Организационный момент
Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности обучающихся
Актуализация знаний
|
– Ребята, вспомните, о чем мы говорили на прошлых уроках?
Попробуйте догадаться о теме нашего разговора сегодня, отгадав загадку.
Загадка:
Пробегает рощу –
Моет и полощет,
Пробежала вдоль лужка –
Искупала пастушка.
Тема нашего урока тесно связано с этим словом. Сегодня мы познакомимся с государством Западной Азии - Древним Двуречьем.
Ребята, с чем мы должны познакомиться, чтобы изучить историю Древнего Двуречья?
Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземному морю, где находятся Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат.
- Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат?
— Как вы думаете, почему Двуречье носит такое название?
-Где берут свое начало реки Тигр и Евфрат?
–Каковы были природные условия Двуречья, анализирую данную карту?
Также как и Нил в Египте, реки Тигр и Евфрат питали своими водами плодородные земли и дарили жизнь и процветание этой стране.Жителей Юга Двуречья называли шумерами. Земля, на которой они жили - плоская равнина с жарким и засушливым климатом. Дожди выпадали редко. А в период разлива рек бурные потоки воды обрушивались на поселки и пастбища, сносили жилища, посевы и загоны для скота. На основе изложенного материала перечислите основные занятия жителей Двуречья.
Земледельцы жили в Двуречье с глубокой древности, еще в первобытную эпоху. А города - государства возникли приблизительно в то же время, что и долине Нила - более пяти тысяч лет назад.
Для того, чтобы узнать о письменности Древнего Двуречья предлагаю Вам решить историческую задачу.
Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежавших ученикам школы – будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.
– Что можно узнать по этим табличкам о жизни людей того времени?
Для деловой переписки нужен простой и дешевый материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Поэтому жители Двуречья писали на глиняных дощечках. Если документ был важный, то табличку обжигали, как кирпич. После этого ее можно было хранить долго.
- Как вы считаете, отличается ли современная школа от школы, существовавшей в Древнем Двуречье?
Основным материалом в Двуречья является глина. Из нее научились делать кирпичи, строить дома, дворцы и храмы.
Вспомните, что такое храм?
В Древнем Двуречье храмы называли зиккураты. Об этом послушаем сообщение.
- Каким богам преклонялись жители Двуречья? Для ответа на данный вопрос заполните таблицу
( см. приложение1), работая с текстом учебника на с.64. Сверьте ответы.
Почему почитаемые боги Двуречья связаны с природными явлениями?
Какую роль играли жрецы в Двуречье, мы узнаем, составив схему: «Функции жрецов Древнего Двуречья»
|
– Мы изучали историю Древнего Египта, особенности его цивилизации.
Ученики называют ответ - река
Ученики планируют узнать о природе, климатических условиях, местоположении Древнего Двуречья. Познакомиться с занятиями населения, развитием письменности, религиозными верованиями, и культурой этой страны.
Работа по карте « Древний Восток» ( с. 31 учебника Вигасина А.А.)
Двуречье или Междуречье
Жизнь Двуречья тесно связана с двумя крупными реками – Тигр и Евфрат.
Обе реки текут с севера на юг с гор Закавказья в Персидский залив.
Местность делится как бы на две части: на севере - гористая и каменистая, а на юге – совсем ровная и камней там нет.
Ученики перечисляют: земледелие, скотоводство, строительство каналов и земляных насыпей по берегам рек, ремесло.
Ответ: писали на глиняных табличках, существовали школы, люди были грамотными, писали клинописью.
Работа с иллюстрацией в учебнике на с. 66.
Ученики сравнивают помещение, материалы для письма, процесс преподавания, отношения между учениками и учителем. Работают над понятиями «отец школы», «сыновья школы», « человек с палкой».
Ответ: Храм-это жилище богов.
Выступление обучающегося
заполнение таблицы.
Работа в парах.
Ответ: жители Двуречья не могли объяснить многие явления природы, а от них зависела их жизнь, вероятно, поэтому они и поклонялись этим богам.
Составление схемы по 2 абзацам пункта 3(см. приложение2).
|
Регулятивные УУД:
1. Определять цель – проблему.
2. Выдвигать версии
3. Планировать деятельность
4. Работать по плану
5. Оценивать степень и способы достижения цели
Регулятивные УУД:
1. Планировать с помощью учителя учебную деятельность;
Познавательные УУД:
1. Находить информацию в разных источниках.
2.Выделять главное
3. Определять понятия
4. Анализировать , доказывать
Регулятивные УУД:
1. Определять цель – проблему.
2. Выдвигать версии
3. Планировать деятельность
4. Работать по плану
5. Оценивать степень и способы достижения цели
Познавательные УУД:
1. Находить информацию в разных источниках.
2.Выделять главное
3. Определять понятия
4. Анализировать , доказывать
5. Сравнивать
6.Владеть смысловым чтением, вычитывать разные виды информации
7.Делать выводы
Коммуникативные УУД:
1. Умение вести диалог;
2. Умение работать в группе, распределять роли
3. Высказывать свое мнение;
4. Формулировать главную мысль;
5. Объяснять значение понятий.
Познавательные УУД:
1. Находить информацию в разных источниках.
2.Выделять главное
3.Предоставлять информацию в сжатом виде;
|
Применение нового знания
|
Закончи предложение:1. Двуречье расположено между реками … (Тигр и Евфрат)
2. Климат Двуречья был (жарким, засушливым)
3. Реки Тигр и Евфрат впадают в ….(Персидский залив)
4. Древние города Двуречья:… (Ур, Урук, Вавилон, Киш, Ниппур, Лагаш)
5. Основные занятия древних шумеров: …(скотоводство, земледелие, рыболовство)
6.Религия шумеров была … ( языческой), т.к. они почитали многих богов.
7. Материалом для строительства была … (глина)
8. Письмо шумеров называлось … (клинописью)
|
Работа с текстом
|
Познавательные УУД:
1. Владеть смысловым чтением,
2. Делать выводы
3. Проводить анализ, устанавливать причинно- следственные связи
|