"В сердце все человеческое богатство". (По рассказу А.Платонова "Юшка")
Размещено: Елена Владимировна Дьякова - пн, 06/01/2014 - 02:01
Тема урока:«В сердце все человеческое богатство». (По рассказу А. Платонова «Юшка»).
Цель:
1. Обеспечить формирование представления об «особенности человека» и месте человека в художественном мире А. Платонова.
2. Продолжить формировать умение работать с текстом художественного произведения. Обогащение и усложнение словарного запаса; умение выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать, ставить и разрешать проблемы.
3. Пробуждать интерес к творчеству А. Платонова. Воспитывать уважение к человеку.
Ход урока.
1.Организационное начало урока.
2.Слово учителя. Сообщение темы и цели урока.
- Солнце... Хорошие лица... Радость?.. Взволнована... Идешь и улыбаешься. Кто-то сказал обидное слово. Злость? Забыть! Как совладать с собой? Когда кого-то любишь, говорят: «Сердцу не прикажешь...» Что в нашем сердце? Любовь? Ненависть? Добро? Зло? Милосердие? Андрей Платонов сказал: «В сердце все человеческое богатство». Эти слова станут темой нашего урока.
Сердце... В словаре Сергея Ивановича Ожегова дано 3 значения этого слова. Одно из них (переносное) такое: сердце - орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.
Каким же должен быть человек по мнению писателя 20 века Андрея Платонова? Как нужно относиться к людям? Над этим мы поразмышляем, обратившись к рассказу «Юшка».
3.Подготовка к восприятию.(Проверка домашнего задания).
- Но вначале мне хотелось бы послушать ответы на вопросы, над которыми вы размышляли дома.
Доброта испокон веков почиталась как высшая добродетель русского человека. Известный философ Владимир Соловьев считал, что истинно добрым можно признать только то, что само по себе хорошо и потому во всех случаях сохраняет свой добрый характер, никогда не становясь злым. Добро находит проявление в сострадании и милосердии.
- Как вы поступите, если вас оскорбят словом или ударят?
- Вы знаете, как нужно поступать. Но всегда ли мы задумываемся над своими поступками? Всегда ли есть в нашем сердце место милосердию, любви к ближнему? И.С. Тургенев писал: «Любовь ... сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Ведь только любовь способна спасти людей, только она объединяет человечество в одну большую семью. Так считает и Андрей Платонов, эту истину пытаются донести до нас его герои.
4.Знакомство с главным героем.
- На прошлом уроке мы с вами прочитали рассказ «Юшка». О чем же это произведение? (В нем рассказывается о Юшке и его отношениях с людьми.)
А какой он этот Юшка? Что говорит о нем автор в начале произведения? Зачитайте. Как называется такая характеристика героя? («Старый на вид, мал ростом и худ».)
- Какое впечатление на вас произвела внешность Юшки? (Жалость)
Что еще мы узнаем о Юшке в начале рассказа? Юшка - человек работящий.
А вы обратили внимание на то, что его называют не по имени? Что вам слышится в слове Юшка?
Как еще называют героя?
Взрослый человек назвал его блажным: «Да что ты такой блажной...»
Веселый прохожий назвал его божьим чучелом, а, рассердившись, юродом: «юрод негодный»
Юродивый. 1. Чудаковатый, помешанный (разг.) 2. В представлении религиозных людей: безумец, обладающий даром прорицания.
К блаженным и юродивым народ относился особо: их жалели, к их словам прислушивались.
- А эти люди как поступают с Юшкой? (Бьют его, желают ему смерти)
- Что больше всего раздражает в Юшке взрослых и привлекает внимание детей? (То, что Юшка молчит).
-Это одна из особенностей стиля Платонова: его персонажи - молчуны, они в слова облекают лишь самое необходимое. Да и не слова для них важны, а те оттенки, которые может сообщить слову взгляд, жест, дыхание.
Юшка — человек особенный, человек, сосредоточенный на своем внутреннем мире, привыкший глубоко и серьезно анализировать и осмысливать все происходящее вокруг.
5. Беседа по сюжету.
- Какими - нибудь событиями наполнена его жизнь? Пересказ.
- Какие эпизоды играют в произведении важную роль? Разговор Юшки с детьми и взрослыми.
Найдите слова, отражающие поведение детей: ... глаголы!
- Почему именно дети особенно сильно издевались над Юшкой?
(«Дети ... не понимали его... Они радовались тому, что с ним можно сделать, что хочешь, а он им ничего не сделает.»)
- А как ведет себя Юшка?
- На чьей стороне автор? Осуждает ли он детей?
- О чем хочет сказать автор? (Значит надо уметь любить, знать, что делать для любви.)
- А какой пример подавали детям взрослые в отношении к Юшке? (Били его)
Автор говорит «обижали». Всегда ли обижали?
Иногда, когда бывало злое горе или обида, или были пьяными.
Но не сразу били, а сначала разговаривали.
Отчего пришел в ожесточение взрослый человек? (От кротости Юшки) Как это качество характеризует Юшку? (кроткий - покорный, незлобивый)
- Юшка любил людей, он вообще любил все живое: растения, животных, человека. Ведь всякая душа, по мнению автора, достойна сердечного отношения, понимания, сочувствия. И только человек может понять немое горе растений и животных. В этом его обязанность.
- В какой момент мы видим особое отношение Юшки к природе? (Каждое лето на один месяц Юшка уходил из кузницы, чтобы увидеть свою приемную дочь, девушку - сироту. Он шел пешком. «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них...»).
Люди отчего - то считают Юшку лишним, а он даже без бабочек и жуков чувствовал себя осиротевшим.
- Как Юшка объясняет Даше такое отношение к себе людей? («Сердце в людях бывает слепое»)
- А как считает сам Юшка?
(«Я тоже всему свету нужен»).
Платонов считал, что каждый человек рождается не зря, он нужен другим людям, а без него «народ неполный». Странный, чудоковатый Юшка со своей странной добротой достоин нашего уважения и понимания.
- Когда люди поняли, что они неправы? (После смерти Юшки).
- Как он умер? Как стали жить люди без Юшки?
- Какую память о себе на земле оставил Юшка после своей смерти?
У того, в ком жива любовь, есть будущее. Дочка - символ этого будущего, в ней - продолжение Юшки. Она обладает теми же качествами: бескорыстно служит людям, бескорыстно любит людей.
6.Обобщение.
- Каким же, по мнению автора, должен быть человек?
- Добрым, любящим, милосердным, сердце не должно быть слепым! Ведь в нем все человеческое богатство.
- Посмотрите, ребята, я попыталась в этой схеме выразить формулу жизни по Платонову:
Любовь к Родине ?
Милосердие жизнь ?
Любовь ко всему живому ?
- Как вы думаете, что означают вопросы.
На первый взгляд такой обыкновенный мир Платонова при близкомрассмотрении оказывается неповторимым и уникальным, волнующим чуткое сердце и пробуждающим дремлющую душу.
7.Итог урока.
- Какое впечатление на вас произвел рассказ, повлиял ли он хоть немного на ваше отношение к людям?
Мне бы хотелось, чтобы вы, читая рассказы Платонова, чувствовали, как в вас растет добрый человек, готовый отвечать за все на свете и приносить пользу людям, чтобы в вас его произведения пробудили размышления о смысле жизни и о родине, о счастье и будущем.