Официальный сайт travelspo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Доклад на тему "Использование музейной педагогики на уроках русского языка и литературы"

Фото пользователя Алия Жумагалиевна Кунаева
Submitted by Алия Жумагалиевна Кунаева on Fri, 20/12/2013 - 19:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кунаева Алия Жумагалиевна
Место работы, должность: 

МБОУ - СОШ с.Золотая Степь, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> О возможностях использования музейной педагогики на уроках словесности</p>

Использование возможностей музейной педагогики на уроках русского языка и литературы.

XXI век ворвался в нашу жизнь бурными социально-экономическими переменами. Меняя облик современного мира, они не обошли и культуру, значимость которой трудно переоценить в формировании таких ценностей как личное достоинство, развитие творческих способностей. Культура – это не только массив доставшегося нам исторического наследия: музеи, библиотеки, архитектурные памятники, - но и все относящиеся к культуре события, участниками которых мы являемся. Механизмом сбережения достижений культуры являются музеи.

Введение музея в образовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно меняющемся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований.

Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования  музейной педагогики. Это ставит перед образованием новые задачи:

§        Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике,

§        Гармонизация развития творческой личности,

§        Формирование национальной идеологии,

§        Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества;

§        Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.

В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.  Понятие «музейная педагогика» было сформулировано и введено в научный оборот в начале XXв в Германии. В нашей стране это понятие нАчало употребляться в начале 70-х годов прошлого столетия.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

      Актуальность музейной педагогики определяется особой важностью на современном этапе реализации непрерывного школьного образования учащихся средствами интеграции учебно-воспитательной работы с музейной деятельностью и недостаточным вниманием к этой проблеме как в научных исследованиях, так и в массовой практике.

         Моей задачей, как педагога является: создание культурно-образовательной, эмоциональной среды вокруг ребенка, среды, которая  способствовала бы решению задач, стоящих перед учителем-словесником. Прежде всего, развитие речи учащихся, повышение общей культуры. Этого можно достичь только тогда, когда ребенок стал участником процесса познания.

Привлечение педагогами музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. Но главное то, что у учащихся повышается мотивация к учебной деятельности. Отличается и урок, проведенный в музее или с использованием музейного экспоната. Музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого, в мир творца. Так прокладывается мостик к сердцу ребенка, так формируются правильные жизненные ориентиры, происходит приобщение к вечным ценностям жизни. В этом суть музейной педагогики. Ученик может взять музейный предмет в руки, почувствовать его сопричастность с прошлым, вызвать эмоциональный всплеск. Ведь предмет хранит энергию того или иного исторического события. Музейные экспонаты расширяют возможности учебного процесса. Они способствуют формированию языковой и духовной культуры школьников, умению мыслить, грамотно и хорошо говорить.

 

           Одно из золотых правил музейной технологии - это развитие исследовательской деятельности учащихся, которая способна помочь ребенку стать творческой личностью, сформировать систему ценностей, где главными оказываются не показатели достатка, а человеческие отношения.

Главное в музейной технологии - уроки доброты.

Цель учителя - увлечь, зажечь, направить в нужное русло. Музейная технология дает неограниченные возможности учителю для проведения нестандартных уроков. Это урок в музее, урок-описание экспоната музея, урок-защита проекта, презентация поискового материала, интегрированные уроки с использованием музейных материалов.

4 декабря я посетила открытый урок по литературе, который был проведен в рамках муниципального семинара «Мастер-классы Ассоциации лучших учителей».Урок был посвящен анализу бытовой сказки «Солдатская шинель» и при его проведении учитель применила технологию музейной педагогики. Она привезла из школьного музея настоящий музейный экспонат – солдатскую шинель, рассказала историю появления данного экспоната в музее. Ребята с огромным интересом рассматривали шинель, сначала сидя за партами, но когда учитель разрешила встать и потрогать ее руками и даже залезть в карманы, то здесь восторгу ребят не было предела.

Немного из личного опыты. Так, при проведении урока по развитию речи на тему «Письмо» в 5 классе, для примера детям было зачитанописьмо солдата с фронта. Ребята с интересом слушали письмо, интересовались, остался ли солдат живым после той страшной войны.
«Дорогая Дашечка,  милые мои сынки и красногубая Тонечка! Привет вам с фронта! Папка ваш воюет с проклятыми оккупантами и очень скучает по нашему дому…. Надеюсь на скорую победу, не сомневайтесь, приложу я все силы, чтобы разбить обнаглевшего гада.  Дети не будут краснеть за отца… . 
Даша, родная. Береги наших детишек, не жалей вещей, коли трудно случается, продавай. Наживем. Лишь бы скорее война кончилась. И себя береги, дорогая. Тебе, Женя, мой отцовский наказ. Помогай маме, слушайся во всем. Ты же в доме за старшего. Целую вас крепко, мои родные. Предстоит нам жаркий бой. Цель у нас одна – победить. Передавай мой привет всем родным. Ваш муж и отец  Михаил Яцков. 19 ноября 1943г…»

         Так же в 5 классе на уроке по развитию речи на тему «Описание игрушки – матрешки» я принесла на урок настоящую матрешку, и когда мы начали разбирать игрушку, то многие ребята с интересом рассматривали каждую куколку, и было видно, что настоящую матрешку многие из них видят впервые.

           Музейная педагогика помогает прожить ребенку не одну свою жизнь, а сотни других жизней, о которых расскажет каждый экспонат музея. В сфере музейной педагогики нет места вандализму, она помогает не разрушать, а создавать. Она помогает отгадывать загадки, оставленные старинными вещами наших предков. Музейная педагогика - это интеграция музея в систему образования.

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
выступл.rar 783.9 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн