Официальный сайт welinux 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



« Древнее Двуречье»

Submitted by Елена Александровна Палушкина on Wed, 08/01/2014 - 14:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Палушкина Елена Александровна
Место работы, должность: 
МБОУ " ООШ №10" г. Гурьевска
Регион: 
Кемеровская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

Цель урока: познакомить школьников с географическим положением и природой Древнего Двуречья, с занятиями населения, религиозными верованиями, развитием письменности и культурой этой страны

Предметные: научатся определять термины: Двуречье, клинопись, « сыновья школы»

Учащиеся получат возможность научиться:называть и показывать на карте Древнего Востока Междуречье, города и реки Двуречья; давать сравнительную характеристику природно-климатических условий Египта и Двуречья;

Метапредметные:

Познавательные:учащиесяопределяют понятия, создают обобщения,классифицируют,  устанавливают причинно-следственные связи, строятлогические рассуждения, умозаключения  и делают выводы;

Коммуникативные:участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера;

 Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; составляют план  последовательности действий; принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания. 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Андреевская, Т. П. История Древнего мира. 5 класс [Тест]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. П. Андреевская, М. В. Белкин, Э. В. Ванина; под общ. Ред. В. С. Мясникова. – М.: Вентана – Граф, 2013

Используемая методическая литература: 

Годер, Г. И. История Древнего мира. 5 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч. Ч.1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток /Г. И. Годер. -  М.: Просвещение, 2012

 

Используемые ЦОР: 

http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/general-class.php?SECTION_ID=1617

Краткое описание: 
технологическая карта урока с описанием отрабатываемых на уроке УУД
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, Технология оценивания .

Организационный момент

 

 

 

Постановка цели и задач урока.

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация учебной деятельности обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

 

– Ребята,  вспомните, о чем мы говорили на прошлых уроках?

 

 

 

Попробуйте догадаться о теме нашего разговора сегодня, отгадав загадку.

 Загадка:

Пробегает рощу –

Моет и полощет,

Пробежала вдоль лужка –

Искупала пастушка.

Тема нашего урока тесно связано с этим словом. Сегодня мы познакомимся с государством Западной Азии - Древним Двуречьем.

 

Ребята, с чем мы должны познакомиться, чтобы изучить историю Древнего Двуречья?

 

 

 

 

 

 

 

Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземному морю, где находятся Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат.

- Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат?

— Как вы думаете, почему Двуречье носит такое название?

 

 -Где берут свое начало реки Тигр и Евфрат?

–Каковы были природные условия Двуречья, анализирую данную карту?

 

Также как и Нил в Египте, реки Тигр и Евфрат питали своими водами плодородные земли и дарили жизнь и процветание этой стране.Жителей  Юга Двуречья называли шумерами. Земля, на которой они жили - плоская равнина с жарким и засушливым климатом. Дожди выпадали редко. А в период разлива рек бурные потоки воды обрушивались на поселки и пастбища, сносили жилища, посевы и загоны для скота. На основе изложенного материала перечислите основные занятия жителей Двуречья.

Земледельцы жили в Двуречье с глубокой древности, еще в первобытную эпоху. А города - государства возникли приблизительно в то же время, что и долине Нила - более пяти тысяч лет назад.

 

Для того, чтобы узнать о письменности Древнего Двуречья предлагаю Вам решить историческую задачу.

Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежавших ученикам школы – будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.

 – Что можно узнать по этим табличкам о жизни людей того времени?

 

 

Для деловой переписки нужен простой и дешевый материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Поэтому жители Двуречья писали на глиняных дощечках. Если документ был важный, то табличку обжигали, как кирпич. После этого ее можно было хранить долго.

- Как вы считаете, отличается ли современная школа от школы, существовавшей в Древнем Двуречье?

 

 

 

Основным материалом в Двуречья является глина. Из нее  научились делать кирпичи, строить  дома,  дворцы и храмы.

Вспомните, что такое храм?

В Древнем Двуречье храмы называли зиккураты. Об этом послушаем сообщение.

- Каким богам преклонялись жители Двуречья? Для ответа на данный вопрос заполните таблицу

( см. приложение1), работая с текстом учебника на  с.64. Сверьте ответы.

 

Почему почитаемые боги Двуречья связаны с природными явлениями?

 

 

 

Какую роль играли жрецы в Двуречье,  мы узнаем, составив схему:  «Функции жрецов Древнего Двуречья»

 

 

–  Мы изучали историю Древнего Египта, особенности его цивилизации.

 

 

 

 

Ученики называют ответ - река

 

 

 

 

 

 

 

Ученики планируют узнать о природе, климатических условиях, местоположении Древнего Двуречья.   Познакомиться с занятиями населения, развитием письменности, религиозными верованиями, и культурой этой страны.

 

 

 

Работа по карте « Древний Восток» ( с. 31   учебника  Вигасина А.А.)                                                                                                                                                                       

                                                      

Двуречье или Междуречье

 

Жизнь Двуречья тесно связана с двумя крупными реками – Тигр и Евфрат.

Обе реки текут с севера на юг с гор Закавказья в Персидский залив.

Местность делится как бы на две части: на севере - гористая и каменистая, а на юге – совсем ровная и камней там нет.

 

 

 

 

 

 

 

Ученики перечисляют: земледелие, скотоводство, строительство каналов и земляных насыпей по берегам рек, ремесло.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: писали на глиняных табличках, существовали школы, люди были грамотными, писали клинописью.

 

 

 

 

 

 

 

Работа с иллюстрацией в учебнике на с. 66.

Ученики сравнивают помещение, материалы для письма, процесс преподавания, отношения между учениками и учителем. Работают над понятиями  «отец школы», «сыновья школы», « человек с палкой».

 

 

Ответ: Храм-это жилище богов.

Выступление обучающегося

 

 

заполнение таблицы.

Работа в парах.

 

 

 

Ответ: жители Двуречья не могли объяснить многие явления природы, а от них зависела их жизнь, вероятно, поэтому они и поклонялись этим богам.

 

Составление схемы по 2 абзацам пункта 3(см. приложение2).

 

 

 

Регулятивные УУД:

1.                Определять цель – проблему.

2.               Выдвигать версии

3.               Планировать деятельность

4.               Работать по плану

5.               Оценивать степень и способы достижения цели

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

1.               Планировать с помощью учителя  учебную деятельность;

 

 

 

 

Познавательные УУД:

1.                Находить информацию в разных источниках.

2.Выделять главное

3. Определять понятия

4. Анализировать , доказывать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

1.               Определять цель – проблему.

2.               Выдвигать версии

3.               Планировать деятельность

4.               Работать по плану

5.               Оценивать степень и способы достижения цели

 

 

Познавательные УУД:

1.               Находить информацию в разных источниках.

2.Выделять главное

3. Определять понятия

4. Анализировать , доказывать

5. Сравнивать

6.Владеть смысловым чтением, вычитывать разные виды информации

7.Делать выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

1. Умение вести диалог;

2.               Умение работать в группе, распределять роли

3.           Высказывать свое мнение;

4.           Формулировать главную мысль;

5.           Объяснять значение понятий.

Познавательные УУД:

1.               Находить информацию в разных источниках.

2.Выделять главное

3.Предоставлять информацию в сжатом виде;

Применение нового знания

Закончи предложение:1. Двуречье расположено между реками … (Тигр и Евфрат)

2. Климат Двуречья был (жарким, засушливым)

3. Реки Тигр и Евфрат впадают в ….(Персидский залив)

4. Древние города Двуречья:… (Ур, Урук, Вавилон, Киш, Ниппур, Лагаш)

5. Основные занятия древних шумеров: …(скотоводство, земледелие, рыболовство)

6.Религия шумеров была … ( языческой), т.к. они почитали многих богов.

7. Материалом для строительства была … (глина)

8. Письмо шумеров называлось … (клинописью)

  Работа с текстом

Познавательные УУД:

1.               Владеть смысловым чтением,

2.               Делать выводы

3.               Проводить анализ, устанавливать причинно- следственные связи

 

 

Закрепление материала

Работа с картой «Древнее Двуречье».Словарная работа.

 

Познавательные УУД:

1.     Находить информацию в разных источниках.

2.Выделять главное

3. Определять понятия

 

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Параграф 13, сравните природные условия Древнего Двуречья и Древнего Египта.

*Каким русским пословицам соответствуют шумерские: « Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее колодку»; « Увернулся от дикого быка – натолкнулся на дикую корову»?

Записи в дневниках.

 

Рефлексия

Что нового узнали, что помогло? Где пригодятся знания? Кто из ребят больше всех помог в  «открытии»  знаний? Как работал ты?

Дети отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД:

1.               Определять цель – проблему.

2.               По ходу работы сверять свои действия с целью

3.               Находить и исправлять ошибки

4.               Оценивать степень и способы достижения цели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Приложение1

Имя бога или богини

Природное явление или область жизни, которой он ( она) повелевал или покровительствовал

Шамаш

 

 

Бог Луны

 

Бог воды

Иштар

 

 

 

Приложение2

 

«Функции жрецов Древнего Двуречья»

 Религиозная деятельность:

 «общение» с богами; проведение  обрядов, ритуалов

 

 

Ненаучная деятельность: наблюдение за движением небесных богов; предсказание по звездам судеб людей.

 

 

Научная деятельность: составление календаря; вычисления сроков лунных затмений; занятие математикой( священное число-60)

 

Приложение 3

Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у шумеров до 7 у вавилонян, не имевших интерьера (исключение — верхний объём, в котором находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Внутри стен, поддерживающих платформы (параллелепипеды) находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.

Рядом со ступенчатой башней-зиккуратом обычно находился храм, который являлся не молитвенным сооружением как таковым, а жилищем бога. Шумеры, а вслед за ними и ассирийцы с вавилонянами, поклонялись своим богам на вершинах гор и, сохранив эту традицию после переселения в низменное Двуречье, возводили горы-насыпи, соединявшие небо и землю. Материалом для постройки зиккуратов служил кирпич - сырец, дополнительно укреплённый слоями тростника, снаружи облицовывались обожжённым кирпичом. Дожди и ветры разрушали эти сооружения, их периодически подновляли и восстанавливали, поэтому они со временем становились выше и больше по размерам, менялась и их конструкция. Шумеры строили их трёхступенчатыми в честь верховной троицы своего пантеона — бога воздуха Энлиля, бога вод Энки и бога неба Ану. Вавилонские зиккураты были уже семиступенчатыми и окрашивались в символические цвета планет.

Дур-Унташ или Чогха-Занбиль, построенный в XIII веке до н. э. Унташ Напириша и располагающийся близ Суз, один из наиболее хорошо сохранившихся зиккуратов

В поздний период зиккурат был не столько храмовым сооружением, сколько административным центром, где располагалась администрация и архивы.

Прообразом зиккурата были ступенчатые храмы. Первые такие башни в форме примитивных ступенчатых террас появились в аллювиальных долинах Тигра и Евфрата в конце IV тысячелетия до н. э. Последний заметный всплеск активности в возведении месопотамских зиккуратов засвидетельствован уже в VI веке до н. э., в конце нововавилонского периода. На протяжении всей древней истории зиккураты подновлялись и перестраивались, составляя предмет гордости царей.

Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами.

Зиккураты сохранились в Ираке (в древних городах Борсиппе, Вавилоне, Дур-Шаррукине, все — 1-е тыс. до н. э.) и Иране (в городище Чогха-Занбиль, 2-е тыс. до н. э.).


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн