Размещено: Наталья Алексеевна Львова - сб, 04/01/2014 - 15:10
ПОДВИГ ЛЁТЧИКА В.П.НЕСТЕРОВА
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИСПЫТАНИЯ САМОЛЁТА СУ-17 НА АЭРОДРОМЕ
П. СИВЕРСКИЙ…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ЛЁТЧИКА ……..…………………………………5
ГЛАВА 3. ПОДВИГ ЛЕТЧИКА НЕСТЕРОВА…………………………..……...7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....... 8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. ..9
ВВЕДЕНИЕ
Летчик – мужественная профессия. Сколько их погибло во время испытаний новых самолетов, во время Великой Отечественной войны. Останки многих воинов так и не нашли, они находятся в болотах, труднодоступных местах. Но летчики погибают не только во время войны. Владимир Петрович Нестеров, герой реферата, погиб в мирное время, выполняя свой военный и гражданский долг.
При подготовке реферата были использованы материалы газеты «Гатчинская правда», краеведческого музея школы №3, документы музея
67-го авиаполка.
ГЛАВА 1. ИСПЫТАНИЯ САМОЛЁТА СУ-17 НА СИВЕРСКОМ АЭРОДРОМЕ.
Строительство Сиверского военного аэродрома, одного из первых аэродромов России, началось в 33-34 годах. На территории аэродрома был создан музей Боевой славы. В нём собраны детали самолетов, награды, вещи, подлинные документы, рассказывающие о славных страницах прошлого и настоящего авиации п. Сиверский. Большая часть экспозиции посвящена истории 67-го авиационного полка.
67-й авиационный полк войсковой части 20017 начал формирование на аэродроме Сиверский 9 августа 1968 г. Сформирован полк 1 декабря 1968 года командиром которого был назначен полковник Рассалов Ким Петрович; начальником штаба- п/п-к Шведовченко Владимир Константинович; начальником политотдела – п/п-к Куликов Юрий Иванович, заместителем командира по ЛП Патлань Николай Петрович, заместителем. командира по ИАС Клименчук Вадим Владимирович.
В первой половине 70-х годов модель ракетоносца-истребителя Су-17 поступила на вооружение Сиверского аэродрома. Су-17 — истребитель-бомбардировщик, одноместный цельнометаллический свободнонесущий среднеплан с крылом изменяемой геометрии, с одним двигателем и трёхстоечным убираемым шасси. Создан в ОКБ, руководимым Генеральным конструктором П.О. Сухим. Ведущий конструктор — Н. Зырин. Прототип был создан на базе серийного Су-7БМ и получил название Су-7ИК (С-22И). Первый испытательный полет провел 2 августа 1966 г. лётчик-испытатель В.С. Ильюшиным. В 1967г. опытный экземпляр нового самолета, под обозначением Су-7ИГ, был показан публике на воздушном параде "Домодедово". В 1970 г. новая машина, получившая название СУ-17, была принята на вооружение. Самолёты начали поступать в части Военно- Воздушных Сил в 1972 г, а позднее и в авиацию ВМС. Использовались они вплоть до распада Советского Союза, после чего оказались в составе вооружённых сил Беларусь, Узбекистана, Украины. СУ-17 поставлялись в Алжир, Анголу, Афганистан, Болгарию, Сирию, Чехословакию. В ряде этих стран самолёты уже сняты с вооружения, во многих ещё эксплуатируются. Главным отличием СУ-17 от своего предшественника стало крыло изменяемой геометрии. Для упрощения конструкции и быстрейшего запуска в серийное производство, поворотными выполнили только концевые части крыльев (подвижная часть крыла была установлена примерно на половине каждой консоли). В результате, проведенные доработки в сравнении с Су-7, не привели к существенному изменению технологии производства. В первых модификациях СУ-17 предназначался для поражения наземных, надводных и воздушных целей, а также ведения тактической воздушной разведки (разведывательное оборудование размещалось в контейнерах под крылом).
Начиная с модификации СУ-17М4 снижение требований к скоростным характеристикам истребителей-бомбардировщиков, предназначенных преимущественно для действий на малых высотах с околозвуковой скоростью, позволило отказаться от регулируемого воздухозаборника. В результате проведенной модернизации максимальная скорость снизилась с 2300 км/ч у СУ-17М3 до 1850 км/ч у СУ-17М4. Положительной стороной модернизации явилось существенное облегчение и упрощение конструкции планера. Планер самолёта выполнен из алюминиевых сплавов. Подвижные консоли крыла изменяют угол стреловидности от 30° до 63°. Неподвижная СЧК имеет фиксированный угол стреловидности по передней кромке 63°. Лётчик размещался в отапливаемой и вентилируемой гермокабине, закрываемой фонарём, крышка которого откидывается вверх-назад при помощи сервопривода. На фонаре кабины расположен перископ для обзора задней полусферы. На модификациях до СУ-17М2 включительно применены катапультные кресла КС-4С-32, на последующих К-36ДМ класса 0-0. Самолет оснащен трехстоечным шасси с одинарными баллонами на колесах. Применение пневматики низкого давления позволило эксплуатировать самолет с аэродромов, имеющих травяное покрытие. Данный самолет для уменьшения длины пробега снабжен тормозным парашютом. Установленный на СУ-17М3 прицельно-навигационный комплекс КН-23, включающий в себя лазерный дальномер "Клён-ПС", стрелково-бомбардировочный прицел АСП-17БЦ-8 и радиовысотомер РВ-5 позволял выполнять полет со сверхзвуковой скоростью на малых высотах в автоматическом режиме. На первых серийных СУ-17 устанавливались ТРДФ развивающие тягу на форсаже 9600 кг, у У АЛ-21Ф3 подобная характеристика составляет 11200 кг, у Р-29БС-300 — аналогичную величину. Встроенное вооружение на всех модификациях состоит из двух 30-мм пушек НР-30, установленных в центроплане, с боезапасом 80 выстрелов на ствол. Боевая нагрузка общей массой до 4000 кг подвешивается на 6 пилонов: 2 фюзеляжных и 4 подкрыльевых. На СУ-17М3 количество подфюзеляжных пилонов увеличено на 2. СУ-17М4 имеет уже 10 пилонов: 4 подфюзеляжных и 6 подкрыльевых. Боевая нагрузка повышена до 4250 кг. При этом два центральных подкрыльевых пилона предназначены исключительно для подвески УР класса "воздух-воздух" Р-60. Первые серийные СУ-17 не несли управляемого оружия класса "воздух-поверхность". В впоследствие Су-17 был модифицирован. СУ-17 и СУ-17М оснащались бомбоприцелом ПБК-2 и стрелковым АСП-5НД-7. На СУ-17М2 вместо последнего был установлен более совершенный АСП-17. Для наведения УР Х-23М применялась аппаратура управления "Дельта", размещённая в подвесном контейнере. Для наведения Х-25Мл и Х-29Л использована лазерная станция "Прожектор", также размещённая в подвесном контейнере.[i] Несмотря на высокие технические характеристики Су-17, у этого самолета был один существенный недостаток – он имел один двигатель. Именно на этом самолете летал Владимир Петрович Нестеров – герой моего реферата.
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ЛЕТЧИКА
1973 году В.П. Нестеров приступил к службе в 67 ОАПИБ 76 ВА поселка Сиверский.
Родился Владимир в Житомирской области, там же прошло его детство. Примером для Владимира был его отец - кадровый военный Петр Федорович Нестеров. Петр Федорович окончил танковое училище в Саратове, потом был отправлен служить на западную границу. Вскоре жена Евгения Григорьевна Нестерова с двумя детьми приехала к мужу, там их и застала война.
Петр Федорович участвовал в Великой Отечественной с первого и до последнего дня войны. Вернулся в Саратов, к семье, работал преподавателем в танковом училище. В 1949 его не стало. П.Ф. Нестеров погиб как герой. Сгорел при испытании нового танка. Сыну было тогда 11, а дочери Нине 14. Володя, учась в 10-м классе, одновременно учился и Саратовском аэроклубе. В аэроклубе Владимир Петрович учился вместе с Юрием Гагариным, они были хорошими товарищами. Вместе поступили и в Оренбургское военное училище летчиков 1955 году. После окончания училища В.П. Нестеров служил в Северной группе войск. Через несколько лет в часть, где служил Нестеров, прибыл Юрий Алексеевич Гагарин, увидел в зале знакомое лицо.
«-Володя, дорогой, ты?! – воскликнул Гагарин и вытянул на сцену своего товарища.
А до этого момента никто в части и не знал, что Нестеров и Гагарин давно знали друг друга.
- Юра шутил. Говорил, что я тебя все равно вытащу в космонавты – продолжала рассказывать Евгения Григорьевна, - а мой Володя тоже отшучивался, мне, мол, и в авиации хорошо»[1].
Начинал свою службу летчик в Саратовском аэроклубе, где летал на самолете Як-18. В 1958 поступил в Оренбургское ВАУЛ, а закончил его в 1959 году. В этом же году его отправили служить в Польшу, Шпротаву, там он становится командиром звена на Миг-17. В 1967 году Владимира Петровича направляют служить в Монголию, Тукумс. С 1973 года он стал служить в 67 полку. В характеристиках, которое давало Нестерову командование, говорилось, что «летать любит, летает уверенно, легко переносит высотные полеты, перегрузки». «В сложной обстановке не теряется, решение принимает быстро и правильные»[2]. Это он доказал в своем последнем полете.
Владимир Петрович был в хорошей физической форме, увлекался прыжками с трамплина в воду, совершая невероятные пируэты в воздухе. Он был примерным семьянином, надежным товарищем. Главная страсть в его жизни - книги. У вдовы сохранились все книги, которые читал герой. К книгам он относился бережно: книги были, как новые, все в обложках.
Вдова Алла Сергеевна Нестерова бережно хранит главные реликвии семьи: орден Краcной Звезды, Указ Президиума Верховного Совета «За мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, наградить майора Нестерова Владимира Петровича орденом Красной Звезды (посмертно.)», фотографии, газеты, в которых печатались статьи о подвиге её мужа В.П. Нестерова.
ГЛАВА 3. ПОДВИГ ЛЕТЧИКА В.П.НЕСТЕРОВА
2 апреля1981 года во время учебного полета Нестеров Владимир Петрович разбился. Подполковник Кузнецов Александр Иванович -заместитель командира по воспитательной работе вспоминает : «Было это весной 1981 года 2 апреля. День был хороший. Весенний теплый день, солнечный. Были полеты обыкновенные: проходила летная схема, летали тогда на самолетах Су-17, выполнял он в эту смену второй полет. Первый полет на полигон, отстрелялся на оценку «отлично». Настроение было хорошее, бодрое. Потом подготовили самолет на второй вылет, и он пошел на второй вылет в зону на пилотаж. Включил форсаж, пошел разгоняться. Взлет как раз был в сторону Куровиц. Оторвался, начинает набор высоты, и у него начинается помпаж двигателя. Помпаж двигателя, это неустойчивая работа. У него двигатель запомпажировал и выключился. На этом самолете один двигатель. Самолет стал терять скорость, терять высоту. Руководитель полетов увидел, что у самолета Нестерова помпаж. Дал команду катапультироваться. Нестеров понял, посмотрел вниз и увидел что впереди деревня. Если катапультируется сейчас, то самолет упадет на деревню, а если самолет на скорости падает на дне землю, то он перемалывает, всё, что там есть – дама, постройки, людей. Летчик Нестеров знал, что начнутся большие разрушения, могут быть пожары, а самолет как раз полностью заправлен керосином. Если бы он упал на деревню, то половина деревни могла сгореть. Владимир Петрович это осозновал и решил отвернуть в сторону. Но двигатель встал, и рули уже малоэффективны. Пока Владимир Петрович отворачивал, высота уменьшалась. А когда отвернул, видит, что деревня уже в стороне, близко к дороге, там, где стоит сегодня памятник – это место падения. Он выпрыгнул, но земля уже была рядом, и парашют не успел раскрыться. Он так в этом месте и упал, но ценою своей жизни деревню и жителей спас».[3]
Вадиму Нестерову – сыну Владимира Петровича Нестерова - Указ о награждении его отца Орденом Красной Звезды прочитали товарищи – курсанты Кировоградского высшего училища летчиков. Вадим Владимирович Нестеров пошел по стопам отца, но стал гражданским летчиком. К своему делу он относится также ответственно, как и его отец.
После этой трагедии самолеты с одним двигателем постепенно стали сниматься с вооружения ВВС. В 1989 году 67 апиб переформирован в 67 бомбардировочный авиационный полк и перевооружен самолетами Су-24.
В музее Боевой Славы 67 полка хранятся бесценные реликвии, свидетельствующие о подвигах освободителей Гатчинской земли, о нелёгких и интересных буднях авиаторов России. Достойное место в фонде музея занимают материалы, посвящённые летчику Владимиру Петровичу Нестерову. Он отдал свою жизнь, чтобы жили другие. К сожалению, время – безжалостно. Из памяти людей стираются имена героев. Наша задача сохранить эти имена для потомков. Имя лётчика Владимира Петровича Нестерова достойно быть увековечено на Гатчинской земле.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Многие его боевые товарищи вспоминают о нём с теплотой и любовью. Владимир Петрович был надёжным товарищем. Он отдал свою жизнь, чтобы жили другие. К сожалению, время – безжалостно. Из памяти людей стираются имена героев. Наша задача сохранить эти имена для потомков. Имя лётчика Владимира Петровича Нестерова достойно быть увековечено на Гатчинской земле.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Волков А. Единственное решение/ Ленинградская правда. – 1982.-13 февраля.
2.Дронова Р.Е. Так приказала совесть/ Коммунист. – 1984.-24 октября.
3.Изгаршев В. 19 секунд и вся жизнь/ Труд. -1986.- №56.
4.Симаненок В. Подвиг Владимира Нестерова / Гатчинская правда. – 1991. - №32.
5.Интервью с подполковником А.И.Кузнецов.
6.Интервью с А.С. Нестеровой.
[1]Симаненок В. Подвиг Владимира Нестерова / Гатчинская правда. – 1991. - №32.
[2] Изгаршев В. 19 секунд и вся жизнь/ Труд. -1986.- №56.