Методическое пособие по литературе. Тема: Творчество А.С. Пушкина. «Песнь о вещем Олеге».
Submitted by Валентина Алексеевна Публичко on Wed, 08/01/2014 - 12:24
Тема: Творчество А.С. Пушкина. «Песнь о вещем Олеге».
Цель урока:
- образовательные: повторить биографию А.С. Пушкина, познакомить с историей создания произведения, проанализировать балладу;
- развивающие: развивать навык выразительного чтения, навык сравнения, умение делать выводы; умение составлять план текста;
- воспитательные: повышать интерес к истории Руси.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник «Литература 7класс» / В.Я. Котровина, портрет А.С. Пушкина, мультимедийное пособие «Уроки литературы Кирилла и Мефодия 7-8 класс», карточки с пунктами плана, индивидуальная папка-помощник.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Переход к теме. Постановка цели.
4. Работа с текстом.
5. Выводы.
6. Итоги урока.
7. Домашнее задание и консультация по его выполнению.
Ход урока:
Организационный момент.
Слово учителя. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями
А.С. Пушкина. Перед нами баллада Пушкина «Песнь о вещем Олеге». (Запись числа и темы в тетрадь).
Проверка домашнего задания.
а) Блиц-опрос по биографии Пушкина. (Упражнение на развитие внимания и умения находить в тексте нужную информацию). Учащиеся дают ответы на вопросы, используя папки-помощники, в которых имеются биографии писателей, составленные учениками совместно с учителем и отражающие основные моменты жизни и творчества.
- Когда и где родился А. С. Пушкин?
- С какого возраста начал сочинять стихи?
- Как звали няню будущего поэта?
- Где учился Пушкин?
- Какие произведения Пушкина вы знаете?
б) Проверка дифференцированного домашнего задания. (Одни учащиеся рассказывают наизусть отрывок из поэмы «Медный всадник», другие – выразительное чтение отрывка).
Переход к теме. Постановка цели.
Слово учителя. Многие поэты и писатели обращались к прошлому, читали удивительные легенды и предания. На их основе создавали свои произведения. Так и Александр Сергеевич Пушкин обратился к летописи, в которой рассказывается о киевском князе Олеге, и создал своё произведение «Песнь о вещем Олеге». На уроке мы прочитаем это произведение, проанализируем, дадим характеристику героям, составим план.
Учитель читает и комментирует историю об Олеге в летописи. Стр. учебника 81. Учащиеся следят за чтением по учебнику.
Работа с текстом.
а) Словарная работа. Ученики вместе с учителем зачитывают незнакомые слова и их значения из сносок после текста. Учитель даёт необходимые комментарии.
б) Работа с иллюстрациями перед чтением текста. На экране иллюстрации к произведению (мультимедийное пособие «Уроки литературы Кирилла и Мефодия 7-8 класс»). Учитель знакомит учащихся с героями произведения по иллюстрациям. Учащиеся описывают героев. Учитель ещё раз останавливается на исторических событиях произведения, повторяются значения слов князь, волхв, кудесник, дружина.
в) Чтение текста и составление плана. (План записывается учениками в тетрадь, учителем на доске).
Произведение читает учитель по столбикам. Учащимся предлагается рассказать о событиях, происходящих в каждой части баллады. Затем совместно с учителем формулируется и записывается пункт плана:
Князь Олег собирается в военный поход;
Олег встречает кудесника;
Князь хочет узнать будущее;
Предсказание кудесника;
Олег прощается с конём;
Олег и дружина много лет спустя;
Князь вспоминает о своём коне;
Смерть князя Олега;
Предсказания кудесника сбылись.
Физпауза
г) Упражнения на тренировку и развитие памяти.
Ученики перечитывают план в тетради и самостоятельно пытаются воссоздать события произведения.
Учащимся выдаются карточки с пунктами плана (план произведения, напечатанный и разрезанный, без нумерации). Ребята, не пользуясь тетрадями, выстраивают карточки с пунктами плана в нужном порядке. Затем предлагается пересказать текст по построенному плану. Ученики слушают друг друга и исправляют. Затем каждый проверяет составленный план по тетради.
д) Итоговые вопросы по тексту:
- Что поведал кудесник о жизни князя?
- Опишите князя Олега и кудесника. Кто вам больше понравился и почему?
- Как вы думаете, кто больше нравится Пушкину: князь Олег или кудесник? Почему?
- Какую часть произведения вы хотели бы инсценировать? Почему?
е) Отработка навыка выразительного чтения.
Ученикам предлагается прочитать несколько раз негромко вслух свой отрывок для инсценировки. Затем объявляется конкурс на выразительное чтение отрывков. Остальные ребята следят за читающим по тексту.
5. Выводы.
Слово учителя. Сегодня на уроке мы познакомились ещё с одним произведением
А.С. Пушкина «Песня о вещем Олеге». Узнали, что Пушкин создал это произведение по древнерусской летописи.
- Назовите ещё раз героев произведения;
- Что случилось с главным героем?
6. Итоги урока.
7. Домашнее задание и консультации по его выполнению.
Выразительное чтение произведения. Пересказ по плану в тетради.