Тема: ,,Есть сила благодатная В созвучьи слов живых.” (По произведениям М.Ю.Лермонтова ,,Ангел”, ,,Молитва”, ,,Когда волнуется желтеющая нива”).
Submitted by Мария Васильевна Исляйкина on вс, 22/12/2013 - 20:36
Ход урока.
I.Запись на доске слова «молитва».
Задание №1: запишите в тетрадях слова, которые возникли в вашем сознании при произнесении этого слова. (Молитва, просьба, свеча, церковь, монах, вера, крест, сияние, луч).
Задание №2: запишите словосочетания с данным словом (светлая молитва, тихая молитва, нежная молитва, грустная молитва, красивая молитва).
Задание №3: запишите предложение.
«Молитва- это составленный текст, с помощью которого мы обращаемся к Богу с какой- либо просьбой. Просьбы могут быть разные: о спасении души, детей, страны.
Послушаем песню в исполнении Жанны Бичевской «Господи, помилуй».
- Как воздействует молитва на вас?
II. М.Ю.Лермонтов был верующим человеком и тонким лириком.
Тема урока: «Есть сила благодатная В созвучьи слов живых».
Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения «Молитва».
Прочитаем вместе первую строфу: В минуту жизни трудную,
Тесниться ль в сердце грусть;
Одну молитвы чудную
Твержу я наизусть.
- В какую минуту лирический герой твердит «одну молитву чудную»?
(«В минуту жизни трудную».
Только ли лирический герой обращается к молитве во время сложных ситуаций? Не поступаем ли мы с вами таким образом?)
Прочитаем вместе вторую строфу.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
Благодатный- значит, исполненный Божественной благодати (само слово «благодать» церковное и обозначает «приносящий благо, добро, счастье. В данном случае это именно та сила, которая возвращает человеку душевное равновесие, укрепляет его дух и веру. И эта «сила благодатная» заключена в созвучьи слов живых».
«Созвучье слов живых»- это поэтическая речь, которая обладает могучей святой, благодатной и не менее могучей чарующей, способной околдовать, обольстить, возвысить «силой».
Читаем вместе третью строфу.
С души как бремя скатиться,
Сомненье далеко-
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
Какую силу имеет молитва?
(Молитва очищает душу, просветляет, успокаивает).
- Почему стихотворение заканчивается многоточием?
(Состояние души после произнесения молитвы трудно передать словом).
III. Анализ стихотворения «Ангел». Это произведение было написано М.Ю.Лермонтовым, когда поэту было 16 лет.
(В полночь по небу ангел летел и тихую песню он пел. А слушали эту святую песню звёзды, месяц, тучи).
- Какую картину вы нарисовали к этой строфе?
- О чём повествуется во второй строфе?
(Ангел пел «о блаженстве безгрешных духов под кущами райских садов», пел о Боге великом, хвала его искренняя).
- Читаем и анализируем третью строфу.
(Ангел нёс на землю душу младую для мира печали и слёз. И звук песни ангела в душе земного человека остался живой).
- Читаем четвёртую строфу (здесь повествуется о том, что душа томилась на земле, какое-то чудное желание было у неё, потому что звуки небесные были красивые, божественные, и душа потянулась к Богу).
Песня ангела- это воплощение мечты, стремлений, идеалов Лермонтова, душа которого «чудесного искала». Стихотворение удивительно, музыкально, оно само звучит как песня, которую хочется не только слушать, я «внимать ей».
Послушайте музыку. Верди «Тоска».
- Какую-то параллель между стихотворением Лермонтова и музыкой Верди можем провести?
(Те же чудные звуки, возвышающие и очищающие душу).
«Нива волнуется». «слива прячется», «ландыш приветливо кивает головой», «ключ играет», «лепечет». Лирический герой этого стихотворения успокаивается на природе, забывает о невзгодах, радуется, обретает счастье на земле и верит в существование Бога, т.е. обретает внутреннюю гармонию.
Просмотр видеоролика «Когда волнуется желтеющая нива».
Защита проектной работы «Иллюстрирование».
Написать шесть предложений «Моя молитва» или «Лермонтов пишет о…».