивации. Мотивация будет, если будут позитивные переживания и успех.
В заключение, перефразируя известное выражение о профессионализме учителя, хочу сказать, что в процессе своей педагогической деятельности я рассказываю как посредственный учитель, объясняю как хороший, изображаю как выдающийся и даже вдохновляю.
Дорогого стоят слова благодарности моего ученика многократного призера олимпиад различных уровней по химии и физике, призера всероссийского конкурса «Старт в науку», выпускника нашей гимназии, ныне аспиранта МФТИ, Сошенкова Сергея:
Учитель химии, спасибо!
Вы на меня надели нимб.
Вы вдохновили, поддержали,
И подсадили на «Олимп»!
Личность – это субъект творения. Закончил творить – престал быть личностью!
Мой девиз: «Творить, чтобы творчество не прекращалось!»
На сегодня в учебно-воспитательном процессе (УВП) обозначился ряд серьёзных противоречий. Одно из них – перегруженность содержания базовых курсов школьных предметов, приводящая к снижению мотивации учебной деятельности, и необходимость введения новых современных учебных дисциплин и элективных курсов, позволяющих повысить конкурентоспособность выпускников школы. Другое – ориентация школьных предметов на формирование знаний, умений и навыков и необходимость формирования научного мышления и освоения различных способов деятельности в том числе и научно – исследовательской.
Выходиз сложившейся ситуации, свою миссию я вижу в интеграции основного и дополнительного образования, создании условий для формирования у ученика комплекса компетенций, в том числе и общеучебных, в соответствии с социальным заказомчерез совершенствование форм организации учебной деятельности, широкое использование современных педтехнологий, целенаправленное развитие научного мышления учащихся, их творческой и познавательной активности.
Цель– обеспечение оптимальных условий для качественного усвоения учащимися базового и профильного стандартов содержания образования и устойчивое инновационное развитие научно- исследовательской деятельности.
Задачи:
- развивать в каждом школьнике творческий потенциал и природные способности, пробуждать деятельностное начало пронизывающее все ступени обучения с учётом образовательных потребностей социума.
- готовить личность к жизни в современном мире, характеризующимся нестабильностью, наличием проблем и проблемных ситуаций во всех потенциальных сферах деятельности.
- создавать условия для обретения учеником универсальных умений и способов деятельности (компетентностей), овладения поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами деятельности.
Для решения этой проблемы использую различные подходы: установление соотношения индукции и дедукции в логической структуре знаний и процессе их получения, формирование системности знаний у учащихся, реализация методических концепций, формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения, научной картины мира, трансформация предметных знаний в методы познавательной деятельности, вооружение учащихся системой научных понятий.
Эта работа стала необходимостью в нашей гимназии, УВП которой направлен на подготовку учащихся к поступлению в ВУЗы, так как 99% наших выпускников становятся студентами, то есть, ориентированы на интеллектуальный труд, основой которого является научное мышление.
С 1988 года я преподаю в гимназии № 87, педагогический коллектив которой работает под девизом: «Уча других, учимся сами». Более того, я считаю, что только тот, кто сам учится, имеет моральное право учить других. Курсы повышения квалификации в Краснодаре, Обнинске, Москве, сотрудничество с Институтом проблем образовательной политики «Эврика», общение с такими учеными, как Лазарев, Поташник, Фирсов, Решетников и другие, заставляет задуматься над проблемами образования и попытаться их решать.
Проблема, над которой работает педколлектив гимназии: «Поиск и создание путей развития в поэтическом переходе школы к современному учебному заведению - многопрофильной гимназии, цель которой качественно новый уровень образования» стала особо актуальна в свете развития системы образования г. Краснодара в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование» и комплексного проекта модернизации образования, который определяет новые подходы к оценке качества образования., включая показатели: индивидуальных достижений обучающихся (ИДО)- портфолио учащегося и результативности труда учителя (РТУ)- портфолио учителя.
Поставленные перед собой задачи решаю через разработку инновационных образовательных программ и проектов, совершенствование интерактивных методик, использование современных педтехнологий (исследовательская, проектная), коллективных способов деятельности, индивидуальной и групповой работы. Участвую в работе творческих групп учителей по реализации инновационных проектов на федеральной экспериментальной площадке (ФЭП) по теме «Формирование индивидуальных образовательных программ в условиях многопрофильной гимназии», краевой экспериментальной площадке (КЭП) по теме «Становление профильного обучения старшеклассников через эффективное внедрение элективных курсов», муниципальной экспериментальной площадке (МЭП) по теме «Интеграция основного и дополнительного образования как путь формирования научного мышления учащихся». Работаю в классах химико-биологического профиля и МОУДОД ЦДОД «Малая академия наук» в естественнонаучном направлении (секция «Химические аспекты экологии; решение задач»). Руковожу секцией химии в научном обществе учащихся (НОУ) гимназии «ЛоМиВас», активно участвую в программе «Творческие интеллектуальные способности учащихся».
На протяжении ряда лет учащиеся гимназии выбирают химико-биологический профиль, успешно сдают выпускные экзамены и поступают в ВУЗы г. Краснодара и г. Москвы, такие как: МФТИ, МГУ, МГА тонкой химической технологии и др.
Десять моих учеников являются призёрами окружных, городских и краевых олимпиад по химии, девять – призёрами школьных научно-практических конференций, двое – призёрами краевых научно-практических конференций «Эврика» и краевой конференции «Малой сельскохозяйственной академии учащихся Кубани».
Р Е З У Л Ь Т А Т И В Н О С Т Ь Т Р У Д А У Ч И Т Е Л Я
1996-1998гг.
Программа «РОСТ»
«Педагогическая диагностика» и «Уровневая дифференциация»
1999- 2001 гг.
ФЭП по теме
«Формирование индивидуальных образовательных программ (ИОП) в условиях многопрофильной гимназии»
2002-2005 гг.
КЭП по теме
«Становление профильного обучения старшеклассников через эффективное внедрение элективных курсов»
2006-2007 гг.
МЭП по теме
«Интеграция основного и дополнительного образования как путь формирования научного мышления учащихся»
Проведение мониторинга результативности уровня обученности по этапам тестовых срезов и результативности зачётов, использование этих знаний для планирования работы по устранению пробелов в знаниях учащихся, для выбора оптимальных методов и приёмов при изложении трудно усваиваемых тем программы
Формирование ИОП, соответствующих потребностям и возможностям интеллектуально продвинутых учащихся. Использование нетрадиционных видов деятельности в которых происходит перевод процесса познания в деятельность. Работа НОУ «ЛоМиВас», секция химии «ХимБиАс».
Научно-исследовательские проекты
«Блок программ-модулей элективных курсов по химии для организации профильной подготовки учащихся 10 и 11 классов» - победитель городского конкурса лучших элективных курсов 2005 г.
Сотрудничество с ЦДОД «Малая академия наук». Программы дополнительного образования: «Химические аспекты экологии», «Решение олимпиадных задач по химии». Призёры краевой НПК «Эврика» и Краевой конференции Малой сельскохозяйственной академии
Портфолио
учителя
Новизна и оригинальность заключаются в передаче учащимся инициативы в организации своего развития, переориентации педагога и учащихся в рамках предметного обучения на исследовательскую, поисковую, проектную, творческую работу (индивидуальную, парную, групповую), привлечении в образовательный процесс родителей учащихся и выпускников, которые оказывают научно-практическую поддержку исследовательской деятельности учащихся (проведение практических и лабораторных работ на базе ВУЗов, лечебных учреждений, предприятий пищевой промышленности; подготовка и проведение ролевых деятельностных игр, разбор олимпиадных заданий федерального и международного уровней).
Р Е Ф Л Е К С И Я
стою на правильном пути .
стою на правильном пути !
стою на правильном пути ?
стою… а надо вновь идти !
Ведь только идущий осилит дорогу!
Принцип моей работы: поиск идей от ученика – только тот способ эффективен, который наиболее удобен для учащихся, подходит их типу мышления. Учащиеся с большим интересом выбирают такие формы, в которых ученик является не пассивным слушателем, а активным участником, получающим конкретную задачу и решающим её самостоятельно, например: работу в НОУ с творческими проектами, работу с помощью учителя-консультанта, работу в качестве ученика-консультанта, самообразование по определённой теме и т.д.
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО УЧЕНИК
Мои ученики несколько лет работают над темой: «Большая химия маленького района». Опыты проводятся в лаборатории физической химии химического факультета КубГУ, под руководством профессора доктора химических наук Кононенко Н. А. Научно-исследовательский проект по химическим аспектам экологии Юбилейного микрорайона г. Краснодара (ЮМР) по теме «Мониторинг качественного и количественного состава воды реки Кубань и водопроводной воды в домах ЮМР» стал в 2007 году призером краевой научно-практической конференции «Эврика» и краевой конференции малой сельскохозяйственной академии наук.
В чем я вижу преимущество проектной и исследовательской деятельности? Любое образование развивает. Но что? Сегодня в мире обозначился кризис образования. Инновационное общество требует инновационное образование. Интеллектуальный потенциал нации становится главным фактором конкурентоспособности. В мире произошли значительные изменения приоритетов в школьном образовании в сторону переориентации на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями, умения сотрудничать и работать в группах. Исследования PISAпоказывают, что российская школа не обеспечивает достаточной готовности выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Стало ясно, что традиционные академические знания и умения российских школьников не позволяют применять их в ситуациях близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией представленной в различных формах, т.е. не имеют сформированных компетентностей во всех аспектах – когнитивном, операционно-деятельностном и ценностно-смысловом.
Я считаю, что основой ученической компетенции является самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Опыт показывает, что она складывается только в условиях личностно ориентированного обучения, когда ученик по собственной инициативе выбирает предмет, объем, форму занятий. В методах учебных проектов и ученических исследований я придаю большое значение самооценке учащихся и развитию у них рефлексивных умений и навыков. Чтобы учебная ситуация приобрела личностную значимость, использую интерактивные формы занятий (урок фантастического проекта, урок - рассказ об ученых, урок – творческий отчет, урок – деловая игра, урок “Что? Где? Когда?”, урок – эстафета, урок - зачет, урок – общественный смотр знаний, урок – исследование, урок открытых мыслей и т.д.). Считаю, что важно научить учащихся критически мыслить. Для этого создаю ситуации, провоцирующие неправильные ответы, предлагаю задания на обнаружение ошибок в решениях, тесты, в которых заложены ошибочные ответы, задачи с избыточными или недостаточными данными.
Повысить интерес к изучению химии мне помогает активная внеклассная работа. Много лет возглавляю химическую секцию «ХимЭра»(химическая эра) химико-биологического отделения «ХимБиАс» (химико-биологические ассы) НОУ(научного общества учащихся) «ЛоМиВас»,названного в честь великого российского ученого Ломоносова Михаила Васильевича, потому что учителя и ученики нашей гимназии считают, что
Может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Девиз членов НОУ «ЛоМиВас»: «Науки юношей питают,
Науки пользуют везде»
Члены химической секции принимают активное участие в проведении “Неделихимии”, включающей занимательные опыты по химии для учащихся начальной школы “Волшебница химия”, викторину “Элементы жизни” для учащихся средней школы, для старшеклассников - Бутлеровские чтения к юбилеям создания теории химического строения органических соединений, театрализованные решения задач Менделеевской олимпиады к юбилеям Периодического закона, ежегодные соревнования команд клуба веселых и находчивых химиков и др.
Но ближе всего мне исследовательско–проектировочная деятельность в которой ученик учится ставить цели и достигать их, т.е. развивает деятельностные способности (компетенции).
Главные требования к проекту:
- умение сформулировать проблему,
- найти способ решения этой проблемы.
Однако жизнь показывает, что метод проектов является эффективным инструментом самостоятельной познавательной деятельности только в том случае, если темы проектов интересны, социально и личностно значимы, усложняются в зависимости от возраста и уровня подготовленности учащихся к самостоятельной работе; если реализуется вся последовательность работы – от замысла, формулировки темы и цели, до защиты, рефлексии и самооценки; если роль учителя меняется от этапа к этапу.
Мои ученики на вопросы в анкетах: «Какие новые навыки вы приобрели в процессе исследований?», «Какое практическое применение и где могли бы иметь ваши выводы?» отвечают:
В.Т. « Я научилась формулировать научные гипотезы, проводить эксперименты, составлять таблицы мониторинга, выражать свои мысли в научной форме. Считаю, что наша работа поднимет интерес общественности к главной водной артерии Краснодарского края – реке Кубань и ее состоянию».
Ю.А. «Моя работа посвящена экологии ЮМР, и так как я живу в этом районе, для меня эта проблема очень актуальна. Теперь я знаю, что значит писать научные работы, научилась делать мультимедийные презентации, приобрела некоторые навыки публичных выступлений, уверенней стала чувствовать себя на сцене, к тому же теперь я лучше знаю общественные организации, отвечающие за вопросы экологии. В результате работы я собрала большой материал, с помощью которого, думаю, можно повлиять на общественность и работу властей с целью улучшения экологической обстановке в нашем микрорайоне».
Д.Е. «Кроме решения чисто научных проблем было еще одно обстоятельство, заставившее нас взяться за научную работу. Как известно: «Всяк грозится, да не всяк возьмется». Представьте себя шестнадцатилетними парнями, бегающими по библиотекам и лабораториям, проводящими настоящие взрослые опыты и получающими реальные результаты. Заманчиво, не так ли? Кроме того, мы могли это сделать! Мы должны были это сделать! И мы это сделали!»
Одним словом, чтобы научится исследовать, нужно исследовать. Ученик не должен получать готовые знания, а должен добывать их сам. Ценность научного знания – руководство к действию. А проект – это способ фиксации деятельности учащихся и дальнейшей мотивации. Мотивация будет, если будут позитивные переживания и успех.
В заключение, перефразируя известное выражение о профессионализме учителя, хочу сказать, что в процессе своей педагогической деятельности я рассказываю как посредственный учитель, объясняю как хороший, изображаю как выдающийся и даже вдохновляю.
Дорогого стоят слова благодарности моего ученика многократного призера олимпиад различных уровней по химии и физике, призера всероссийского конкурса «Старт в науку», выпускника нашей гимназии, ныне аспиранта МФТИ, Сошенкова Сергея:
Учитель химии, спасибо!
Вы на меня надели нимб.
Вы вдохновили, поддержали,
И подсадили на «Олимп»!
Личность – это субъект творения. Закончил творить – престал быть личностью!
Мой девиз: «Творить, чтобы творчество не прекращалось!»