6. Список литературы для учащихся________________________ 9
7. Список литературы для педагогов-психологов____________10
1. Пояснительная записка
Рост требований к умственной деятельности человека ставит перед обществом сложные и глубокие проблемы. Творческое мышление и творческое поведение – качества, которые характеризуют успешного человека в современном, мире необходимо так обучать и воспитывать детей, чтобы они могли быстро и легко реагировать на изменения в окружающем мире, были способны оригинально, нестандартно мыслить и решать сложные задачи и проблемы. Программа «Мыслитель» предполагает комплексный подход к развитиюинтеллектуального, творческого и личностного потенциала учащихсяна основе современных достижений отечественных и зарубежных психологов и педагогов: М.А. Зиганова, Г.С. Альтшуллера, Ф. Лезера, Ю.Г. Тамберга, Л.Г. Федоренко, Т. Бьюзена, Н.П. Гончарук, Н.Ш. Валеевой, А.Л. Сиротюк.
Программа «Мыслитель» создана на основе программ: М.А. Зиганова «Скорочтение» и «Мнемотехника», направленных на формирование навыков работы с большими объемами информации; Г.С. Альтшуллера «ТРИЗ», ориентированной на развитие творческого мышления; Л.Г. Федоренко «Качества ума», нацеленной на развитие когнитивных процессов.
Целью данной программыявляется повышение интеллектуального, творческого и личностного потенциала учащихся.
Для достижения цели в ходе реализации программы необходимо решить следующие задачи:
· формировать у учащихся интерес к интеллектуальной, творческой, исследовательской деятельности;
· формировать мотивацию к самопознанию, саморазвитию, самореализации;
· развивать у учащихся умения самостоятельно приобретать и применять знания;
· формировать и развивать общеинтеллектуальные умения учащихся;
· обучать практическим умениям, необходимым для грамотной и эффективной работы с большими объемами информации;
· развивать когнитивные процессы;
· развивать коммуникативную компетентность;
· формировать мотивацию к социальному взаимодействию и сотрудничеству.
Основным разделом программы «Мыслитель» является «Техника эффективной работы с информацией». Содержание этого раздела учитывает возрастные особенности учащихся и позволяет изучать темы «Память», «Внимание», «Мышление», «Воображение» и «Рациональное чтение», не только формируя у подростков теоретические знания, практические навыки и умения, но и развивая у них конкретные психические функции.
Особое внимание в программе уделено обучению учащихся навыкам эффективной работы с большими объемами информации, которые включают: умение максимально полно воспринимать информацию, грамотно ее обрабатывать, рационально сохранять, точно применять и творчески ее преобразовывать.
Программа «Мыслитель» направлена на развитие и совершенствование различных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение и др. Именно они обеспечивают глубокое и высококачественное усвоение научных знаний, дают возможность учащемуся рассуждать, делать выводы, что, в конечном счете, создает необходимые условия для развития творческого мышления.
В процессе обучения по данной программе у учащихся формируются следующие умения и навыки, которые в последующем развиваются и совершенствуются:
· умение точно передавать и воспринимать информацию;
· навыки кодирования информации;
· умение анализировать и синтезировать информацию;
· умение выполнять логические операции: обобщать и классифицировать информацию, устанавливать аналогии, обнаруживать причинно- следственные связи, скрытые зависимости;
· способность находить новые, нестандартные способы решения задачи;
· умение строить и проверять гипотезы, предвидеть последствия;
· стремление открывать и исследовать новое, способность к преобразованию;
· интерес к парадоксам, инверсии, импровизациям, изобретательству;
· умение использовать мнемотехнические приемы для запоминания больших объемов информации;
· навыки рационального чтения;
· умение составлять различные виды опорных конспектов;
· умение аргументировано вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
· навыки ораторского мастерства;
Программа построена на принципах развивающего, проблемно-диалогического обучения, имеет практико-ориентированную направленность и предусматривает проведение проблемных занятий, семинаров-практикумов, игровых занятий, занятий-конференций, в результате чего мышление приобретает более активный, самостоятельный и творческий характер. Развивается критичность мышления. Все это является предпосылкой формирования теоретического мышления и способности к познанию общих законов окружающего мира, законов природы и общественного развития.
Нестандартные формы проведения занятий способствуют овладению учащимися навыков конструктивного общения, формированию сплоченности группы, мотивации учащихся к самосовершенствованию, к совместной работе.
Для контроля усвоения учебной программы предусмотрены диагностические работы: обязательные – входная, полугодовая и итоговая; промежуточные – в конце наиболее объемных тем.
Программа рассчитана на учащихся 12-14 лет. Продолжительность обучения - 1 год (34 учебных часа). Состав группы до 15 человек.
2. Учебно-тематический план
№
Наименование разделов, тем
Всего
часов
Кол-во часов (34)
Теорет-е
занятия
Практ-е
занятия
1
Вводное занятие.
1
1
2
«Техника эффективной работы с информацией»
31
2.1
Работа с информацией.
5
1
4
2.2
Внимание.
2
1
1
2.3
Память.
5
1
4
2.4
Мышление.
10
2
8
2.5
Фантазирование.
9
2
7
3
Итоговая диагностическая работа.
1
1
4
Итоговое занятие.
1
1
Итого
34
8
26
3. Содержание программы
1. Вводное занятие (1 час).
Знакомство с программой курса. Правила оформления тетрадей, выполнения диагностических работ и творческих заданий. Правила поведения на занятиях. Техника безопасности.
Входная диагностическая работа.
2. Техника эффективной работы с информацией (31 час).
2.1 Работа с информацией (5 часов).
Эффективная работа с информацией.Культура умственного труда. Роль познавательных процессов в работе с информацией. Опорные конспекты. Различные виды опорных конспектов. Использование пиктограмм, символов и схем для кодирования информации. Интеллект-карта. Правила составления интеллект-карты. Применение интеллект-карт в различных областях.
Практическая работа: упражнения на развитие ощущений и восприятия, развитие умения точно передавать и воспринимать информацию. Разработка символов, пиктограмм и значков для кодирования информации. Составление интеллект-карт по учебным текстам. Разработка режима дня, плана подготовки к различным событиям в виде интеллект-карт.
Творческие задания: «Правила культурного читателя», «Коллекция символов», групповой творческий проект «Учебник в интеллект-картах».
2.2 Внимание (6 часов).
Понятие внимания. Виды внимания. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, переключение, распределение, объем внимания, избирательность. Способы повышения эффективности внимания. Тренировка внимания.
Практическая работа: упражнения, направленные на развитие устойчивости, переключения, распределения, избирательности и объема внимания.
Исследование: «Диагностика внимания».
2.3 Память (26 часов).
Понятие памяти. Основные законы памяти. Классификации и виды памяти. Способы повышения эффективности запоминания. Основы мнемотехники. Запоминание информации ассоциативными методами: «Гирлянда ассоциаций», «Комната Цицерона», «Маршрут», «Цифро-буквенный код». Запоминание чисел.
Практическая работа: упражнения на развитие различных видов памяти. Отработка приемов мнемотехники: «Гирлянда ассоциаций», метод Цицерона. Закрепление цифро-буквенного кода.
Творческое задание: разработать опорный конспект по теме «Память», подготовить презентацию к мини-конференции «Секреты памяти».
Исследование: «Диагностика памяти».
Диагностическая работа.
2.5 Мышление (40 часов).
Понятие мышления. Виды мышления. Мыслительные операции. Логические задачи, головоломки, игры. Творческое мышление. Парадокс. Изобретения. Типы вопросов. «Данетки» и «Недатки». Понятие мозгового штурма. Методика проведения мозгового штурма. Мышление по аналогии и ассоциациям. Законы сравнения. Метод контрольных вопросов. Морфологический анализ. Системный подход к окружающему миру.
Практическая работа: упражнения, направленные на развитие логического творческого мышления, мышления по аналогии и по ассоциации. Решение головоломок, логических задач. Тренинг умения задавать вопросы. Мозговой штурм. Тренинг системного мышления. Совершенствование умения играть в логические игры.
Творческие задания: создание собственных головоломок, логических задач. Творческий проект «Бионика: вчера, сегодня, завтра».
Диагностическая работа.
2.6 Фантазирование (22 часа).
Основы фантазирования. Приемы фантазирования. Метод фокальных объектов. Метод изменения оценки. Фантастическое сложение и вычитание. Оператор РВС. Бином фантазии. Этажное конструирование. Фантастика. Виды фантастики. Литературные фантазии.
Практическая работа: упражнения, направленные на развитие воображения. Закрепление приемов фантазирования.
Творческие задания: создание собственных фантастических рассказов на основе приемов фантазирования. Творческий проект «Школа будущего».
4 Итоговая диагностическая работа (1 час).
5 Итоговое занятие (1 час).
Подведение итогов учебного года. «Турнир мыслителей».
4. Формы и виды контроля
Для контроля усвоения учебной программы предусмотрены диагностические работы:
обязательные – полугодовая и итоговая;
промежуточные – в конце наиболее объемных тем. Диагностические срезы проводятся в различных формах. Предполагаются внутригрупповые и межгрупповые конкурсы, турниры, мини-конференции, игровые процедуры, а также индивидуальные и групповые самостоятельные творческие работы разных уровней.
Вид контроля
Цель
Формы
Текущий контроль
Определение степени усвоения учебной информации и овладения навыками в процессе изучения темы.
Беседы по пройденному материалу, самопроверка и взаимопроверка учащихся, самостоятельные работы, практические задания.
Тематический контроль
Определение степени усвоения учебной информации и овладения навыками по итогам изучения разделов программы.
Творческие работы, тестирование, участие в конкурсах, проверочные практические и теоретические задания.
Итоговый контроль
Проверка степени усвоения учебной информации и овладения навыками учащихся по итогам обучения.
Диагностическая работа, участие в «Турнире мыслителей», а также анализ и самоанализ учебной деятельности.
5.Методические рекомендации
Методика проведения занятий по программе «Мыслитель» предусматривает теоретическую подачу материала и организацию практической деятельности учащихся, необходимой для закрепления информации, формирования специальных умений и навыков.
Теоретический материал рекомендуется давать в технологии проблемно-диалогического обучения. С целью активизации познавательной деятельности учащихся, вовлечения их в активный мыслительный поиск, разрешение противоречий, самостоятельное формирование выводов и обобщений рекомендуется обсуждение изучаемого материала проводить с использованием эвристических бесед, дискуссий, семинаров, «мозгового штурма». Эти методы работы требуют от преподавателя продуманности и четкости в постановке вопросов, умения грамотно и эффективно организовать диалоги: «учитель-ученик», «ученик-ученик». Занятия рекомендуется проводить с использованием фронтальной и группой форм. Формировать подгруппы желательно по разным принципам: по желанию, по уровню подготовки детей, по алфавиту и т.д. Это позволит создать условия для конструктивного взаимодействия между учащимися и формирования у них навыков делового общения, для развития умения рационально распределять роли в группе, для развития толерантности.
Практические развивающие занятия выстраиваются по следующей схеме: постановка развивающей задачи - формирование у учащихся мотивации самоизменения - решение развивающей задачи - отработка полученных умений и навыков - рефлексия произошедших изменений.
Для организации самостоятельной творческой деятельности в содержание программы включены творческие задания и проекты, предлагаются темы мини-исследований.
Важно создать на занятиях атмосферу сотрудничества, доброжелательности, свободы высказываний. Это требует от педагога-психолога высокой педагогической и психологической культуры. Для осуществления дифференцированного подхода в обучении и продуктивной организации учебного процесса по данной программе педагогу необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности учащихся, которые влияют на процессы восприятия, анализа и усвоения информации. Поэтому важно максимально задействовать не только слуховой канал восприятия, но и зрительный: использовать всевозможные виды опорных конспектов, таблицы, схемы. Также необходимо дать возможность каждому ребенку стать активным участником процесса познания. Поэтому в работе надо как можно чаще использовать практические и творческие задания, эксперименты и игры, организовывать занятия в форме конкурсов, турниров, конференций, путешествий и т.д.
Педагогу-психологу особенно важно учитывать особенности восприятия информации учащимися в работе с доской: в «опорной» зоне доски
необходимо грамотно размещать новый учебный материал: тему, план занятия, опорные сигналы, различные схемы. Необходимо отделять рабочую
зону доски для текущих записей, примеров, выполнения учащимися заданий, которые стираются по мере необходимости. Опорная часть доски не стирается, и по ней в конце занятия проводится обобщение изучаемого материала. Рекомендуется использовать маркерную магнитную доску, так как это дает возможность применять в оформлении яркие цветные маркеры, подготовленные карточки с опорными сигналами, что экономит время на заполнение доски.
Для формирования и закрепления специальных навыков рекомендуется использовать различные упражнения, игры, практические и творческие задания, такие как: создание собственной системы кодирования информации, придумывание головоломок, фантастических рассказов, работа над проектами учебников в опорных конспектах и интеллект-картах. Выполненные практические и творческие задания оцениваются в баллах, что позволяет педагогу отследить уровень сформированности навыков.
Для оценивания уровня усвоения знаний и умений учащихся рекомендуется использовать тесты успешности, которые представляют собой набор вопросов и заданий по изучаемой теме. Количество правильно выполненных заданий фиксируется в баллах от общего числа вопросов. В конце обучения проводится обобщающий тест, позволяющий учителю и ученику определить итоговый уровень полученных результатов. При организации контроля знаний необходимо создать спокойную рабочую обстановку. Желательно заранее проинформировать учащихся о цели и форме контроля, о критериях оценивания.
Особенности развития психических процессов определяются в ходе выполнения учащимися самостоятельных исследовательских работ. По результатам исследований учащимся даются рекомендации по организации умственного труда с учетом их индивидуальных особенностей. Диагностические методики, которые предлагается использовать для проведения исследований, представлены в литературе, рекомендованной для учащихся.
6. Список литературы для учащихся
1. Антонова Э.Е. и др. Экзамен – путь к успеху. – Сочи, 2003.
2. Арден Д. Развитие памяти для «чайников». / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.
3. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
4. Бьюзен Т. Максимально используйте свой разум /Пер. с англ.; Худ.обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2001.
5. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Пер. с англ. Е.А. Самсонов; Худ.обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2003.
6. Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного
труда: Учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2004.
7. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2002.
8. Гладкова С. Аутотренинг. Антистрессовые методики / Серия «Будь Здоров!» - Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
9. Зиганов М.А. Как научиться на 100 % запоминать тексты. М.: Образование, 2002.
10. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. Учебное пособие. – М.: ФАИР-РЕСС, 2003.
11. Картер Ф. Развивайте интеллект. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
30. Шаповал В.В., Митрофанов К.Г. Как быстро и правильно написать конспект. Пособие для старшеклассников и студентов. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2001.