Приложение к рабочей программе 2013-2014 уч. г.
учителя физкультуры МБОУ Краснообской СОШ №1
Данченко Владислава Сергеевича
Концептуальная модель организации занятий физической культуры на основе блочно-модульного планирования учебного материала
Анализ большинства школьных программ по физической культуре показал, что, несмотря на имеющую место неравномерную скорость биологического развития и разный уровень физического здоровья учащихся, в школе закреплены единые требования по физической подготовке для возрастных групп, согласно календарному возрасту. Так же содержание всех программ по физической культуре ориентировано на детей первой медицинской группы здоровья, тогда как более 80% учащихся имеют вторую медицинскую группу здоровья. Таким образом, нормативные требования, предлагаемые учащимся для освоения, не посильны для них изначально.Наличие же в объяснительных записках подавляющего числа программ по физической культуре общей цели на сохранение и укрепление здоровья школьников средствами физического воспитания представляется не более чем программным заявлением (или декларацией) в системе предполагаемого образовательного процесса.
Учащиеся с низким уровнем физической подготовленности и ослабленным здоровьем, стремящиесяосвоить какое либо упражнение или выполнить тот или иной учебный норматив по физической культуре, не могут это сделать в силу различных причин, к которым чаще всего относятся их индивидуальные конституциональные особенности развития организма или просто элементарный страх. Они испытывают в первую очередь психологический дискомфорт: их заставляют выполнять это действие, стыдят, сравнивают с другими, более успешными учениками, ставят двойки в журнал, над ними начинают смеяться одноклассники. В ответ на это у детей появляется естественная защитная реакция - инстинкт самосохранения. Они начинают искать лазейки, чтобы этого не делать: лгут, несут "липовые" справки от врача об освобождении, у них осложняются взаимоотношения как с учителем, так и со сверстниками и т.д. Фатальная "неуспешность" снижает у таких детей мотивацию к занятиям. В результате у них формируется комплекс неполноценности, что влечет расстройство нервной системы, а за ней, как правило, и различные соматические нарушения функций организма. Следовательно, цена, которую большее количество детей платят за освоение различных двигательных умений и навыков программного материала по физической культуре, - низкие показатели состояния их здоровья.
Предметом особого беспокойства является система оценивания результатов деятельности учащихся на уроках физической культуры, которая пока остаётся несовершенной. Практика показывает, что эта система достаточно громоздкая и носит, как правило, субъективный характер. Усреднённые программные требования (знает, умеет, владеет) к такой оценке качества, как правило, не соответствуют индивидуальным возможностям организма детей. Оценить же отношение ребёнка к двигательной активности на уроке, его потребность сохранять и поддерживать здоровый образ жизни, желание выполнить то или упражнение, стремление превзойти самого себя и т.д. крайне сложно, поскольку критериев для этого просто нет. Следовательно,освоение учеником в полной мере всего объема и теоретического, и практического материала на уровне "успешности", равно как и объективно оценить его старания, представляется маловероятным.
Таким образом, априорная "неуспешность" ученика на уроке физической культуры с обычными, а иногда и более низкими способностями и возможностями организма (как физическая, так и психологическая) на фоне отсутствия объективной оценки результатов деятельности существенно снижает его мотивацию к уроку и двигательной активности вообще.
В связи с этим необходимым условием достижения нового, современного качества образования является оптимизация учебной, психической и физической нагрузки, создание в школах условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся за счет повышения удельного веса инноваций на занятиях физической культурой, организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи, введение профильного обучения в старшей школе, развитие вариативных образовательных программ, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию обучения, внедрение современных здоровьесберегающих технологий
С учётом вышеизложенного нами разработана и экспериментально апробируется концептуальная модель организации занятий физической культуры на основе блочно-модульного планирования учебного материала.
Данная модель предполагает распределение учебногоматериала по модулям. Длительность каждоготакого модуля составляетдве недели (шесть занятий). Каждыймодуль имеет свою преимущественную направленность на развитие одного из физических качеств (быстроты, силы, гибкости, ловкости, выносливости). Однако это вовсе не исключает в данном модуле работы учителя над другими физическими качествами ребёнка, речь идёт лишь о приоритетности развития одного из них, достижение которого в большей степени обеспечивается решением всех групп задач и соответствующим содержанием.
Эффективность формирования любого структурного следа обусловлена биологическим законом многократного воздействия раздражителя на определенные рецепторные зоны. Опираясь на данное положение, мы полагаем необходимым сохранять единую целевую установку на развитие какого-либо приоритетного физического качества в течение 6 физкультурных занятий. Такое многократно повторяющееся воздействие типичного раздражителя как раз и будет, закреплять "физиологический структурный след" предыдущего занятия, обеспечивая необходимый кумулятивный эффект, выраженный в виде достаточно устойчивых адаптационных перестроек определенных функциональных систем организма.
Все модули распределяются в учебном году в определённой последовательности в соответствии сзакономерностями развития физических качестви с учётом сенситивных периодов. Это позволяет нам исключить односторонность в развитии физических качеств в те или иные возрастные интервалы.
Для достижения поставленной в модуле целевой установки можно использовать различные средства физического воспитания, имеющиеся в распоряжении учителя. Учащимся предоставляется разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы с учётом их соматотипа, здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств.
Таким образом, построение урока физической культуры на основе блочно-модульного планирования, по существу, "развязывает" учителю руки в подборе двигательного материала и дозировании физической нагрузки, что позволяет ученику без лишних психических и физических перегрузок справляться с этим материалом, сохраняя положительную мотивацию на уроке и после него.
В контексте опытно-экспериментальной работы по данной проблеме нами разработан и экспериментально апробируется вариант системы оценки учащихся. Эта система представляет собой комплекс критериев и контрольно-нормативных требований в пределах показателей Госстандарта образовательной области "физическая культура", выполнение которых позволяет более объективно, оценить уровень успешности освоения тем или иным учеником данной образовательной области. В основе оценки лежит принцип гуманизации системы педагогического контроля уровня физического развития и двигательной подготовленности учащихся, обеспечивающий учет индивидуальных особенностей развития организма конкретного ребенка.
По окончании каждого модуля ученику выставляется оценка на основе следующих критериев:
1. посещаемость занятий (отсутствие пропусков без уважительной причины);
2. готовность к уроку (наличие спортивной формы);
3. работа на уроке (выполнение заданий учителя исходя из своих возможностей);
4. индивидуальный прирост показателей физической подготовленности;
5. прогресс в овладение двигательными умениями и навыками;
6. участие в спортивных соревнованиях или олимпиадах по физической культуре (по желанию учащихся).
Таким образом, результат (оценка) прежде всего, зависит от прилежания и старания учащегося, а не от его физических данных и его здоровья.
Организации занятий физической культуры на основе блочно-модульного планирования учебного материалапозволяет более осязаемо прогнозировать результат деятельности того или иного ученика на уроке физической культуры не столько в освоении им конкретного упражнения, сколько в качественном изменении соответствующих психофизиологических структур в его организме. При этом овладение двигательными умениями и навыками (образовательная группа задач) остается для ученика наряду с решением соответствующих оздоровительных и воспитательных задач значимым, но лишь одним из промежуточных результатов на пути достижения поставленной цели.
|