Музыкальная заставка “Как прекрасен этот мир…” музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова – фрагмент.
О чем рассказывает песня?
Искусство – это прекрасно? Искусство воздействует на человека?
– Как искусство воздействует на человека? В ходе урока, мы постараемся с вами найти ответ на данный вопрос.
Слушание фрагмента песни.
Ответ:Песня рассказывает о том, что наш мир прекрасен
3
II.
Мотивация
Слайд№2-6
Я предлагаю вам ряд произведений разных видов искусства: И.Левитан Весна. Большая вода , С.Рахманинов “Весенние воды” , А.Саврасов “Грачи прилетели”, Ф.Тютчев “Весенние воды”.
Что объединяет все эти произведения?
Да. вы действительно правы, все эти произведения искусства объединяет общая тема – природа, весна. А теперь давайте вместе назовем тему нашего урока. Ваши предложения очень близки к нашей теме: «И это все – весенних дней приметы».
Искусства различны, а тема едина. Искусство связано с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека. Многие художники, поэты, композиторы обращались к этой теме. Но все образы природы, будучи запечатленными на холсте, в стихах или звуках вызывают сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена: она печальна и радостна, задумчива и величава; она такова, какой видит ее человек.
Просмотр иллюстраций и прослушивание произведений. Размышление
Ответ:Изображение природы, весны, ее приметы.
Ответы: «Приход весны», «Весенние дни», «Весенние приметы» и т.д.
Учащиеся записывают тему урока.
5
III.
Актуализация опорных знаний Работа в микрогруппах.
Слайд№7
Задание группе № 1. Все времена года отражены в искусстве.
В живописи природа играет красками, цветами, бликами.
Назовите художников, изображавших природу на своих полотнах, составьте художественный ряд
Задание группе № 2.Человеческая душа несет в себе глубокое поэтическое видение природы.
Назовите поэтов и писателей, посвятивших этой теме свои произведения, составьте литературный ряд.
Задание группе № 3. Тема природы издавна привлекала композиторов. Природа дарила музыке звуки, тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы
Назовите композиторов, отразивших в своих произведениях тему природы, составьте музыкальный ряд.
Работа учащихся в микрогруппах, Выполнение творческих заданий..
Представители групп озвучивают итоги работы.
Коллективное оценивание правильности выполнения заданий
7
IV.
Создание проблемной ситуации
Слайд№8 - 9
Многие произведения искусства посвящены весне.
Как вы думаете, почему художники, поэты и композиторы обращались к теме весны?
– С чем это связано? Что происходит в природе весной?
– Какие чувства возникают у вас с приходом весны?
Это закономерно. Образ весны, первого весеннего цветка ассоциируется с пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и вьюг – к новым чувствам, свету, солнцу. Весна становится символом свежих чувств, символом извечного стремления к жизни.
Просмотр иллюстраций картин.
Размышление.
Ответ:Ощущение радости, свежести, пробуждения.
7
V.
Изучение нового материала
Слайд№10
I. Обратимся к репродукциям картин /анализ, сравнение/
1.Саврасов репродукция картины “Грачи прилетели”
2.Левитан репродукция картины “Весна. Большая вода”
– -Какой изображена весна на картинах?
– -Какое настроение передают художники на картинах?
– -Какими выразительными средствами художники изобразили весну?
-Сравните средства художественной выразительности этих двух картин?
– Какие чувства вы испытали, рассматривая эти репродукции?
II. Подберите к этим художественным образам созвучные по настроению стихотворения
Слайд№11
III. С. Рахманинов на слова Ф.Тютчева романс “Весенние воды”. Слушание и анализ музыкального произведения.
Я предлагаю вам выполнить самостоятельную творческую работу. Заполните карточку.
Открытие «новых» знаний
Ответ:Настроение, цвета красок, содержание
Радость, добро, свет.
Чтение стихотворений о весне
Выполнение письменной творческой работы
«Анализ музыкального произведения».
10
VI.
Закрепление объектов изучения
Исполнение песни.
«Белые птицы” слова В.Степанова, музыка О. Юдахиной
Какой вывод мы можем сделать после знакомства с произведениями литературы, живописи и музыки?
– Подумайте и скажите, о чем бы вы хотели спеть? Какую песню?
-Почему именно эту песню вы хотите исполнить? Чему учит нас эта песня?
Слайд№12
Вывод:Произведения разных видов искусства, каждое своими выразительными средствами, передают красоту весеннего обновления природы и красоту обновления мира и жизни. Анализируя произведения разных видов искусства, созданные на одну тему, мы учимся глубже понимать их смысл, искать ряд схожих образов, настроений. Разные виды искусства красивы именно потому, что рассказывают о красоте природы, а следовательно, о красоте жизни. Знакомясь с произведениями искусства, объединенных темой природы, ощущаешь очарование природой, они учат нас любоваться красотой природы, красотой человеческих чувств.
-“Белые птицы” слова В.Степанова, музыка О. Юдахиной
Ответ:Быть добрым, чистым, открытым человеком, жить в гармонии с природой и самим собой
7
VII.
Рефлексия
Состояние души на уроке…
Задание: приведи слова – ассоциации, связанные с твоими эмоциями на уроке. Некоторые примеры: солнечное пробуждение природы, звонкий ручей и т.д.
Слайд№13
Задание: составь синквейн, отражающий твое настроение на уроке.