«Составление предложений - полных ответов на вопросы по тексту»
Лихачёва С.В.
Учитель-логопед МБОУ «СОШ №20 с
углубленным изучением отдельных предметов»»
г.Старый Оскол
Белгородской области
Конспект логопедического занятия по теме:
«Составление предложений - полных ответов
на вопросы по тексту»
ЦЕЛИ:• формировать умение составлять полные ответына вопросы по тексту, соблюдая правильный порядок слов;
• развивать умение распространять предложение;
• учить произносить предложения с различной интонацией;
. • расширять знания детей о птицах;
• развивать слоговый анализ и синтез слов.
ОБОРУДОВАНИЕ; предметные картинки по теме «Птицы», карточки с текстами «Ворона», «Коллективная работа» , мяч, запись на доске.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
На доске:
— ЖА
— ЧАН
— РАБЛИК
— ЛЕНО
— РОБКА
— ЗА
— ТИК
— РЕНЬ
Рыдают буквы в каждой строчке. — От наших слов — одни кусочки. У всех у нас одно начало И, как назло, оно пропало. Но если вы его найдете, То сразу все слова прочтете.
(Я. Пишумов)
— Догадайтесь, какой одинаковый слог пропущен в этих
словах. Прочитайте слова.
— Сядет тот, кто назовет слова из двух слогов. Все слоги слова заканчиваются на гласную. (Кожа. Коза
— Сядет тот, кто назовет слово из трех слогов, в котором
все слоги заканчиваются на гласную.(Колено.)
— Сядет тот, кто назовет слова из двух слогов. Последний
согласный слова звучит твердо. (Котик, кочан.)
— Сядет тот, кто назовет слово из двух слогов. Последний
согласный слова звучит мягко. (Корень.)
— Сядет тот, кто произнесет по слогам оставшиеся слова. (Кораблик, коробка.)
— Дайте правильный и полный ответ на мой вопрос? Посчитайте количество слов в предложении.
На какое дерево садится ворона после дождя? (После дождяворона садится на мокрое дерево.)
Какая птица любит блестящие вещи? (Сорокалюбит блестящиевещи.)
Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка подкладывает свои яйца в гнезда других птиц.)
Какая птица охотится ночью?{Сова охотится ночью.)
Какие птицы зимуют в наших краях? (В наших краях зимуюткороны, воробьи, сороки, дятлы, синицы.)
Какие птицы улетают зимовать в теплые края? (В теплые краяулетают зимовать журавли, лебеди, утки, кукушки, соловьи,скворцы.)
Какую птицу зовут лесным доктором? (Дятла зовут леснымдоктором потому, что он спасает деревья от вредныхнасекомых.)
— Каким был ваш ответ: полным или коротким, кратким?
Объясните свой ответ.
4. физкультминутка «Кто последний?»
— Послушайте предложение. Дополните его одним словом,
перекидывайте мяч друг другу. Выигрывает тот, кто придумает самое последнее слово к предложению и повторит всю
фразу правильно.
Птичка вернулась.
Птичка вернулась весной.
Птичка вернулась ранней весной.
Перелетная птичка вернулась ранней весной
5.Подбор родственных слов по данному образцу.
Словарная работа
— Отгадайте птицу:
[С], потом [Т], потом [Р], потом [И], потом [Ж]. (Стриж.)
— Запишите предложение правильно, обозначая начало и
конец предложения.
— Прочитайте записанное предложение с интонацией повествования.
— Прочитайте предложение с интонацией восклицания.
— Прочитайте предложение с вопросительной интонацией.
7. Работа с текстом «Ворона». Полные ответы на вопросы
Учитель-логопед раздает карточки с текстом «Ворона»
ВОРОНА
Эта птица знакома всем. У вороны сильные ноги, крупный клюв. Перья у нее обычно серые и черные.
Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, в пустынях. Много ворон живет в городах. Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.
—Послушайте. (Текст читает учитель-логопед.)
—Прочитайте. (Читают 1—2 ученика.)
—Что мы прочитали? (Текст.) Объясните свой ответ.
—О ком идет речь в тексте?
—Какую пользу приносят вороны? Прочитайте предложение-ответ.
Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.
—Сколько слов в этом предложении? (б)
—Каким был ваш ответ: полным или кратким?
— Запишите предложение, обозначьте начало и конец предложения (орфографическая диктовка ученика.)
— Подчеркните цодлежащее и сказуемое.
— Составьте графическую схему предложения. Обозначьте интонацию конца предложения.
— Где живут вороны? Составьте полный ответ. (Учащиеся самостоятельно составляют полный ответ.)
— Сколько слов в этом предложении? Каким был ваш ответ: полным или кратким?
— Запишите предложение, обозначьте начало и конец предложения (орфографическая диктовка, обратить внимание на постановку знаков препинания.)
— Подчеркните подлежащее и сказуемое.
— Составьте графическую схему предложения. Обозначьте интонацию конца предложения.
— Пользуясь текстом и своими наблюдениями, устно опишите ворону. (Учитель-логопед редактирует предложения детей.)
(
8. Работа с текстом «Коллективная работа».Полные ответы на вопросы
Учитель-логопед раздает карточки с текстом «Коллективная работа»
КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА
Зима. Подмосковное озеро. У лунок сидят любители подводного лова. А на высоких соснах уселись вороны. Что им тут надо? Зачем пожаловали? Вот два рыбака оставили свои лунки. А вороны тут как тут. Одна птица схватила леску и потащила ее. А вторая поддела клювом рыбешку и выбросила ее на лед. Вот и обед готов.
Послушайте. (Текст читает учитель-логопед.)
Уточнение лексического значения слов (можно предложить учащимся самостоятельно уточнить лексическое значение слов, используя толковый словарь):
ЛУНКА — небольшое углубление в чем-нибудь, ямка. ЛЕСКА — специально обработанная капроновая нить, используемая в технике, в производствах.
—Прочитайте выразительно. (Читают 1—2 ученика.)
—Что вы прочитали? {Текст.) Объясните свой ответ.
—О чем говорится в тексте? (В тексте рассказывается отом, как...)
—Почему текст имеет такой заголовок?
—Послушайте слова: прийти, явиться.
—Как называются слова, близкие по смысловому значению? Найдите в тексте слово-синоним. (Пожаловать.)
—Почему в тексте употреблено слово пожаловать? Объясните выбор автора.